В январе 1943 года, после перерыва в несколько месяцев, в водах Австралийского континента вновь появились японские подводные лодки. Они были немногочисленны, их действия трудно назвать примером высокой эффективности — но за одним исключением. Рейд субмарины I-21 под командованием Кандзи Мацумуры стал одним из самых успешных походов японских подлодок за всю войну. Впрочем, помимо него в Тихом и Индийском океанах происходили и другие интересные события.
В августе 1942 года японское морское командование прекратило
- Сидней: 9 тральщиков, 1 вспомогательный сторожевой корабль, 1 учебный корабль ПЛО;
- Брисбен: 2 тральщика;
- Таунсвилл: 1 эсминец, 2 шлюпа, 7 тральщиков.
К противолодочному патрулированию в зоне потенциальной активности японских субмарин привлекались самолёты Королевских австралийских ВВС. Например, в январе 1943 года силы Восточного командования ВВС провели 190 поисковых операций, в которых было совершено 412 вылетов. Впрочем, отдача неизменно оставалась минимальной из-за слабой подготовленности лётчиков к таким задачам. В официальных документах отмечалось:
«Немногие экипажи ВВС имели опыт контактов с неприятельскими подводными лодками. В действительности, немногие даже видели хотя бы одну нашу субмарину в открытом море».
Командование японского 6-го флота (подводных сил) «вспомнило» про австралийские морские коммуникации в январе 1943 года. Как и в прошлом году, желания активно бороться с вражеским судоходством японцы не демонстрировали. Для действий у Восточного побережья Австралии были выделены лишь две авианесущие подлодки — I-10 (типа А1) и уже ходившая в австралийские воды I-21 (тип В1). Субмарины должны были оперировать на коммуникациях между Новой Каледонией и Восточным побережьем, что теоретически могло оказать косвенную поддержку эвакуации японских войск с Гуадалканала. Оба корабля несли по гидросамолёту E14Y для ведения разведки.
Подводный ас Кандзи Мацумура
I-10 (командир — капитан 2-го ранга Такахаси Ямада) покинула Трук 5 января и направилась к Новой Каледонии. В ночь с 23 на 24 января гидроплан E14Y, запущенный с субмарины, облетел американскую базу на острове Нумеа. Любопытно, что в те самые часы там находились с официальным визитом высшие морские руководители США: главнокомандующий Тихоокеанским флотом
Завершив разведку, I-10 перешла в Коралловое море, где на рассвете 30 января атаковала торпедами американский транспорт Samuel Gompers типа Liberty (7176 т). Получившее одно попадание судно взорвалось и немедленно затонуло. 9 и 10 февраля подлодка неудачно пыталась атаковать неопознанные транспорты, после чего направилась к Новой Зеландии. 1 марта у Новых Гебрид I-10 торпедировала американский танкер Gulfwave (повреждён, не затонул), после чего 12 марта вернулась на Трук.
I-21 (командир — капитан 2-го ранга Кандзи Мацумура) покинула Рабаул 7 января и сразу же направилась к Тихоокеанскому побережью Австралии. Утром 18 января в Тасмановом море у берегов Нового Южного Уэльса субмарина повредила двумя торпедами австралийский транспорт Kalingo (2051 т), следовавший без эскорта. Относительно небольшое судно отказывалось тонуть, Мацумуре пришлось всплыть и добить его третьей торпедой.
Вечером того же дня I-21 поразила двумя торпедами американский танкер Mobilube (10 222 т), повредив ему двигатель. Находившееся в 60 милях от Сиднея судно передало сигнал бедствия — на помощь ему направились два американских эсминца, четыре австралийских тральщика и буксир. Первым к гибнущему судну подошёл тральщик Kapunda, безуспешно пытавшийся обнаружить и атаковать подлодку. Судно удалось отбуксировать в Сидней, но оно не ремонтировалось и до конца войны использовалось как несамоходное плавучее топливохранилище.
Лодка Мацумуры продолжила охоту у берегов Нового Южного Уэльса. Вечером 22 января у острова Лорд-Хау в Тасмановом море она в подводном положении повредила одной торпедой американский транспорт Peter H. Burnett типа Liberty (7176 т) с грузом шерсти и почтой. На помощь передавшему сигнал бедствия судну старший морской офицер ВМС в Сиднее направил буксир, но гражданская команда отказалась выходить в море без эскорта. Спасательная экспедиция вышла в море только 25 января в сопровождении австралийского и американского тральщиков. Peter H. Burnett удалось отбуксировать в Сидней, но судно не ремонтировалось и более в строй не вводилось.
25 января гидросамолёт E14Y, запущенный с I-21, облетел
5 февраля 1943 года Мельбурн покинул конвой OC68, направлявшийся в Ньюкасл (Новый Южный Уэльс). Охрану десяти судов обеспечивали два австралийских тральщика — Townsville и Mildura. В ночь с 7 на 8 февраля Мацумура обнаружил конвой у острова Монтэгю в прибрежной южной части штата Новый Южный Уэльс и в 2:30 атаковал в подводном положении голову правой (обращённой к открытому морю) колонны. Вероятно, командир I-21 целился в шедший первым тральщик Townsville, но торпеда прошла у того под килем и попала в британский транспорт Iron Knight (4812 т) с грузом железной руды. Подобные рудовозы имели у моряков мрачную репутацию «судов смерти», поскольку из-за тяжёлого груза быстро тонули. Iron Knight не стал исключением: он затонул за две минуты, из 50 членов команды спаслись 14.
Оператор сонара ASDIC тральщика Townsville смог обнаружить погружённую подлодку, но был оглушен взрывом торпеды и потерял контакт. Конвой продолжил движение, не останавливаясь для спасения людей с Iron Knight. Townsville искал субмарину примерно 50 минут, но безуспешно, после чего присоединился к конвою. На место атаки пришлось вызвать из Сиднея современные эсминцы
10 февраля у города Порт-Макуари (центральная часть Нового Южного Уэльса) Мацумура одержал ещё одну эффектную победу. Двумя торпедами он потопил американский транспорт Starr King типа Liberty (7176 т), следовавший из Сиднея на Новую Каледонию с грузом военного назначения. Судно тонуло долго, к нему успел подойти эсминец Warramunga, снявший команду. 19 февраля гидросамолёт с I-21 вновь пролетел над Сиднеем — он был обнаружен радаром и, по некоторым версиям, обстрелян зенитным огнём, но благополучно скрылся. После этого подлодка направилась в обратный путь и 23 февраля пришла на Трук.
Рейд I-21 в январе-феврале 1943 года стал самым успешным походом японской подлодки к берегам Австралии за всю войну. Кандзи Мацумура в этом походе показал себя настоящим подводным асом — умелым, агрессивным и удачливым. После возвращения из «звёздного» похода он стал инструктором в школе подводного плавания, в 1944 году был повышен до капитана 1-го ранга и назначен командиром 34-го дивизиона подлодок. Уже 3 октября того же года талантливый подводник погиб на борту субмарины I-177 у Палау. По японскому обычаю, посмертно Мацумура был повышен в звании — причём сразу до вице-адмирала.
Эксперименты и неудачи
В январе 1943 года состоялся второй с начала войны рейд японских подлодок к берегам северо-западной части Австралии. Субмарины базировавшегося в Сурабайе (остров Ява) 30-го дивизиона должны были косвенно содействовать эвакуации Гуадалканала. В действительности короткий поход лодок I-162 (тип KD4) и I-165 (тип KD5) в Индийском океане оказался изначально весьма неудачно спланирован и сопровождался единственным примечательным эпизодом — и то, несколько комичным.
По плану операции подлодка I-165 (командир — капитан 2-го ранга Кеносуке Торису) зачем-то должна была обстрелять с диверсионными целями портовый городок Джеральдтон на пустынном побережье штата Западная Австралия. 27 января субмарина попыталась подойти к городку, но, по мнению Торису, была обнаружена неприятельскими кораблями и самолётами. Вместо назначенной цели вскоре после полуночи 28 января I-165 обстреляла из 100-мм орудия близлежащий посёлок Порт-Грегори. Десять выпущенных снарядов не нанесли никакого ущерба — более того, австралийские береговые наблюдатели узнали о нападении только через неделю из данных японского радиоперехвата. Это был третий и последний обстрел с японской субмарины австралийских населённых пунктов, в отличие от атак городов на Восточном побережье, не имевший абсолютно никакого резонанса.
Следующее после похода I-21 появление японских подлодок у Тихоокеанского побережья Австралии оказалось связано с попыткой развернуть минную войну на коммуникациях союзников. Ранее минные постановки проводились в январе 1942 года у берегов Северной Австралии, но оказалась полностью неудачными: 4 подводных минзага не одержали ни одной победы, один из них (I-124) при этом погиб. Забегая вперёд, можно сказать, что вторая попытка начать минную войну изначально была весьма скромной по затраченным усилиям и оказалась безрезультатной.
Для операции предназначалась крейсерская подлодка I-6 — единственный корабль типа J2 (командир — капитан 3-го ранга Монсиро Изуцу). Будучи типичной для японского флота авианесущей крейсерской субмариной, на сей раз I-6 вооружилась девятью закупленными в Германии морскими магнитными минами TMC, предназначенными для постановки через торпедные аппараты. 2 марта подлодка покинула Трук и направилась к побережью австралийского штата Квинсленд, достигнув его 10 марта. Вечером 13 марта I-6 выставила на подходе к порту Брисбен (столице штата) все 9 магнитных мин на глубине 20-30 м.
Выполнив основную задачу, субмарина приступила к свободной охоте. Днём 17 марта Изуцу попытался атаковать маленький локальный конвой BT44 — два судна в сопровождении австралийского тральщика Gympie, следовавшие в пределах штата из Брисбена в Таунсвилл. I-6 выпустила две торпеды по американскому судну Charles C. Jones, но промахнулась. Осуществлявший ПЛО конвоя учебный самолёт Avro Anson из 71-й резервной эскадрильи Королевских австралийских ВВС и тральщик Gympie попытались обнаружить и атаковать погружённую субмарину, но не добились никаких успехов.
В море I-6 получила приказ прервать поход, идти в Рабаул и выполнять задачи по снабжению сухопутных войск на Новой Гвинее. 27 марта субмарина достигла места назначения. Что касается минного заграждения у Брисбена, то оно оказалось выставлено вне путей союзного судоходства. 24 марта мины случайно обнаружил австралийский шлюп Swan, проводивший в том квадрате учения ПВО. Два боеприпаса взорвались от упавших в воду снарядов со шлюпа, затем тральщик Gympie обнаружил и уничтожил ещё одну мину. Другие мины пропали без следа, хоть их разыскивали ещё несколько месяцев.
Операции японских субмарин у берегов Австралии в первые месяцы 1943 года несли на себе отпечаток специфично японского подхода к ведению подводной войны. Походы подлодок не отличались высокой эффективностью, а некоторые из них были явными неудачами, плохо задуманными и осуществлёнными. К числу таковых можно отнести обстрел Порт-Грегори и минную постановку у Брисбена. Приятным для японцев исключением стал впечатляющий по эффективности рейд I-21, в успехе которого немалую роль сыграл талант Кандзи Мацумуры (и, возможно, некоторая доля везения).
В апреле 1943 года командование японского подводного флота впервые с начала года решилось на относительно масштабное наступление на австралийские коммуникации. Наступила кульминация подводной войны у берегов Австралии, к которой союзники во многом оказались не готовы. О малоизвестных и драматических событиях весны 1943 года речь пойдёт в следующей статье.
Продолжение следует
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1942-1945 (1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/C1417314
- Miles, Patricia. War Casualties and the Merchant Navy. https://www.environment.nsw.gov.au/maritimeheritageapp/research.aspx?id=51
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navys operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
- Хасимото Мотицура «Потопленные» / в книге «Подводная война на Тихом океане» — М: АСТ, 2001
Алексей Лесин
Читайте нас: