Лента новостей

04:21
Хрущёв: от рабочего до лидера ядерной сверхдержавы
02:31
Выгодоприобретатели русофобской истерии
01:25
Украина отомстит укробеженцам в Европе
00:46
Русские прорвали позиции ВСУ, украинские командиры запаниковали и бросили в бой одну из самых неподготовленных бригад
00:15
Удивлённые революционеры
00:12
Бои у Купянска: как наши проламывали оборону врага перед штурмом Кисловки (ВИДЕО)
22:33
Asia Times: НАТО вместо «советников» забрасывает на Украину спецназовцев, как США делали во Вьетнаме
21:58
Бывший агент ЦРУ в ООН обвинил США в подрыве «Северных потоков»
21:57
Россия национализировала компании Ariston и Bosch
21:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 26 апреля
21:55
Зеленский доложил западным хозяевам о формировании новых бригад ВСУ из насильно отловленных на улицах мужчин
21:20
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 апреля
21:19
В ДНР будут завозить сотрудников из других регионов - оплатят переезд и обеспечат жильём. Местные жители, работающие за МРОТ, возмущены
21:18
СМИ сообщили об обысках в музее, основанном Абрамовичем и его супругой
21:12
Торговля билетами на «родину Нормандского формата»: по волнам истории
20:14
Цель расширения НАТО – золото нейтральных стран
18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Для производства лайнера МС-21 придется заново создать микроэлектронную отрасль

Для производства лайнера МС-21 придется заново создать микроэлектронную отрасль



Сегодня наша страна идет путем восстановления собственного гражданского авиастроения, почти напрочь угробленного так называемыми либеральными «реформаторами». Идет медленно и мучительно, поскольку именно в этой высокотехнологичной отрасли немедленно проявляются все комплексные проблемы российской экономики.


Вспомним проект ближнемагистрального лайнера «Сухой Суперджет-100». Вместо готового полностью отечественного Ту-334 нам подсунули банальный «конструктор», на три четверти состоящий из комплектующих западного производства. При этом вроде бы руководствовались самыми благими пожеланиями: все крупные мировые авиастроители работают на основе международной кооперации, а столь высокая доля импортных комплектующих в «Суперджете» должна была упростить его сертификацию и выход на зарубежные рынки.

Однако при этом почему-то не было учтено, что «Боинг» и «Аэрбас» кооперируются при производстве только с дружественными странами, к числу которых Россия никак не относится. При ухудшении отношений с Соединенными Штатами вдруг выяснилось, что «Суперджет» на 20% американский самолет, и потому Минфин США запретил Москве продавать этот лайнер Ирану. Дожили! Также неприятным сюрпризом оказалось, что силовая установка «российского» самолета, в производстве которой участвовала французская компания Safran, имеет удивительно низкий ресурс из-за дефектов, которые постоянно проявляются именно в деталях, поставляемых французскими партнерами. К слову, поставки комплектующих для ремонта «Суперджета» из Франции почему-то постоянно затягивались, из-за чего самолеты простаивали, генерируя не доходы, а убытки компаниям-эксплуатантам. Собственно говоря, это и стало одной из основных причин коммерческого провала данного проекта за рубежом. Совпадение?

Наивное доверие западным партнерам оказало дурную услугу и другому российскому самолету, среднемагистральному лайнеру МС-21. По счастью, доля импортных комплектующих тут изначально была не такой высокой, как в «Суперджете», при этом изначально планировалось устанавливать по желанию заказчика либо американский, либо российский двигатель. Только это и спасло МС-21 от краха на самом взлете, однако США все равно смогли подложить конкурирующему проекту свинью.

Сначала они ввели санкции, запретив поставлять в Россию композитные материалы для производства «черных крыльев» и элементов хвостового оперения самолета. К нашей радости, отечественные либералы не успели окончательно уничтожить всю высокотехнологичную промышленность, и в стране еще остались предприятия, которые смогли разработать и начать производить собственные композиты. Правда, ходят слухи, что отечественные композитные материалы оказались несколько тяжелее американских. Если это так, эксплуатационные характеристики лайнера могут быть пересмотрены, но судить об этом можно только с сертификатом на руках. С российским двигателем ПД-14 самолет полетит в 2024 году, возможно, к тому времени производственная технология композитов улучшится, если, конечно, эти слухи имеют под собой основание.

Похуже дело обстоит с бортовой электроникой. Именно тут была сделана ставка на западное радиоэлектронное оборудование, но в прошлом году наши «партнеры» ударили по этому больному месту. Об этом рассказал представитель Минпромторга Василий Шпак:

Наши иностранные партнеры, которые поставляют готовые системы для наших самолётов, кто-то гласно, кто-то негласно проинформировали наших авиастроителей, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут. По факту без объявления санкций они сказали о том, что системы больше поставлять не будут. Таким образом пытаются просто остановить наше гражданское авиастроение.

Дело очень серьезное. Поскольку в Москве о чем-то подобном догадывались, заранее были закуплены большие объемы соответствующих комплектующих, за счет которых сейчас мы и выкручиваемся. Но, понятное дело, серийное производство МС-21 или «Суперджетов» на одних запасах не построишь. По сути дела, речь идет о необходимости создания целой высокотехнологичной отрасли, практически с нуля.

На самом деле, конечно, не совсем с нуля, кое-какие предприятия, производящие микроэлектронику, в России еще сохранились, имеются и свои новые дизайн-центры. Вопрос только в ее качестве, поскольку, как считается, «наши микросхемы самые большие в мире», в объемах производства и сбыта. Вот как эту ситуацию комментирует глава правительства Михаил Мишустин:

На сегодняшний день в мировом экспорте занимаем 1% и обеспечиваем себя изделиями микроэлектроники, которые созданы в РФ, на 41%, даже для своих нужд. Ситуация сложная. Сейчас в мире есть всего две компании, которые производят весь набор станков для микроэлектроники полного цикла - японская и американская.

Значительную часть необходимой нам электроники приходится импортировать из КНР, Тайваня и Малайзии. Большие объемы продукции отечественного производства обеспечиваются мерами государственной поддержки: когда государственным и муниципальным органам предписывается покупать именно российский продукт, а сами производители получают налоговые и прочие преференции. Может ли Россия занять достойное место среди стран, имеющих развитую электронную промышленность?

Скорее, да, чем нет. Главное – это поставить адекватные цели. Догнать и перегнать США или КНР при текущем положении дел в стране не получится. Даже если мы сможем разработать великолепные микросхемы на уровне конкурентов, никто их на внешние рынки, где все поделено несколькими транснациональными корпорациями, просто не пустит. Заметим, что даже в нашей собственной стране отечественной электронной продукции приходится тяжко против импортной. Китайские товарищи предпочитают демпинговать, чтобы удержать свои позиции. Чтобы было понятно, приведем несколько цифр. В 2019 году госкорпорация «Ростех» планировала принять участие в 600 конкурсах на общую сумму в 100 миллиардов рублей. Результаты выглядели обескураживающе: 242 конкурса на сумму 44,8 миллиарда рублей были выиграны, 191 конкурс на сумму 35,6 миллиарда рублей был проигран, а от участия в остальных пришлось отказаться. Все из-за жесткой конкурентной борьбы. И это в нашей собственной стране!

Ни в Европе, ни в США, ни в КНР российские микросхемы, даже если они будут очень высокого качества, никому не нужны. В самом лучшем случае реальный рынок сбыта российской микроэлектроники – это ЕАЭС, что обусловливает относительно скромные объемы производства. Поэтому надо ставить реальные задачи, в частности, обеспечить собственные нужды, а также возможные потребности дружественных стран на постсоветском пространстве. В среднесрочной перспективе необходимо перенести в Россию производство микросхем, закупив современное оборудование, по лицензии либо в рамках совместных предприятий с партнерами из Юго-Восточной Азии. При этом следует добиваться, чтобы права интеллектуальной собственности на «железо» и «софт» оставались в нашей стране.

Параллельно нужно готовить отечественных специалистов, а также начать избавляться от зависимости со стороны КНР в компонентной базе. Как известно, Китай контролирует порядка 97% мирового рынка редкоземельных металлов, которые используются в микроэлектронике. Но и Россия сама весьма богата этими природными ресурсами. Начав их добычу для нужд собственного производства, можно за несколько десятилетий создать крепкую, конкурентоспособную высокотехнологичную отрасль.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх