Лента новостей

04:41
Подготовительные мероприятия перед штурмом дворца Тадж-Бек – резиденции главы Афганистана Амина
03:54
Захи Хавасс: действительности не соответствует!
03:32
ВСУ терпят поражение: новости СВО от 22 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1032-й день спецоперации России на Украине
03:19
Использование React для разработки пользовательских интерфейсов  Использование React для разработки пользовательских интерфейсов Hello, {props.name}! Hello, {this.props.name}! Hello, world! It is {this.state.date.toLocaleTimeString()}.
02:32
Использование Node.js для разработки веб-приложений  Использование Node.js для разработки веб-приложений
02:13
Румыния: воинствующая «демократия» на страже интересов агрессивного глобализма
01:27
«От чипсов до вишни»: шесть тенденций в области продуктов питания, которые взорвут тренды в 2025 году
01:11
ЗАПАДНЫЕ СМИ. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ЗЕЛЕНСКОГО В БРЮССЕЛЕ. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ И ДРУГОЕ.
00:45
OpenAI не удаётся доделать GPT-5 Orion — обучение обходится дорого, а данных не хватает
00:40
Стихийная тяга к майдану
23:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 21 декабря, вечер
23:10
Google назвала принуждение к продаже браузера Chrome противоречащей закону «крайностью»
22:52
Истерика Зеленского в Брюсселе, или «Противная сторона» готова воевать до последнего украинца
21:02
Какие повседневные устройства работают на квантовых принципах? От тостера до лазеров и МРТ
20:52
Россиян заставили забыть о Сталине
20:51
Орешник уже выиграл дуэль с Зеленским
20:44
«Заграница нам поможет!» Вооруженные силы Канады направили на Украину и Гаити «гендерных советников»
20:43
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 21 декабря
20:42
Абхазия попросила Россию продолжить поставки электроэнергии бесплатно
20:16
Артиллеристы залистовали позиции ВСУ агитационными снарядами из РСЗО «Град» — видео
20:09
Могут ли запутанные частицы действительно общаться быстрее света? Разбираемся, где тут подвох
19:53
Раскольники из ПЦУ наградили одесского нациста Ганула медалью «За жертвенность и любовь к Украине»
19:48
Газопровод из Катара в Европу — как элемент стратегии превращения Турции в региональный газовый хаб
19:44
В Подмосковье прошло итоговое заседание Технического совета Минобороны РФ
19:19
Физики наблюдают «отрицательное время»: квантовая аномалия или оптическая иллюзия?
19:03
Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине
19:02
В Кировской области коррупционеры пытаются устранить мэра Сосновки, который разоблачил их преступный синдикат
18:55
Швеция столкнулась с резким ростом преступности из-за мигрантов
18:20
Русский генерал Келлер – символ сопротивления украинскому сепаратизму
18:16
Valve наконец выпустила последний номер официального комикса Team Fortress 2 — фанаты ждали его почти восемь лет
18:12
МВФ выдвинул новые требования для продолжения выдачи кредитов Украине
18:11
Зеленский массово перетасовал украинских дипломатов. Захарова вспомнила баснописца Крылова
18:10
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 21 декабря
18:03
Абхазия попросила у России гуманитарную поставку электроэнергии
17:52
Война на Украине (21.12.24): агония Кураховской группировки противника...
17:48
Гоблин про сериал The Last of Us, эпизод 6 (тизер)
17:46
ВС РФ готовят окружение ВСУ: свежая сводка от Юрия Подоляки из зоны СВО на 21.12.2024
17:34
Римский додекаэдр: загадочный артефакт, не дающий покоя учёным уже 280 лет
17:14
Константин Рокоссовский: бесстрашие ответственности
16:31
«Украина не признана террористическим государством». Что говорят об атаке киевского режима на Казань?
15:57
Почему ВСУ могут вскоре пойти в «Рождественское наступление»
15:43
Орбан: необходимо срочно снять санкции против России, которые очень вредят Европе
14:56
В Новой Москве 40 школьников-мигрантов избили трёх подростков
14:55
Хинштейн объявил о компенсациях пострадавшим после обстрела Рыльска
14:48
The Economist упрекнул Украину в сносе памятников Пушкину
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Далёкий форпост империи

Далёкий форпост империи


В июне 1942 года японское командование решило подкрепить созданную на острове Тулаги передовую базу гидросамолётов строительством полноценного сухопутного аэродрома. Вместе с авиабазами на Новой Гвинее он должен был довершить линию оборонительного периметра империи в Южных морях.

Мыс Лунга

Сражение в Коралловом море закончилось вничью — обе стороны понесли примерно равные потери. Однако японское наступление было остановлено, а через месяц японский флот впервые потерпел разгромное поражение у атолла Мидуэй.

Сразу после этой битвы, 11 июня 1942 года, операция по захвату Фиджи, Самоа и Новой Каледонии была сначала отложена, а затем и вовсе отменена. Теперь главной заботой высшего военного руководства империи стало укрепление внешнего оборонительного периметра. Одним из его «кирпичиков» стала маленькая гидроавиабаза на острове Тулаги.

Занявшие Тулаги войска (две роты морской пехоты из 3-го специального полка «Куре») сразу же начали занятие и обследование соседних островов (Саво, Флорида и Гуадалканал), добравшись даже до южной оконечности большого острова Санта-Исабель. Операции проводились с помощью выгруженных на острове десантных барж «Дайхацу» — маленьких, но чрезвычайно эффективных плавсредств. Однако из-за отсутствия у японского командования свободных сил гарнизонов на этих островах оставить не удалось, а в середине мая обе роты морских пехотинцев отправили в Кавиенг на Филиппинах, где разместился 3-й полк «Куре».

​План посёлка на восточном конце острова Тулаги, составленный лейтенантом австралийского флота Генри Е. Джосселином Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, p. 128 - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
План посёлка на восточном конце острова Тулаги, составленный лейтенантом австралийского флота Генри Е. Джосселином
Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, p. 128

На Тулаги остались только строители, зенитчики и авиаторы: с 6 мая здесь начали базироваться гидросамолёты-разведчики из авиагруппы «Йокогама» — в первую очередь многомоторные летающие лодки «Каваниси» H6K, а также гидроистребители A6M2-N (поплавковый вариант «Зеро»). К июлю в Тулаги находилось примерно две трети личного состава авиагруппы — около 400 человек под командованием капитана 1-го ранга Миядзаки Сигетоси, а также 144 человека из 14-го строительного батальона под командованием лейтенанта Ииды.

1/2

В мае и июне японцы заняли остальные Соломоновы острова, лежащие между Тулаги и захваченным ещё в марте Бугенвилем: Шуазель, Санта-Исабель, Нью-Джорджия, Коломбангара, Велья-Лавелья. Однако лежащий к югу от Тулаги большой остров Гуадалканал занят поначалу не был. Видимо, причиной тому стал мерзкий климат: здесь всегда очень жарко и высокая влажность, часты шквалы с ливнями, а джунгли кишат москитами и прочими носителями тропических болезней. На острове выращивалась копра, но местное население было невелико, а европейцев и вовсе единицы.

Однако для укрепления оборонительного периметра требовалось иметь в этом районе полноценный сухопутный аэродром, на котором могли бы базироваться колёсные истребители и бомбардировщики. Видимо, первым идею создания на Гуадалканале такого аэродрома высказал генерал-лейтенант Хаякутаке Харукити. 18 мая он был назначен командующим новой 17-й армией, созданной в составе Южной группы армий. Штаб армии разместился в Рабауле, в сферу её ответственности вошло всё юго-западное направление: Австралийская Новая Гвинея, Новая Британия, Новая Ирландия и Соломоновы острова. В тот же день, 18 мая, было принято решение о строительстве на Гуадалканале крупного аэродрома, пригодного для армейских двухмоторных бомбардировщиков G4M1 — знаменитых «Бетти». Таким образом, идея создания здесь полноценной воздушной базы принадлежала армии, а не флоту.

​Современная карта Соломоновых островов - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Современная карта Соломоновых островов

По некоторым данным, уже 18 мая генерал Хаякутаке лично посетил Гуадалканал чтобы осмотреть место для аэродрома. Более достоверно, что это произошло 27 мая, когда группа японских офицеров во главе с начальником базы в Тулаги капитаном 1-го ранга Миядзаки Сигетоси обследовала мыс Лунга, лежащий в 36 км (20 морских миль) к югу от Тулаги.

Важным достоинством мыса Лунга был ровный рельеф (лишь с юга он прикрывается горным хребтом), плотные грунты, относительно густая сеть дорог и троп, а также большие глубины у берега, позволявшие быстро разгружать крупные транспорты без устройства постоянных причалов. Место было признано пригодным для строительства большого аэродрома, получившего кодовое обозначение RXI. В тот же день 27 мая Миядзаки со своими инженерами поджёг джунгли, чтобы палом выжечь траву и кустарник. В начале июня сообщение об этом пожаре через береговых наблюдателей дошло до американского командования, и было правильно расценено как подготовка к строительству аэродрома. Так американцы впервые обратили внимание на Гуадалканал.

​Летающие лодки «Каваниси» H6K5 из группы «Йокогама» в гавани Тулаги, лето 1942 года airwar.ru - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Летающие лодки «Каваниси» H6K5 из группы «Йокогама» в гавани Тулаги, лето 1942 года
airwar.ru

Японцы строят аэродром

Работы по строительству аэродрома начались только после поражения японцев при Мидуэе. 8 июня на мысе Лунга был высажен взвод из состава гарнизона Тулаги. 13 июня строительство аэродрома было одобрено Морским Генеральным штабом, а 19 июня на Гуадалканал прибыла группа аэродромного обслуживания из состава 4-го флота и 11-го воздушного флота с задачей выбрать место под взлётную полосу. Вместе с ней мыс Лунга посетил сам командующий 4-м флотом адмирал Иноуэ. Он осмотрел выбранный район и остался доволен. На следующий день прибывшие с Тулаги японские солдаты начали расчистку местности от деревьев и густого кустарника. Операция по созданию авиабаз в южной части Тихого океана получила обозначение SN и проводилась силами Объединённого флота.

29 июня с Трука через Бугенвиль был отправлен первый крупный конвой для Гуадалканала. Он состоял из транспорта «Адзумасан-мару», вспомогательных транспортов «Адзума-мару», «Хокуроку-мару», «Мейё-мару», «Канто-мару», «Мацумоту-мару», а также вспомогательного транспорта боеприпасов «Котоку-мару». Конвой сопровождал лёгкий крейсер «Юбари» и четыре эсминца — «Юдзуки», «Оите», «Удзуки» и «Акикадзе».

​Транспорт боеприпасов «Котоку-мару» combinedfleet.com - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Транспорт боеприпасов «Котоку-мару»
combinedfleet.com

На транспортах находились 11-й и 13-й строительные батальоны с оборудованием и снаряжением, а на «Котоку-мару» — также гражданский строительный отряд Хара (около 300 человек). Всего на судах было около 2500 военных строителей (в основном корейцев), 500 человек из вспомогательного персонала флота и какое-то количество морских пехотинцев.

4 июля конвой прибыл к острову Саво и встал здесь на якорь. На следующий день он перешёл к мысу Лунга и начал разгрузку. На берег были выгружены 13-й строительный батальон капитан-лейтенанта Окамуры (1221 человек) и 11-й строительный батальон капитана Монзена (1350 человек). Оба батальона ранее предназначались для высадки на атолл Мидуэй.

Руководителем строительства на Гуадалканале был назначен Накамура, оборона района мыса Лунга была возложена на 84-й гарнизонный батальон капитан-лейтенанта Судзуки Масаки, усиленный 1-й ротой 81-го гарнизонного батальона. Общая численность батальона Судзуки составляла 400 человек, располагался он непосредственно рядом с аэродромом.

​Дислокация японских войск на мысе Лунга в июле 1942 года и строящийся аэродром Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, р. 72 - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Дислокация японских войск на мысе Лунга в июле 1942 года и строящийся аэродром
Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, р. 72

Уже 6 июля «Юбари» и эсминцы ушли обратно на Трук, разгрузка конвоя завершилась к 11 июля, после чего транспорты также вернулись на Трук. 16 июля расчистка местности была закончена, и начались работы непосредственно по строительству аэродрома, а также ложной полосы для обмана воздушных наблюдателей противника. Предполагалось, что уже к концу месяца на аэродром можно будет перебросить до 60 самолётов, а по готовности — всю 26-ю воздушную флотилию численностью около сотни машин (45 бомбардировщиков и 60 истребителей).

Однако армия жаловалась на отсутствие у неё лишних самолётов и невозможность выделить для Гуадалканала целую воздушную флотилию: базировавшаяся в Рабауле 25-я армейская воздушная флотилия понесла тяжёлые потери над полуостровом Папуа, поэтому в августе её предполагалось отвести в тыл для перевооружения и пополнения, сменив 26-й флотилией. Таким образом, свободных самолётов у армейских ВВС не было. Кроме того, строительство аэродрома на Гуадалканале затягивалось, хотя 30 июля Накамура сообщил, что он пригоден к приёму первых самолётов. В целом командование 4-го японского флота во главе с адмиралом Иноуэ было настроено благодушно: согласно более позднему отчёту капитана 1-го ранга Омаэ, оно считало, что «в настоящее время Соединённые Штаты неспособны начать крупномасштабное контрнаступление».

1/2

В стороне от войны

И прибытие конвоя, и его уход не остались в стороне от внимания союзников, а также их береговых наблюдателей. К концу июля воздушная разведка докладывала, что на Гуадалканале строится бетонная взлётно-посадочная полоса. Позднее выяснилось, что она состоит не из бетона, а из кораллов, уплотнённых и укатанных единственным имевшимся у японцев катком.

Впрочем, американское командование не предпринимало никаких действий против Гуадалканала — оно было озабочено в первую очередь подготовкой собственной аэродромной сети. До войны аэродромы имелись в северо-восточной Австралии (на полуострове Кейп-Йорк), в Порт-Морсби и на французской Новой Каледонии, занятой американцами в марте 1942 года. Однако для использования тяжелых бомбардировщиков их требовалось дооборудовать и расширять.

Лишь в апреле 1942 года американские войска высадились на Новых Гебридах и начали строительство на острове Эфате большого аэродрома, пригодного для приёма «Летающих крепостей» — он был готов к 23 июня. Кроме того, ещё с января американцы начали оборудование промежуточных аэродромов на более отдалённых островах Фиджи, Тонга и Самоа.

Наконец, 28 мая американский отряд в 500 человек под командованием бригадного генерала Уильяма Роуза занял остров Эспириту-Санту — самый северный из Новых Гебрид и ближайший к Соломоновым островам. От него до Гуадалканала было всего 900 км. Поначалу устройство здесь сухопутного аэродрома признали невозможным, и на острове была оборудована лишь база для разведывательных гидросамолётов. Однако в начале июля на Эспириту-Санту всё-таки началось строительство взлётной полосы размером 500 на 2000 футов — правда, без укрытий, отдельных стоянок и рулёжных дорожек. Первая «Летающая крепость» прибыла сюда уже 30 июля. С этого момента и на долгое время этот аэродром стал ближайшим к Гуадалканалу, лежащему ровно на полпути между Эспириту-Санту и Рабаулом.

​Цепь американских и японских воздушных баз в юго-западной части Тихого океана к лету 1942 года: 1 — Эфате, 2 — Эспириту-Санту, 3 — Порт-Морсби, 4 — Рабаул, 5 — Бука, 6 — Тулаги Army Air Forces in World War II. Vol. IV (1950) - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Цепь американских и японских воздушных баз в юго-западной части Тихого океана к лету 1942 года: 1 — Эфате, 2 — Эспириту-Санту, 3 — Порт-Морсби, 4 — Рабаул, 5 — Бука, 6 — Тулаги
Army Air Forces in World War II. Vol. IV (1950)

Идея продвижения к Рабаулу через Соломоновы острова была выдвинута адмиралом Кингом и оформилась лишь к концу июня 1942 года. Она стала причиной конфликта в американском командовании: генерал Дуглас Макартур настаивал на движении через Новую Гвинею и Новую Ирландию. В итоге 2 июля 1942 года Объединённый Комитет начальников штабов издал компромиссную директиву, согласно которой задачей №1 был захват островов Санта-Крус и Тулаги силами Южно-Тихоокеанского командования адмирала Гормли при содействии сил Макартура — командующего сухопутными войсками в юго-западной части Тихого океана. Задача №2 предусматривала занятие союзниками северо-восточного побережья Новой Гвинеи, а также остальной части Соломоновых островов, задача №3 — высадку на Новой Британии и захват Рабаула.

При этом ответственность за выполнение двух последних задач лежала на армейском командовании и Макартуре. Общий контроль над операциями, планирование сроков выполнения задач и распределение полномочий между армией и флотом в каждой конкретной операции осуществляло Объединённое командование. Граница между зонами ответственности армии и флота с 1 августа перемещалась на запад, к 159-му меридиану, в результате чего все Южные Соломоновы острова отходили в сферу ответственности флотского Южно-Тихоокеанского командования. С той же даты 1 августа начиналось выполнение задачи №1.

Первоначально первой целью американских «лягушачьих прыжков» являлись острова Санта-Крус в 530 км к северу от Эспириту-Санту. Однако после получения известия о подготовке японцами аэродрома на мысе Лунга было решено отложить эту высадку до операции на Гуадалканале. В итоге они были заняты одновременно с Гуадалканалом, причём в заливе Грациози на самом крупном острове Ндени организовали временную базу гидросамолётов «Каталина» из флотских эскадрилий VP-23 и VP-11: для её обеспечения 20 августа сюда прибыли тендеры гидросамолётов «Макинак» и «Баллард».

Но подготовка операции требовала времени, поэтому Гуадалканал и Тулаги ещё некоторое время оставались в стороне от войны. Периодически над ними появлялись разведывательные «Каталины», иногда они сбрасывали бомбы. Однако эти налёты не причинили никакого ущерба японцам и никак не помешали строительству.

Новые японские аэродромы

Как говорилось выше, от Гуадалканала до Рабаула, главной японской базы в Южных морях, было около тысячи километров. И база в Тулаги, и аэродром на мысе Лунга оказались вынесены слишком далеко вперёд и не имели тылового прикрытия. По этой причине, несмотря на царившее на Соломоновых островах спокойствие, японские моряки совместно с представителями 11-го воздушного флота активно искали новые места, пригодные для строительства сухопутных аэродромов.

Такие участки были найдены на островах Бугенвиль, Нью-Джорджия и Коломбангара, но требовали много работы. Полосу для приёма двухмоторных бомбардировщиков можно было оборудовать лишь на острове Бука севернее Бугенвиля, где уже существовал небольшой сухопутный аэродром. В начале июля сюда отправили основную часть 14-го строительного батальона. Японское командование считало, что лишь после завершения строительства аэродрома Бука в 750 км от мыса Лунга воздушную оборону Соломоновых островов можно будет считать достаточно надёжной. Кроме того, после анализа данных воздушной разведки удобным местом для устройства крупного аэродрома была признана бухта Буна на северном берегу полуострова Папуа на Новой Гвинее — но её ещё предстояло захватить.

​Две летающие лодки «Каваниси» H6K4 из группы «Йокогама» возле острова Гавуту, июль 1942 года Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, р. 63 - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Две летающие лодки «Каваниси» H6K4 из группы «Йокогама» возле острова Гавуту, июль 1942 года
Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, р. 63

Создание 8-го флота

Шок от поражения при Мидуэе постепенно проходил, командование японской армии требовало продолжения наступления и дальнейшего расширения оборонительного периметра. Генеральный штаб сухопутных сил указывал, что концентрация американских войск в Австралии представляет серьёзную угрозу для южного направления. Армия требовала захвата Порт-Морсби, а в дальнейшем — операций против непосредственно Австралии. Флот был осторожнее: он хотел продолжить отложенную операцию FS против Фиджи и Самоа, а для её обеспечения — занять острова Науру и Оушен к югу от Таравы.

В конце концов, мнение армии перевесило: Императорская Ставка приняла решение начать наступление на Порт-Морсби по суше. Его проводила армия, а флот лишь обеспечивал высадку десанта в Буне и Гоне на северном берегу полуострова Папуа, откуда начиналась дорога через горные джунгли, известная как тропа Кокода. Тропа пересекала хребет Оуэн-Стенли высотой до 2000 м, и по ней можно было выйти к Порт-Морсби, пусть и с огромным трудом. Расстояние по прямой составляло полтораста километров, по тропе — раза в два больше, артиллерию и боеприпасы солдатам приходилось тащить на руках. Но, по крайней мере, вражеские бомбардировщики не имели возможности сорвать наступление одним удачным налётом.

Новая операция, получившая обозначение RI, началась 21 июля высадкой десанта в гавани Буна. Флот выделил для неё лёгкий крейсер «Тацута», минный заградитель «Цугару», три эсминца («Асанаги», «Юдзуки» и «Удзуки») и два быстроходных транспорта. К 21 августа японцы заняли соседний порт Гона, на плацдарм было доставлено 13 500 человек для наступления на Порт-Морсби по суше. Ещё 15 июля австралийцы выслали из Порт-Морсби одну роту для занятия Буны, но к моменту японской высадки она находилась в трёх днях пути от цели.

Тем временем к новым операциям готовились и моряки. 14 июля был сформирован новый 8-й флот. Командование ими принял вице-адмирал Микава Гунъити, бывший командир 3-й дивизии линкоров, по словам капитана 1-го ранга Омаэ Тосикадзу — «мягкий и вежливый человек, умный и очень опытный морской офицер». Флот получил тактическое обозначение «Силы Внешних Южных морей», в сферу его ответственности вошло всё пространство южнее экватора и восточнее меридиана 114°. Остальная акватория (включая районы к северу от экватора) оставалась в ведении 4-го флота вице-адмирала Иноуэ Сигеёси со штабом на Труке.

​Вице-адмирал Микава Гунъити navalhistory.flixco.info - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Вице-адмирал Микава Гунъити
navalhistory.flixco.info

Впоследствии Микава вспоминал: «Когда я в конце июля 1942 года прибыл в Рабаул в качестве командующего 8-м флотом, не было никаких признаков того, что сонные Соломоновы острова вскоре станут ареной ожесточённых боёв». Также он жаловался: «Моя власть распространялась только на морские сухопутные операции в зоне ответственности. Действия авиации были мне совершенно неподконтрольны. Например, я обнаружил, что не существует никакой программы или плана обеспечения самолётами новой авиабазы на Гуадалканале, и я ничего с этим не мог поделать».

Первоначально задачей 8-го флота ставился захват Фиджи, Самоа и Новой Каледонии, а также их дальнейшая оборона. По словам капитана 1-го ранга Омаэ, назначенного начальником штаба флота, «самой заманчивой целью были никелевые и хромовые рудники Новой Каледонии. Кроме того, появлялась возможность использовать Нумеа в качестве базы подводных лодок для действий на коммуникациях между Австралией и Соединёнными Штатами».

Однако во второй половине июля операцию FS вновь отменили. Одной из причин этого стало полное задействование 17-й армии на полуострове Папуа для наступления на Порт-Морсби. У 8-го флота не было сил вести снабжение армии по морю и одновременно проводить новую десантную операцию, а бои на Новой Гвинее отвлекали всю базовую авиацию в регионе. Вдобавок на флот была возложена задача быстрейшей высадки десанта в бухте Милн на восточной оконечности полуострова Папуа, а затем — новой операции против Порт-Морсби, на этот раз одновременно с наступлением по суше. При этом оборона Соломоновых островов ложилась исключительно на флот и подчинённые ему части морской пехоты.

Оборона Гуадалканала

К началу августа 1942 года на Гуадаканале находился отряд 3-го полка морской пехоты «Куре» из 247 человек под командованием лейтенанта Ёсио Эндо, а также 2571 корейский и японский военный строитель. Таким образом, все японские силы на острове насчитывали около 2818 человек, к которым следует прибавить какое-то количество аэродромного персонала. По некоторым данным, в середине июля сюда прибыл строительный отряд под руководством Хама Иноури, насчитывавший 250 гражданских лиц.

​Истребительное подразделение авиагруппы «Йокогама» (отряд Хама) в Халаво на острове Флорида, июль 1942 года Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, р. 79 - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Истребительное подразделение авиагруппы «Йокогама» (отряд Хама) в Халаво на острове Флорида, июль 1942 года
Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, р. 79

На Тулаги располагался другой отряд того же 3-го полка «Куре» в составе 350 человек под командованием Масааки Сузуки, на коралловом острове Гавуту в бухте Тулаги размещалось ещё 50 морских пехотинцев. Кроме того, на Гавуту и соединённом с ним 500-метровой дамбой острове Танамбого базировалось 15 гидросамолётов из авиагруппы «Йокогама» под командованием капитана Миядзаки Сигетоси — 7 четырёхмоторных летающих лодок «Каваниси» H6K и 8 поплавковых истребителей.

Всего на Тулаги и более мелких островах находилось 886 человек, половину из которых составляли техники и корейские рабочие из 14-го строительного отряда. Большинство рабочих и аэродромного персонала размещалось на Гавуту и Танамбого. Таким образом, общая численность войск и персонала в Тулаги составляла 3704 человека, из которых военных (включая лётный персонал) было не более 700.

Оборонительные сооружения на Тулаги представляли собой несколько десятков пещер и искусственных туннелей, вырытых в известняковых скалах острова, а также пулемётные гнёзда, защищённые мешками с песком. На коралловых Гавуту и Танамбого имелись только пулемётные гнёзда, зато они могли взаимно поддерживать друг друга. При этом американцы считали, что на двух островах находится только около 200 человек, в результате бои за них затянулись и оказались очень тяжёлыми — капитан 1-го ранга Миядзаки дрался до последнего и вечером 8 августа подорвался на гранате в своём блиндаже.

​Размещение 3-й роты полка морской пехоты «Куре» в Тулаги Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, p. 66 - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Размещение 3-й роты полка морской пехоты «Куре» в Тулаги
Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands, p. 66

Последние дни

«Летающие крепости» 19-й бомбардировочной группы американских ВВС начали прибывать на Южно-Тихоокеанский театр лишь с середины июля 1942 года. Первоначально они действовали из Порт-Морсби. С конца месяца к ним присоединились самолёты из 11-й бомбардировочной группы полковника Сондерса. 23 и 25 июля над Гуадалканалом появились первые B-17, проводившие воздушную разведку.

К первым числам августа активность американской авиации над Гуадалканалом резко усилилась. Вместо одиночных «Каталин», появлявшихся над Тулаги и Гуадалканалом с интервалом в один-два дня, над островами почти ежедневно стали появляться «Летающие крепости».

​Японские опорные пункты в бухте Тулаги и высадка американского десанта утром 7 августа 1942 года Wikimedia Commons - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Японские опорные пункты в бухте Тулаги и высадка американского десанта утром 7 августа 1942 года
Wikimedia Commons

31 июля состоялся первый крупный воздушный налёт на Гуадалканал. В нём участвовали девять B-17 с острова Эфате (японцы зафиксировали пролёт только семи машин). Целями бомбардировки были новая взлётно-посадочная полоса и японские войска на мысе Лунга. На обратном пути американские самолёты приземлялись для дозаправки на Эспириту-Санту.

За следующие семь дней до вторжения 11-я группа совершила в общей сложность 78 самолётовылетов — 56 на бомбардировку и 22 на разведку, в среднем по 11 вылетов в день. 1 августа японцы отметили появление одиннадцати вражеских самолётов, 3 августа — двух, 4 августа — девяти, 5 августа — пяти. В этот день один B-17 был сбит, а два лётчика взяты в плен солдатами с Гавуту (их дальнейшая судьба неизвестна). Полковник Сондерс был уверен, что быстрота захвата Гуадалканала и Тулаги стала результатом этих налётов, а ожесточённое сопротивление японцев на Гавуту было вызвано тем, что этот остров «Летающие крепости» не бомбили. Однако на самом деле повреждения аэродрома на мысе Лунга оказались невелики, американцам удалось захватить в неповреждённом состоянии всё японское строительное оборудование.

В тот же день, 5 августа, отдел радиоразведки Имперского Генерального штаба сообщил штабу 8-го флота в Рабауле об усилении радиообмена противника в регионе, делая вывод о возможности его активных действий в ближайшие дни. Штаб 8-го флота решил, что американцы готовят контрудар по японским базам на Новой Гвинее — возможно, с использованием авианосных самолётов, как в марте. Предполагаемыми целями были Лаэ, Буна и Саламауа. По признанию начальника штаба флота Омаэ, «мы решили, что воздушные налёты на Гуадалканал носят отвлекающий характер» — тем более что 31 июля шедший в Буну конвой (минзаг «Цугару», транспорт «Нанкай-мару» и охотник РС-28) действительно был атакован с воздуха и был вынужден повернуть обратно.

​Японская авиабаза в Тулаги после занятия американцами. Фото сделано самолётом с авианосца «Саратога» в августе 1942 года U.S. Navy National Museum of Naval Aviation - Далёкий форпост империи | Warspot.ru
Японская авиабаза в Тулаги после занятия американцами. Фото сделано самолётом с авианосца «Саратога» в августе 1942 года
U.S. Navy National Museum of Naval Aviation

6 августа с Гуадалканала пришла радиограмма о том, что туземцы, мобилизованные на работы по строительству аэродрома, ночью сбежали в джунгли. Поскольку они периодически разбегались, это известие не вызвало особой тревоги. Вдобавок каждый день из Тулаги вылетали четыре тяжёлых летающих лодки «Каваниси»: на северо-восток, восток, юго-восток и юг. В этот день они противника также не обнаружили — хотя, возможно, причиной тому стала плохая погода.

Но утром 7 августа в Рабаул пришла срочная радиограмма: «04:30. Тулаги подвергается мощному обстрелу и бомбардировке с моря и воздуха». Американский флот начал операцию «Уотчтауэр».

Продолжение следует


Источники и литература:

  1. [Пол] Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
  2. Самуэль Эллиот Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942 г. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003
  3. Robert C. Stern. Scratch One Flattop: The First Carrier Air Campaign and the Battle of the Battle of Coral Sea. Indiana University Press, 2019
  4. Stanley Coleman Jersey. Hell’s Islands: The Untold Story of Guadalcanal. Texas A&M University Press, 2008
  5. Japanese army operations in the South Pacific area. New Britain and Papua campaigns, 1942–43. Canberra: Australian War Memorial, 2007
  6. Richard Frank. Guadalcanal: The Definitive Account of the Landmark Battle. New York: Random House, 1990
  7. James F. Christ. Battalion of the Damned: The 1st Marine Paratroopers at Gavutu and Bloody Ridge, 1942. Annapolis: Naval Institute Press, 2007
  8. Wesley Frank Craven, James Lea Cate. Army Air Forces in World War II. Vol. IV. The Pacific: Guadalcanal to Saipan. August 1942 to July 1944. Chicago, 1950
  9. Капитан 1-го ранга Тосикадзу Омаэ. Бой у острова Саво — http://alexgbolnych.narod.ru/jap_navy_ww2/ohmae.htm
  10. http://www.combinedfleet.com
  11. http://www.ibiblio.org/hyperwar

Владислав Гончаров


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх