Накануне в Латвии у мемориала Шкеде прошла траурная церемония памяти жертв «лиепайской резни» – массового убийства местных евреев, продолжавшегося с 15 по 18 декабря 1941 года. В мероприятии приняли участие представители еврейской общины, посол Израиля и генеральный консул России, а также члены местного муниципалитета.
За три «акции» здесь было убито более 2700 человек, это больше половины всего еврейского населения Лиепаи. За два дня до начала расстрелов в местной газете было размещено объявление начальника полиции Фрица Дидриха, что евреям запрещается покидать свои жилые дома с 15 декабря.
Основными исполнителями расстрелов наравне с айнзатцгруппами были участники Латвийской вспомогательной полиции – военизированного формирования, созданного из латышских добровольцев. Именно они уже в ночь на 13 декабря 1941 года начали арестовывать евреев, еще не сосредоточенных в гетто.
Утром 15 декабря в Шкеде начались расстрелы. Евреев, в основном это были женщины и дети всех возрастов, включая грудных младенцев, разделили на группы по 20 человек. Группы по очереди отводили к месту казни, где уже была вырыта канава для тел около трех метров в ширину и 100 метров в длину. Дети, которые могли ходить, стояли вместе со взрослыми, младенцев держали на руках матери. Расстреливали всех вместе, а после того, как тела падали, нацисты подходили убедиться, что убитые не падают признаков жизни.
Подробности этого убийства известны благодаря тому, что немецкие офицеры делали фотографии расстрелов. Снимки позже фигурировали на Нюрнбергском процессе. Они не были уничтожены благодаря тому, что два еврея, оставленные немцами в живых для того, чтобы они работали на них – Давид Зивцон и Меер Штейн – смогли добыть пленку и снять с нее копию.
Это массовое убийство было официально признано военным преступлением. Однако сегодня власти Латвии пытаются оправдать участие местных пособников нацизма в нем тем, что они якобы боролись с Советским Союзом за независимость своей страны. Однако эти оправдания звучат очень неубедительно. Убийства еврейских женщин и детей только за то, что они евреи, вряд ли могло хоть как-то способствовать так называемой «независимости» республики.
Читайте нас: