Лента новостей

04:21
Хрущёв: от рабочего до лидера ядерной сверхдержавы
02:31
Выгодоприобретатели русофобской истерии
01:25
Украина отомстит укробеженцам в Европе
00:46
Русские прорвали позиции ВСУ, украинские командиры запаниковали и бросили в бой одну из самых неподготовленных бригад
00:15
Удивлённые революционеры
00:12
Бои у Купянска: как наши проламывали оборону врага перед штурмом Кисловки (ВИДЕО)
22:33
Asia Times: НАТО вместо «советников» забрасывает на Украину спецназовцев, как США делали во Вьетнаме
21:58
Бывший агент ЦРУ в ООН обвинил США в подрыве «Северных потоков»
21:57
Россия национализировала компании Ariston и Bosch
21:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 26 апреля
21:55
Зеленский доложил западным хозяевам о формировании новых бригад ВСУ из насильно отловленных на улицах мужчин
21:20
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 апреля
21:19
В ДНР будут завозить сотрудников из других регионов - оплатят переезд и обеспечат жильём. Местные жители, работающие за МРОТ, возмущены
21:18
СМИ сообщили об обысках в музее, основанном Абрамовичем и его супругой
21:12
Торговля билетами на «родину Нормандского формата»: по волнам истории
20:14
Цель расширения НАТО – золото нейтральных стран
18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»«В 90-е мы выиграли миллион!»

«В 90-е мы выиграли миллион!»


У «странствующего репортера» Игоря Ротаря вышла очередная, четвертая по счету книга — «Исповедь бывшего журналиста. Тайны российской журналистики от перестройки до наших дней».

— Насколько я понимаю, нынешняя книга принципиально отличается от предыдущих?

— Да, в предыдущих книгах я рассказывал о своих путешествиях «по горячим точкам», кризисным регионам, а в этой книге я концентрируюсь на проблемах журналистики. В первой части я рассказываю о разных аспектах российской журналистики как таковой. Я пишу о стилях российской прессы, ее «нравах» и о многом другом.

— И какие же «стили» есть или были у российской журналистики?


— Помню читал воспоминания какой-то журналистки «Известий» советских времен. Она потешалась над неким коллегой, не читавшим «Повести Белкина» и другую классику. С точки зрения дамы, это был явный признак профнепригодности. При всем своем уважении к классике я твердо убежден, что современный журналист вовсе не обязан быть образованным человеком в гуманитарной сфере. Можно писать великолепные аналитические статьи и репортажи и не знать ни одного стихотворения Пушкина.

Дело в том, что советская журналистика была скорей литературой. Впервые новый, так называемый «англосаксонский» стиль ввел в российской журналистике редактор «Независимой Газеты» Виталий Третьков. В «Независимой» стилю придавали приблизительно такое же значение, как в научном журнале. Главное было донести новую информацию, уметь анализировать.

Кстати, в своей книге «Как стать знаменитым журналистом» Виталий Товиевич объясняет, почему англосаксонская журналистика отличается от российской. Дело в том, что в Великобритании она появилась уже тогда, когда в стране существовала развитая литература, а в России литература и журналистика появились одновременно; от этого и произошло их смешение.

В общем, с началом перестройки в России появились как газеты «англосаксонской» школы («Коммерсантъ», «Независимая», РБК, «Ведомости»), так и прежней российской («Новая Газета», «Общая Газета»).

— То есть в российской прессе есть газеты всего двух стилей?


— Нет, это не так. В перестроечные годы появилось еще одно новое явление в российских СМИ — так называемая «желтая пресса». Эти газеты рассматривали ценность новости, исходя из объема аудитории, которую эта новость привлечет. Журналистка «Комсомольской правды» Л.А.Васильева сформулировала критерии отбора новостей: броскость (наркоманы украли в парке лебедей и сделали из них шашлык), оригинальность (две бабки в деревне не могли поделить деда и одна подожгла принадлежащий другой бабке сарай с сеном), прикольность (конкурс на лучший обогреватель в условиях, когда в регионе среди зимы нарушилось отопление), оглушительность (испытание на журналистах газеты препаратов от импотенции). Наиболее же предпочтительные темы в желтой прессе: секс, еда и цены.

— Насколько сильно нынешняя журналистика отличается от той, что была в 90-е?

— Просто колоссально. В 90-е мне посчастливилось работать в «Независимой Газете» созданной Виталием Товиевичем Третьяковым. Это была действительно независимая газета, цензуры в ней не существовало в принципе! В одном номере часто выходили статьи с прямо противоположными взглядами на произошедшее событие. С командировками в газете тоже не было проблем: езжай, куда хочешь и пиши!

Пусть и в несколько меньшей степени, но та же свобода царила и в других СМИ. Журналисты чувствовали себя счастливыми людьми. Как сказала мне тогдашний корреспондент «Московского Комсомольца» Юлия Калинина, «у меня было такое ощущение, как-будто я выиграла миллион», и я с ней полностью согласен.

— Да, журналистам 90-х можно позавидовать. Наверное, все силы уходили на работу, на другое времени просто не оставалось.

— Не стоит нас идеализировать. Нравы в журналистской среде были очень раскованные. К примеру, очень многие женщины этой профессии матерились.


— Ну, сейчас эту манеру переняли и очень многие представители чуть ли не всех профессий.

— Увы, да. И все же одна такая характерная «картинка» из прошлого: журналистки одной из редакций «Независимой Газеты» приветствовали меня «просьбой» показать… ну, в общем, вы понимаете. Это, конечно, не было предложением, сделанным всерьез, а просто «милой шуткой».

Другой «привычкой» тогдашних журналистов была немалая любовь к зеленому змию. Пить в редакциях часто начинали где-то уже с трех часов дня. Многие мои знакомые журналисты умерли от алкоголизма, не дожив и до 50-ти.

Помню такую историю про ныне покойного фотографа «НГ». В редакции слушают сообщения из захваченного боевиками Радуева Кизляра: «В заложниках оказался также фотокорреспондент „НГ“, фамилию которого установить не удалось». Журналисты переглядываются. Все понимают, что Володя был настолько пьян, что не смог сказать свое имя.

— Ладно, вернемся в настоящее. На ваш взгляд, сейчас в России действует абсолютная цензура?

— Я бы не стал утверждать столь категорично. Так, цензура (вопреки мнению либералов) в тех СМИ, где я работал, была минимальна. Мне кажется, что Кремль действует по-другому. Довольно значительная свобода слова сохраняется даже в проправительственных СМИ; просто периодически в них «сливают» нужную Кремлю информацию. Ну и плюс, конечно, контроль над наиболее рейтинговыми ТВ каналами и газетами.

То есть Кремль заботится не о цензуре, как таковой (учитывая, что в интернете найти альтернативную информацию совсем несложно), а о том, чтобы зомби-обыватель смотрел правильные каналы.


Правда, ситуация ухудшается с каждым днем. Взять хотя бы закон об иностранных агентах. Присваивая этот статус независимым СМИ, Кремль добивается того, что предприниматели боятся давать в них рекламу.

Но лично я пока, слава богу, с явной цензурой сталкивался крайне редко. Другое дело, что теперь пресса стала гораздо циничней, и ее интересует гораздо более узкий диапазон тем. Да и в командировки теперь особенно не поездишь. Нынешние журналисты в основном сидят в Москве и просто копируют новости из интернета, снабжая их примитивными комментариями.

Другим новшеством стала «партийность» СМИ. Я убежден, что журналист должен работать «без гнева и пристрастия», соблюдая нейтралитет в любом конфликте. Увы, сегодня такая позиция очень не модна. И «либералы», и государственники требуют, чтобы «автор определился с кем он». A я вот принципиально этого делать не хочу. Работать пропагандистом (на любую из сторон) мне просто скучно.

— То есть вы считаете, что либеральные СМИ тоже необъективны.

— К сожалению, это так. Так у меня лично были случай, когда либеральное СМИ отказало мне в публикации статьи, так как они «работала в пользу Путина». Или взять американскую прессу. Расскажу о тех темах, которыми занимался в ней сам.

Например, во время войны в Югославии невозможно было написать статью, хоть частично оправдывающую действия сербов. А в нынешней ситуации в Восточной Украине безоговорочная правда, естественно, на стороне украинцев, противостоящих «российской оккупации». Хотя формально американские журналисты и пытаются быть «объективными и нейтральными», в реальности статьи получаются «черно-белыми», четко выражающими позицию одного из участников конфликта.

Или взять работу советологических центров. Так, во время первой войны в Чечне сотрудники фонда, где я работал, называли в своих статьях чеченскую столицу не Грозный, а Джохар (после смерти Дудаева сепаратисты переименовали город в его честь). Это было бы правомерным лишь в случае признания Вашингтоном независимости Чечни, а этого, естественно, не было.

Правда, справедливости ради, стоит добавить, что американские СМИ действуют все же не так грубо, как многие российские пропагандисты, например, ведущие программы «60 минут».

— То есть «свобода прессы» — это миф повсюду?

— Сейчас — да. A вот в 90-е российские СМИ были по-настоящему свободны. Возможно, что это единственный такой прецедент во всем мире.

Но, пожалуй, больше я ностальгирую даже не по тому ощущению свободы. Мы были очень амбициозны и искренне верили, что нам удастся изменить мир. В чем-то мы были похожи на комсомольцев 30-х годов, только с противоположным знаком. И, кстати, по крайней мере тогда, наше влияние реально было велико: к статьям журналистов прислушивались, их реально боялись. Увы, теперь все это уже оказалось в прошлом.

Беседовал Анатолий Михайлов



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх