На втором этапе в августе 1965 года заказчик выдал дополнения к ТТТ, в соответствии с которыми потребовались доработки эскизного проекта комплекса, выполненного в 1962 году. По дополнениям к ТТТ, старт ракеты должен был осуществляться непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Срок начала летных испытаний оставался прежний — 2 квартал 1966 года. Изменения ТТТ потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса. Объем работ был столь велик, что явно не выполним в установленные сроки начала испытаний.
Поэтому по согласованию с заказчиком испытания были начаты с сокращенным составом оборудования, по мере готовности оборудования состав комплекса был пополнен до полного состава.
В качестве технической позиции была задействована пл. 105 ГЦП-4 (Капустин Яр), созданная ранее для ракет 8К95 и 8К98, имевшая в своем составе монтажно-испытательный корпус со всем необходимым оборудованием и лабораторный корпус. На пл. 105 проводились все испытания и предстартовые проверки ракеты в вертикальном положении контейнера, после чего пусковая установка в походном положении перемещалась на пл. 84 для производства пусков. Имевшийся в центре площадки подземный командный пункт, использовался для размещения аппаратуры, и личного состава, непосредственно осуществлявшего пуск ракеты.
4 декабря 1966 года были проведены первые бросковые испытания ракеты, подтвердившие возможность перехода к ЛКИ. 9 февраля 1967 года произведено успешное первое летное испытание ракеты на функционирование ее систем, что послужило переходом к Государственным испытаниям.
Завершающий этап проводился в составе 3-х пусковых установок 15У59, машины боевого управления 15Н809, машины подготовки позиции 15В51, узла связи в составе 3-х машин, двух дизель-электростанций и транспортно-погрузочных и стыковочных машин 15Т79, 15Т81, 15Т84, 15Т21П1, как одиночными пусками, так и с отработкой режима дежурства комплекса в полном составе.
После окончания Государственных испытаний в 1970 году комплекс был принят в МО в опытную эксплуатацию и эксплуатировался на территории Белоруссии.
Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696 должен был обеспечивать автономное боевое дежурство, автоматизированную предстартовую подготовку и залповый пуск шести ракет в любое время года и суток, без специальной подготовки боевой позиции. В комплексе был заложен принцип кратковременного боевого дежурства на одной из боевых позиций с последующим перебазированием на новую боевую позицию, полной автономией и автоматизацией процессов электроснабжения, прицеливания и пуска из постоянной или полной боевой готовностей.
В состав подвижного боевого ракетного комплекса 15П696 входили:
— 6 самоходных пусковых установок 15У59 с ракетами 8К96 в транспортно-пусковых контейнерах 15Я25;
— машина боевого управления 15Н809;
— две машины связи «А» и «Б»;
— передвижные дизель-электростанции 15Н964.
Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:
— перегрузочный агрегат 15Т81;
— агрегат загрузки контейнера 15Т79;
— транспортный агрегат 15Т84;
— изотермическая стыковочная машина 15Т21П;
— машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.
Двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета средней дальности 8К96 была оснащена моноблочной отделяемой в полете ядерной головной частью (ГЧ) мощностью 600 кт. Двигатели ступеней были выполнены в разных диаметрах, сопловые блоки имели по четыре разрезных управляющих сопла, состоящих из неподвижной и подвижной частей. Для стыковки ступней применен соединительный отсек ферменной конструкции, аналогичный ракете 8К98. Такая конструкция позволяла свободно выходить газам от работающего двигателя второй ступени при разделении ступеней. Двигатели первой и второй ступеней имели моноблочные заряды на смесевом твердом топливе ПАЛ-17/7,скрепленные с корпусом двигателя и изготовленные методом литья под давлением непосредственно в корпус двигателя. Заряды двигателей на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением порошкообразного алюминия были разработаны Алтайским НИИ химической технологии. Сопловой блок ДУ-1, рулевые приводы и часть приборов системы управления размещались в хвостовом отсеке первой ступени, имевшей форму усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре решетчатых стабилизатора.
Управление дальностью полета ракеты осуществлялось устройством отсечки тяги двигателя второй ступени: вскрывались с помощью пирозарядов узлы отсечки на верхнем днище двигателя, которые создавали необходимую противотягу. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя ступени проводилось в два этапа: сначала вскрывались два узла отсечки из четырех, после чего двигатель переходил на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, - два оставшихся узла отсечки обнуляли тягу окончательно. После этого происходило отделение головной части со спецзарядом, и она продолжала самостоятельный полет к цели по баллистической траектории.
На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены счетно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном отсеке.
Самоходная пусковая установка 15У59 была выполнена на базе тяжелого танка Т-10. ПУ обладала достаточно высокой проходимостью, однако могла эксплуатироваться только вне дорог с твердым покрытием. Недостатками комплекса являлись также небольшой ресурс хода - около 3000-5000км и сложность эксплуатации (затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требовала демонтажа смежных систем и т. д.). Транспортно-пусковые стеклопластиковые контейнеры, обеспечивающие транспортировку, хранение в период всего срока эксплуатации, термостатирование и пуск ракеты, проектировались в ЦКБ-34 с привлечением СКТБ (г. Хотьково Московской области) в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций.
Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции было разработано конструкторским бюро «Мотор», (главный конструктор В. А. Рождов). Для транспортировки контейнера КБ Калининского вагоностроительного завода (главный конструктор Л. Д. Новиков) был создан изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89.
Все погрузочно-разгрузочные работы проводились безкрановым способом, что положительно сказывалось на удобстве и безопасности эксплуатации.
Читайте нас: