Кое-что об обязательствах, которые давал французам П.Н. Врангель.
Сначала предыстория, её возьмём в книге С. В. Карпенко «Антанта и Врангель: помощь союзников и ее цена»
Англичане и французы решили выступить в качестве посредников в установлении мира между Россией и Польшей, для чего в 1920 году «30 июля британское правительство послало ноту в Москву, в которой впервые от имени Великобритании и Франции сообщалось, что оба правительства согласны на проведение конференции с участием советского правительства…»[19].
В то же время Белой Армией Врангеля был занят Крым - «…представляя себе ход переговоров между Францией и Великобританией лишь в самых общих чертах, П.Н. Врангель стремился добиться максимума: признания и как политической поддержки, и как политической основы для оказания материальной помощи военным снабжением и предоставлением валютного займа. Поскольку на безвозмездную материальную помощь рассчитывать не приходилось, крупный валютный займ – это ясно понимал и он, и А.В. Кривошеин (председатель правительства Юга России - arctus) – оставался единственным способом радикально улучшить снабжение Русской армии за счет собственных заграничных закупок и ввоза в Крым военных материалов. Так, 25 июня А.В. Кривошеин телеграфировал П.Б. Струве в Париж: «Необходимо выяснить и, буде возможно, урегулировать кардинальный вопрос снабжения армии…, ибо без заграничных военных материалов невозможно дальнейшее наступление и даже крайне затруднительна задача обороны Крыма».[20]
«Изнашивается оружие, иссякают огнеприпасы, приходят в негодность технические средства борьбы. Без них мы бессильны. Приобрести все это нет средств. Наше экономическое положение становится все более тяжелым. Хватит ли сил у нас дождаться помощи, придет ли эта помощь и не потребуют ли за нее те, кто ее даст, слишком дорогую плату. На бескорыстную помощь мы рассчитывать не в праве. В политике Европы тщетно было бы искать высших моральных побуждений. Этой политикой руководит исключительно нажива» - такие мрачные мысли терзали Врангеля [21]. Тем не менее, он считал, что Деникин совершил ошибку, отказавшись в 1919 г. удовлетворить требование Великобритании и Франции предоставить их фирмам концессии на территории ВСЮР под обеспечение просимого им займа. Осуждая Деникина за «упорный отказ от использования для привлечения иностранного капитала громадных естественных богатств юга России», Врангель готов был заплатить за освобождение России от большевизма и «слишком дорогую плату»: часть экономического достояния страны [22].
Выполняя его инструкции, М.В. Бернацкий (министр финансов в правительстве Врангеля – arctus ) в течение лета неоднократно информировал правительство и банковские круги Франции, что правительство Врангеля признает государственные долги России и долги деникинского правительства, а также согласно покрывать денежную помощь и военное снабжение экспортом во Францию зерна и других видов сырья как из Таврии, так и с территории, «предполагаемой к занятию»[23].»
Франция и Англия, естественно, каждая действовали в направлении обеспечения для себя наибольших выгод, и «в то время, как британцы … , Франция усилила помощь полякам и демонстративно признала Правительство юга России.
Признание Францией прежде всего было нацелено на укрепление положения Русской армии в Таврии и стимулирование П.Н. Врангеля на активные действия в направлении Правобережной Украины, фактически – с целью помочь польским войскам. Ввиду того, что М.В. Бернацкий неоднократно заявлял о готовности признать долги царского, Временного и деникинского правительств и о согласии покрывать военное снабжение экспортом сырья, прежде всего зерна, с юга России, французское правительство в середине сентября приняло решение выделить П.Н. Врангелю займ на сумму в 100 млн. фр. Причем займ предполагался в товарной форме: правительство Врангеля не получало ни одного франка – вся сумма шла на оплату военных поставок в Крым.
А теперь от предыстории - к главному.
Обязательства Врангеля перед Францией, упомянутые выше, очевидно, взяты из договора*:
Договор
Врангель обязуется:
1. Признать все обязательства России и ее городов по отношению к Франции с приоритетом и уплатой процентов на проценты.
2. По сведениям Советского Правительства Франция конвертирует все русские долги и новый 6 1/2 0/0 заем, с частичным годовым погашением, на протяжении 35 лет.
3. Уплата процентов и ежегодного погашения гарантируется:
а) передачей Франции права эксплуатации всех железных дорог Европейской России на известный срок;
б) передачей Франции права взимания таможенных и портовых пошлин во всех портах Черного и Азовского морей; в) предоставлением в распоряжение Франции излишка хлеба на Украине и в Кубанской области в течение известного количества лет, при чем за исходную точку берется довоенный экспорт; г) предоставлением в распоряжение Франции трех четвертей добычи нефти и бензина на известный срок, при чем в основание кладется добыча довоенного времени; д) передачей четвертой части добытого угля в Донецком Районе в течение известного количества лет. Указанный срок будет установлен специальным соглашением, еще не выработанным.
Пункты б, в и д вступают в силу немедленно по занятии войсками ген. Врангеля соответствующих территорий. Суммы, вырученные благодаря экспорту сырья, имеют быть использованы для уплаты процентов по старым долгам.
4. При русских министерствах финансов, торговли и промышленности в будущем учреждаются официальные французские финансовые и коммерческие канцелярии, права которых должны быть установлены специальным договором.
5. Франция берет на себя задачу восстановления русских оружейных и снарядных заводов, при чем в первую очередь вооружается новая армия. Франция и Россия заключают наступательный и оборонительный союз, сроком на 20 лет.
Этот документ был опубликован в английской газете «Daily Herald» от 30/VIII 1920 г.
Игорь Пыхалов привёл простой анализ: «Мало того, что эти унизительные условия грубо попирали суверенитет России. Следует иметь в виду, что довоенные российские внешние займы брались под 3–5 %, по состоянию на 1 января 1913 года средняя ставка по ним составляла 4,25 %. Теперь же обнаглевшие «лягушатники» собирались повысить процентную ставку по невыплаченным кредитам до 6,5 %, то есть более чем в полтора раза.
В отличие от бывших «союзников», соглашение с немцами было заключено на основе урегулирования всех спорных вопросов путём взаимного отказа от претензий. При этом Германия признавала национализацию немецкой государственной и частной собственности в РСФСР.
Таким образом, выбор в пользу Запада, … означал необходимость уплаты долга в 18,5 миллиардов золотых рублей – пять с половиной годовых бюджетов Российской империи образца 1913 года. И это не считая стоимости национализированных предприятий.»
Выводы делайте сами.
По этой теме на данный момент пока всё. Будем искать. До новых встреч.
[19] Штейн Б. Международное положение и внешняя политика РСФСР в период врангелевщины//Разгром Врангеля, 1920. М., 1930. С.25-26.
[20] Кривошеин К.А. Указ. соч. С.327.
[21] Врангель П.Н. Записки. Ч.2. С.135.
[22] Там же. С.16.
[23] Врангель П.Н. Записки. Ч.2. С.181-183; Раковский Г. Конец белых. С.97.
[24] Врангелевщина (Из материалов Парижского «посольства» Временного правительства)//Красный архив. 1930. № 3. С.11.*«Антанта и Врангель». Сборник статей, вып. I, стр. 25-26., или
Пионтковский С.А.. Гражданская война в России (1918-1921). Хрестоматия. М.: Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова. - 708 с., 1925 Глава «Крестьянство и Белая Армия»
Читайте нас: