Наверное, мало кто знает, когда появился первый кроссворд в его современном виде. А случилось это в такой же день 1913 года, когда американская газета «Нью-Йоркс уорлд» опубликовала словесную шараду-головоломку, которая впоследствии и получила это незатейливое название - «кроссворд». Его автором был корреспондент газеты Артур Уинн, молодой журналист, эмигрировавший в Америку из Ливерпуля.
Однажды дома Артур нашел в своем шкафу листок со странным образом написанными словами. Позже он вспомнил, что это были «магические квадраты», или «магические слова» - игра, известная еще с античных времен, в которую с ним играл в детстве дед. Считалось даже, что «магические квадраты» приносят удачу, поэтому древние римляне часто изображали их на стенах своих домов. Принцип игры был следующим: одни и те же слова располагались в расчерченной сетке и по горизонтали, и по вертикали, Артур же упростил и усовершенствовал ее, словом, сделал то, что мы сейчас и называем кроссвордом.
Но все же подлинное авторство первого в мире кроссворда установить сложно. Некоторые полагают, что его изобрел южноафриканский заключенный Виктор Орвилл, который, мысленно перенося плиты-квадратики пола тюремной камеры на листки бумаги, вписывал в них слова. Когда Орвилл наконец-то составил свою первую головоломку, то отправил ее в одну из местных газет, и та впоследствии печатала его кроссворды чуть ли не в каждом номере. В один прекрасный день Орвилл вышел на свободу, полагая, что стал всемирно известным. Но игра к тому времени уже облетела весь мир, обрела невиданную популярность, и мало кого интересовало, кто же ее все-таки придумал.
Сейчас за право считаться первооткрывателями кроссвордов спор ведут сразу несколько американских журналов, ученых и непосредственно самих составителей. Например, в «Книге рекордов Гиннеса» самым ранним образцом кроссворда считается 25-буквенный акростих римского происхождения, найденный в 1868 году на стене одного из зданий в британском Сайренсестере. (Кто не в курсе, акростих – это стихотворение, в котором определенные - чаще первые и последние - буквы строк образуют какое-либо слово или изречение). Претендентом на это звание считаются также так называемые «смешанные квадраты», напечатанные в США в «Народном домашнем журнале» в 1904 году.
В СССР «первопроходцем» может считаться журнал «Огонек», который 12 мая 1929 года выпустил первый номер с кроссвордом.
Сегодня кроссворды везде - в газетах, журналах, на телевидении, проводятся даже чемпионаты по разгадыванию чайнвордов, скандинавских, итальянских и английских кроссвордов. Но всего этого могло бы и не быть, если бы в далеком 1913 году Артур Уинн не нашел у себя дома потрепанный листок с «магическими квадратами»…
В 1925 году в Москве в здании Большого театра был проведен официальный просмотр фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
В январе следующего года состоялась его публичная премьера, а затем - триумфальное шествие по экранам всего мира. Критика, журналисты, знаменитые режиссеры, среди которых был сам Чарли Чаплин, назвали эту картину «лучшим фильмом всех времен и народов». На Парижской выставке искусств в 1926 году «Броненосец Потемкин» получил Супер Гран-при.
В этот день состоялось событие, значение которого для всей постсоветской истории трудно переоценить. 21 декабря 1991 года на Алма-Атинской встрече глав девяти государств была подписана Декларация об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ.
Прощание с бывшей империей прошло без эксцессов. Говоря о новом образовании – Содружестве Независимых Государств со столицей в Минске – Леонид Кравчук не уставал подчеркивать: «Это не государство». А Борис Ельцин по прилете в Москву добавил: «...без Центра, без диктата, только лояльная координация...»
В свою очередь еженедельник «Союз» по горячим следам писал: «Итак, почти 70-летняяистория многострадальной страны, название которой «Союз Советских Социалистических Республик», завершилась в Алма-Ате 21 декабря 1991 года в 14.30 по московскому времени. Этот торжественный миг похорон СССР и рождение первого Содружества запечатлели более 500 журналистов, в том числе около 200 иностранных...»
Кто же поставил эти девять исторических подписей? Борис Ельцин, Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич, Нурсултан Назарбаев, Аяз Муталибов, Левон Тер-Петросян, Мирча Снегур, Ислам Каримов и Аскар Акаев… А где же Михаил Горбачев? Вот цитата из газеты «Мегаполис-Экспресс»: «Алма-Ата войдет в историю, как место официального «гильотинирования» президента СССР. Всадники поскачут дальше. Без головы…»
В такой же день в Ленинграде родился талантливый советский режиссер Леонид Александрович Квинихидзе. Известность ему принесла телевизионная лента по роману Алексея Толстого «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Но наибольший зрительский успех снискали его музыкальные фильмы «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания!», при создании которых режиссер выступал также и в качестве сценариста. Главные роли в этих картинах исполняли такие звезды советского кино, как Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Александр Абдулов, Наталья Андрейченко, Олег Табаков…
В 1375 году умер Джованни Боккаччо. На его могиле написано: «Он занимался благодатной поэзией».
Долгое время считалось, что Джованни родился в Париже в середине 1313 года от незаконной связи купца со знатной французской дамой. Эту легенду придумал флорентийский историк Филиппо Виллани. На самом же деле Боккаччо родился либо во Флоренции, либо, что вероятней, в Чертальдо.
В середине 20-х годов отец отвез Джованни в Неаполь и отдал в обучение к крупному коммерсанту. Вскоре, однако, выяснилось, что к этой профессии у мальчика нет решительно никакого стремления. Тогда ему было приказано ходить в университет и изучать каноническое право. Но и к этому делу склонности у него не оказалось. Увлекала же юного Боккаччо только поэзия. Деньги и положение отца открыли ему доступ в великосветское общество, где читались стихи трубадуров, распахнули перед ним двери литературно-научного кружка, собиравшегося вокруг короля Роберта Анжуйского. Неаполь первой половины XIV века был одним из крупнейших культурных центров Западной Европы. В университете читал блистательные лекции близкий друг Данте Чина да Пистойя, а Джотто расписывал фресками королевский дворец. Бокаччо написал множество произведений, но в мировую литературу он вошел как автор знаменитого «Декамерона».
В 1610 году под Калугой в отместку за утопление по его приказу правителя Касимовского «ханства» Ураз-Магомета своими же охранниками-татарами был убит едва не ставший русским царем Лжедмитрий II. Он бежал в Калугу из подмосковного Тушина, где располагался его огромный разбойничий лагерь, почти 2 года осаждавший Москву. Лжедмитрий II выдавал себя за «чудом спасшегося» во время московского восстания 1606 года другого самозванца — Лжедмитрия I, который в свою очередь выдавал себя за «чудом спасшегося» от смерти в Угличе в 1591 году царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного.
За отказ принять ухаживания Лаврентия Берии она отсидела 8 лет в лагерях, а в 1981 году была убита в собственной квартире. Яркая жизнь – со звездными ролями, бурными романами, поклонниками и врагами, загадочная смерть – детективная история, всколыхнувшая всю страну... В прокрустово ложе официальных биографий с трудом помещается жизнеописание Зои Федоровой – талантливой актрисы, яркой женщины и незаурядного человека, появившейся на свет в такой же день 1909 года.
Историки, писатели, журналисты еще долго будут разбираться в хитросплетениях её судьбы. Простым же зрителям важен тот талант, та легкость, с которой – вопреки всему – играла Зоя Федорова. «Подруги», «Девушка без адреса», «Медовый месяц», «Свадьба в Малиновке», «Москва слезам не верит» - все эти фильмы - не будь ее - потеряли бы часть своего неповторимого обаяния…
В 1993 году скоропостижно скончался Кола Бельды. Золотой голос Севера. Нанаец из Богом забытого глухого села в Хабаровском крае, рано осиротевший сын бедного охотника, ставший эстрадной звездой, одним из кумиров 50-80-х годов, заслуженным артистом России.
Творческий путь Бельды интересен и удачен. После окончания Саратовской консерватории он некоторое время работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа, затем в Калининской и Хабаровской филармониях, а в 1957 году неожиданно стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Молодое дарование сразу же заметили многие деятели культуры (Кольцов, Михалков, Пляцковский). Обратила на него внимание и министр культуры Фурцева. Талантливого артиста пригласили работать в столицу – солистом-вокалистом Москонцерта. А уже в 1960 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. В книге «Искусство советской эстрады», выпущенной в Москве в том же году, имя Кола Бельды стоит рядом с именами таких выдающихся артистов, как Утёсов, Лундстрем, Шульженко, Эдди Рознер, Аркадий Райкин…
Более 30 лет Кола Бельды гастролировал по стране и за рубежом; по линии Госконцерта и Москонцерта выступил в 46 странах мира, став в Европе, например, таким же узнаваемым и популярным, как в СССР. Об этом свидетельствуют многочисленные интервью в прессе, передачи на радио и телевидении, отзывы слушателей и зрителей о его неповторимом голосе, своеобразной манере исполнения и личном обаянии.
Читайте нас: