Сегодня она занимает, пожалуй, центральное место в финансовой системе мира и во многом определяет ее судьбу. За сто с лишним лет человечество настолько свыклось с этой мыслью, что большинство уже не задаются вопросом, а почему, собственно, повседневная жизнь каждого россиянина (англичанина, китайца, бразильца и т.п.) должна зависеть от частной организации, которая печатает деньги для американского правительства? И как же так вышло, что на глазах у всего мира вот уже сто лет подряд совершается афера поистине планетарного масштаба?
Частные или честные?
Нет, мы не ошиблись, назвав ФРС частной организацией: кому-то это может показаться выдумкой, но вся Америка действительно существует, по сути, за частный счет. Признаем, так было не всегда: подсадить американцев на частные деньги банкирам удалось лишь с третьей попытки. В XIX веке в стране дважды учреждались и оба раза ликвидировались Центральные банки, и около 80 лет выпуском денежных знаков руководило само государство.
Но в конце концов частный капитал победил, и помог ему в этом, как ни странно, кризис. Во время рецессии 1907 года финансист Джон Пирпонт Морган скупил ряд трастовых компаний, находившихся на грани банкротства, тем самым создав себе репутацию спасителя американской экономики. И когда он инициировал проведение масштабной финансовой реформы, никто особо не возражал. Разрабатывать реформу доверили другу Моргана — Нельсону Олдричу, помимо всего прочего приходившемуся внуком нефтяному магнату Джону Дэвисону Рокфеллеру. Вместе с ним над проектом потрудились ряд крупных банкиров и представители Казначейства.
Суть документа сводилась тому, что в стране должна быть создана Национальная резервная ассоциация, которая управлялась бы советом директоров из числа банкиров. Полномочия ей приписывались самые широкие: от выпуска денег до права выделять чрезвычайные кредиты банкам-членам ассоциации. Таким образом, крупнейшие банковские семьи, фактически, создавали для себя огромный печатный станок, которым могли бы распоряжаться по своему усмотрению. Но и этого было мало: по изначальному замыслу, Ассоциация получала право еще и собирать налоги с населения и бизнеса, действуя в качестве фискального агента правительства.
Столь наглая попытка приватизировать всю финансовую сферу США вызвала резкий отпор Конгресса. Однако даже громкие возгласы демократов и республиканцев не помешали банкирскому лобби слегка подправить концепцию и подсунуть проект уже Федеральной резервной системы президенту Вудро Вильсону, который слабо разбирался в финансовых вопросах. Так и появился знаменитый Федрезерв. Новая организация опиралась на 12 резервных банков и управлялась советом директоров, назначение которых номинально контролировал президент. Задачей ФРС было страховать банки на случай кризиса. Для этого организация была наделена правом печатать деньги.
На волне бесконечного долга
Изобретенная тогда схема оказалась незатейлива: банки, входившие в ФРС, печатали доллары, а правительство Соединенных Штатов выпускало долговые облигации («трежерис»). Затем государство обменивало свои облигации на эмитированные частными банками деньги и использовало их, например, в бюджетных целя. Так оно происходит и по сей день с той лишь разницей, что сейчас доллары по большей части не печатают, а просто «рисуют» на счетах Федрезерва.
Помимо государственной казны, ФРС волен кредитовать и частные банки — причем делает он это по своему усмотрению, не спрашивая на то разрешения ни у Конгресса, ни у президента. По некоторым данным, в ходе кризиса 2008–2009 годов Федрезерв напечатал для входящих в его состав банков около 16,1 трлн долларов. После того, как информация утекла в СМИ, тогдашний глава Федрезерва Бен Шалом Бернанке заявил следующее: ФРС — это организация, которая не является государственным институтом, а потому не несет никаких обязательств перед американцами и не собирается отчитываться о своей кредитной политике.
Вообще, Бернанке, руководивший ФРС до 2014 года (на этом посту его сменила Джанет Йеллен, которая и возглавляет организацию в настоящее время) — фигура более чем примечательная. Достаточно упомянуть, что он получил прозвище «Вертолет Бен» после того, как публично заявил, что в условиях кризиса разбрасывание денег с вертолета будет весьма полезным для борьбы с дефляцией.
Мировая порука
Не удивительно, что главным эффектом от применения упомянутой схемы стал неуклонный рост госдолга США. В 1914 году, через год после учреждения ФРС, государственный долг Америки составлял 2,9 миллиарда долларов. За прошедшее столетие он увеличился в 5000 раз и по состоянию на август 2015-го достиг 18 350 трлн долларов. Только на уплату процентов по нему государство тратит свыше 450 млрд долларов.
Но кому какое дело, если всегда можно напечатать еще? Незамысловатая система обмена бумажек на бумажки волшебным образом становилась универсальным средством, пригодным для решения практически любых проблем, в том числе и погашения госдолга перед иностранными кредиторами. «США могут выплатить любой долг, какой у них есть, потому что всегда могут напечатать побольше денег», — заявлял в 2011 году Алан Гринспен, предшественник Бернанке на посту главы ФРС.
Понятно, что при таком раскладе вопрос о каком-либо обеспечении доллара не стоит в принципе: это ведь даже не государственные деньги, а лишь «ценная» бумага, одолженная американским правительством у частной лавочки и разрешенная к обороту в стране. Впрочем, если бы дело ограничивалось пределами одной страны, эта финансовая пирамида рухнула бы давным-давно: никакой рост экономики или природные богатства отдельно взятого государства не способны выдержать веса такого паразита. Но американская экономика теснейшим образом связана с мировой, и главное — доллар является мировой расчетной валютой. Из-за этого поток зеленой массы беспрепятственно покидает пределы Штатов, обеспечивая поступление в страну сырья, энергоносителей и специалистов со всего мира. По приблизительным подсчетам, за последние 5 лет США влили в мировую экономику около 2,75 трлн долларов (!), которые ФРС сгенерировала, что называется, «из воздуха».
Участи скупщиков US Treasuries, к сожалению, не миновали и российские монетарные власти: по последним данным, РФ владеет американскими долговыми обязательствами на сумму в 81,7 млрд долларов и является 16-м по величине кредитором США.
Вперед, к новому суперкризису?
Тем не менее в последние годы над связкой «доллар-трежерис» стали сгущаться тучи. Реальные предпосылки для мировой экономической гегемонии США уже утратили: производство в массе своей выведено за пределы страны, принципиального технологического отрыва от стран ЕС и даже России достичь не удалось, а союзники по всему миру все более активно проводят самостоятельную политику.
О приближении к новому суперкризису свидетельствует и поведение самих Соединенных Штатов: Вашингтон по факту отказался от принципов свободной мировой торговли, за счет которой последние 70 лет завоевывал рынки и экспортировал доллар. Вместо дальнейшего развития ВТО США принялись лихорадочно мастерить новые зоны свободной торговли, куда пустили лишь избранных союзников. Кончина Федрезерва неминуема. Это лишь вопрос времени — и растягивать это время становится все сложнее.
Коварство ФРС заключается в том, что когда система рухнет, она потянет полмира за собой. Обесценивание доллара нанесет колоссальный урон десяткам государств и многим миллионам их жителей, которые держат свои сбережения в напечатанных американскими банкирами бумажках. Именно поэтому за сто с лишним лет никто так и не решился на разоблачение Федрезерва: когда все в доле, разоблачать аферу просто некому.
По своей воле или нет, но мы с вами тоже оказались соучастниками этого дела. Единственное, что в наших силах — это не подкармливать монстра своими честно заработанными, а не нарисованными деньгами.
Виктория Фоменко
Читайте нас: