Возрождение подводного судостроения России в Вашингтоне воспринимают с откровенной опаской. Два года назад российский флот получил атомную подводную лодку типа «Борей» и подводный крейсер проекта «Ясень» — новые подлодки четвертого поколения.
Впоследствии серия «Борей» получила развитие. 18 декабря в Северодвинске на предприятии «Севмаш» состоится закладка уже четвертого атомного подводного ракетоносца проекта «Борей-А». В их строительстве, по словам военного командования, применяются новейшие технологии и последние достижения в области подводного кораблестроения.
Как отмечает в разговоре с нами военный эксперт Евгений Лисовский, «Севмаш» считается колыбелью атомного подводного флота России. «Только атомных подводных лодок за более чем 70-летнюю историю здесь построили больше 130. На предприятии работают лучшие российские конструкторы. На строительство одной стратегической подводной лодки уходит около 6 -6,5 лет, многоцелевые строятся чуть меньше. Это очень сложный и наукоемкий процесс», — говорит эксперт.
«От заказа Министерства обороны до спуска на воду корабль проходит сложный и многоступенчатый путь. Сборке на судостроительном заводе предшествуют месяцы, а иногда и годы в конструкторском бюро. За это время по чертежам создается тело подводной лодки, изготавливаются, а затем соединяются между собой детали корпуса, что требует ювелирной работы. От того, насколько точно части подогнаны друг к другу, зависит жизнь будущего корабля, поэтому испытание на прочность субмарина проходит до того, как принимает окончательные очертания. Уже после этого подлодку начинают наполнять оборудованием», — объясняет процесс создания подлодки эксперт.
Современный корабль – это воплощение в единое целое огромного комплекса технических средств, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом. Там нет лишних шестеренок, лишних деталей, все работает на одну цель. Если сравнивать корабль с человеческим организмом, то благодаря этим достижениям науки и техники у корабля появились глаза, уши, легкие, сердце, но для решения задачи еще нужен мозг, считает профессор, доктор технических наук Владимир Бобрович.
«Умный» корабль – это не военный корабль, который работает сам по себе, но который оказывает серьезнейшую интеллектуальную поддержку командиру. На подводной лодке это до 120 тяжелых компьютеров, работающих на частотах больше 2 гигагерц, которые работаю синхронно, а каждый из них знает полное состояние корабля.
Как говорит генеральный директор ОАО «ПО Севмаш» Михаил Будниченко, задать режим работы корабля, режим работы техники, выбрать необходимый курс и оружие, которое нужно применить по целям — задача командира, а дальнейшая работа по управлению десятка тысяч единиц периферийного оборудования, механизмов, датчиков которые сами настраивают эту громаду – это работа электронных систем, «мозга» подлодки.
В вопросе корабельного приборостроения наша техника успешно конкурирует с лучшими зарубежными аналогами. И, более того, по словам экспертов, мы переходим к реализации идеологии создания боевого пространства внутри корабля, когда решения принимаются в едином информационном пространстве. Эта идея найдет свое воплощение в подложках следующего поколения, которые уже разрабатывают в ЦКБ «Рубин».
Серийный выпуск 5-го поколения подводных лодок в России запланирован после 2030 года.
Возможное появление интеллектуальной системы подобного рода в интервью изданию National Interest американский подводник Брайан Кларк назвал ассиметричным преимуществом над силами США, котороесоздаст проблемы для военно-морских стратегов. Опасения по поводу новых возможностей атомного флота России разделяют и в издании The Inquisitr, считая умные подлодки прямой угрозой для американских военных баз.
Читайте нас: