Типичные рыцари Столетней войны периода 1360–1415 годов.
Крайний слева – Жан де Менгр, по прозвищу Бусико, умерший в плену у англичан в 1421 году. Отличался большой физической силой, чем и любил похвастаться. Например, взобраться он мог по наклоненной лестнице в полном вооружении, используя только лишь руки. Здесь мы видим заднюю часть его бацинета, авентайл и геральдический кафтан – джупон, а также доспехи для ног. Через прорезь в тунике кольчужный капюшон пристегнут ремнем к железной кирасе, надетой поверх короткой кольчуги-хаубергона. На его ремне с позолоченными пластинами висит кинжал-рондель. В центре – Гишар Дофин одет в покрытую тканью бригандину с очень крупными нагрудными пластинами, надетую поверх кольчуги-хаубергона. Справа на его груди можно заметить железный крюк для упора копья. Кольчужный капюшон покрыт синей тканю с изображением маленьких геральдических щитов, на четвертях которых – синие дельфины на золотом фоне и две серебряные диагонали на синем фоне с тройным красным ярлыком сверху. Фигура справа изображает дю Геклена, который был человеком невысокого роста с развитой мускулатурой и лицом профессионального боксера. Как коннетабль Франции, он мог позволить себе самое лучшее снаряжение. Он изображен в высоком бацинете с заостренным забралом типа «собачья морда». Капюшон на плотной подкладке присоединен к шлему обычным способом. Его плотный стеганый джупон надет поверх кирасы, которую на рисунке не видно. Кроме того, на нем надеты боевые рукавицы и доспехи, полностью закрывающие ноги. Некоторые части доспехов покрыты позолотой. Герб дю Геклена в виде небольших щитов вышит на джупоне и на попоне коня. Шанфрон коня покрыт черной тканью с золотой тесьмой и снабжен тканевыми «рукавами» над ушами животного. Вооружен мечом в полторы руки. Рис. Ангуса Макбрайда
«И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. И когда Саул видел какого-либо человека сильного и воинственного, брал его к себе». Первая книга Царств 14:52
Военная история стран и народов. Предыдущая статья о рыцарях и рыцарском снаряжении Средневековья, как всегда, вызвала множество интересных «комментов» и несколько столь же интересных пожеланий. Одно из них заключалось в том, чтобы рассмотреть изменение тактики вооруженной борьбы в ходе Столетней войны. Причем там же и отмечалось, что такое исследование потребует написания целой книги.
Однако, в принципе, оказалось, что сделать на эту тему материал довольно небольшого объема, но раскрывающий эту тему должным образом, вполне возможно. И поскольку выражали желание его прочитать многие, то мы и представляем его как их вниманию, так в равной степени для всех остальных читателей ВО.
Миниатюра из «Библии Мациевского» середины XIII века. Сравним ее иллюстрации с иллюстрациями из «Хроники Фруассара» и сразу же увидим, как далеко шагнуло искусство доспешных мастеров всего лишь за одно столетие! Внешний вид воинов отличается самым разительным образом!
Начнем с того, что Столетняя война состояла преимущественно из осад, «шевоше» (chevauche – грабительский конный набег) и морских рейдов. Целью таких осад и набегов было обычно стремление навязать противнику открытое сражение в невыгодных для него условиях. Особенно характерна такая тактика была для первой фазы войны, в которой английский длинный лук продемонстрировал свои исключительно высокие боевые качества.
В первые годы войны французы редко использовали пехоту для прикрытия флангов своей конницы, как это делали англичане. Французские военачальники просто не понимали, как можно использовать на поле боя крупные части вооруженной арбалетами пехоты, а главное – зачем они, когда есть прекрасная рыцарская конница?
Рыцарская конница начального периода Столетней войны, 1337–1360 годов. Слева – дофин Карл, ок. 1356 года. Будущий король Франции Карл V изображен в модных в те времена доспехах. Они включали бацинет «собачья морда» с подвижным забралом и кольчужной бармицей. Изображение на его джупоне разбито на четверти, две из которых заполнены золотыми лилиями на синем фоне, символизируя «древнюю Францию», а на двух других – синий дельфин с красными плавниками и хвостом на золотом фоне. Под туникой надет панцирь и короткая кольчуга. Руки полностью закрыты доспехами. На ногах – конструкция из набедренников на подкладке, наколенников поверх декоративных полос из белой кожи, поножей-наголенников и пластинчатых сабатонов. Конь принца также защищен небольшим доспехом из твердой кожи. Рыцарь справа внизу – явно южанин, одет в старомодные доспехи, остававшиеся в ходу по обе стороны Пиренеев. Они состоят из «большого шлема» с забралом на шарнирах, кольчужного капюшона, кольчужной рубахи и кольчатых чулок. Кроме того, на нем надет стеганый сюрко, рукавицы на подкладке и железные наголенники. По нижнему краю сюрко и краям рукавов идет бахрома. На плечах, груди и спине туники изображен герб рыцаря – маленькие красные кресты на золотом фоне. Его конь защищен цельной попоной из кольчуги (под ней должна была быть холщовая подкладка), поверх которой наброшена попона из ткани, и шанфроном из твердой кожи. Рыцарь вверху справа – с юго-востока Франции, пользуется доспехами и оружием, стиль которых выдает влияние расположенной по соседству Савойи. С бацинета снято забрало, а сам он прикрыт декоративной тканью с вышитым орнаментом. На нем геральдический плащ, открытый с обеих сторон и надетый поверх панциря, покрытого красной тканью и снабженного плечевыми накладками из твердой кожи. Кроме налокотников и наколенников из твердой кожи, его доспехи в основном сделаны из кольчуги. Геральдические знаки на его почти прямоугольном щите с выемкой для копья выдавлены на кожаном покрытии щита и раскрашены.
Несколько крупных неудач при массированных атаках французской тяжеловооруженной конницы привели их в смятение.
Ведь обычно такая конница шла в атаку в сомкнутом строю в 2–3 шеренги глубиной и, вероятно, пустив сначала лошадей шагом, так как скакать рысью для всадников в полном вооружении было невозможно (час рыси в доспехах являлся видом наказания рыцаря в Тевтонском ордене). Затем для финальной атаки они могли переходить в легкий галоп, в расчете на то, что ее психологический эффект способен расстроить ряды неприятельской пехоты еще до того, как конница с пехотой сойдется в решительной схватке.
Но англичане, укрывавшиеся за плотным частоколом из заостренных кольев, оказались способны обрушить на атакующего врага десятки тысяч стрел прежде, чем он достигал их рядов. Держались они стойко, и это приводило к плачевным для французов результатам. Коней нельзя было заставить скакать на колья, а стрелы противника, хоть и не причиняли особого вреда всадникам, наносили многочисленные раны животным. Лошади падали, шарахались в разные стороны, упирались и не слушались всадников, в итоге плотное кавалерийское построение разрушалось.
Есть свидетельства, что при Креси лошади просто ложились на землю – вполне естественная реакция для раненого животного, которое не может бежать. Как только атака была остановлена или строй кавалерии нарушался, преимущество тут же переходило к легкой и подвижной пехоте противника, которая могла атаковать упавших на землю всадников.
Битва при Наваррете 1367 года. Английские лучники успешно обстреливают испанцев, лучников не имеющих. Им отвечают испанские пращники и метатели дротиков. Национальная библиотека Франции, Париж
Французские военачальники отреагировали на все это достаточно оперативно, хотя их нововведения далеко не всегда приводили к успешным результатам. Например, французские тяжеловооруженные всадники стали спешиваться перед сражением подобно своим английским противникам.
После битвы при Пуатье их командиры стали приказывать атаковать неприятеля в пешем строю, что имело целью обеспечить себе большую неуязвимость от вражеских стрел. Впервые такая попытка была предпринята в битве при Ножан-сюр-Сен в 1359 году, но здесь французские латники не смогли обойти фланги английских лучников, и победа была одержана только благодаря атаке с тыла французских бригандов.
С другой стороны, первые поражения французов привели к тому, что они стали более осторожными, утеряв чрезмерную самоуверенность, присущую им в первых сражениях.
Это нашло отражение даже в популярных песнях тех времен. В одной из них королю давался следующий совет:
«О Филипп, ...ценнее железа, лучше силы может быть только хитрость. Осторожность скорее, чем армии, поможет тебе вернуть награбленное врагом».
Французские армии научились избегать крупных сражений, а вместо этого повели войну, состоящую из осад и контросад.
Взятие англичанами Монконтура в 1371 году. Национальная библиотека Франции, Париж. Как видите, здесь уже применяется артиллерия крупных калибров, способная своим ядрами пробить стену. И – да, действительно, мы видим разрушенную стену и англичан, устремляющихся внутрь. Особого сопротивления им явно никто не оказывает…
На первых порах французам приходилось в основном обороняться, и способность городов и замков оставаться неприступными для англичан приобрела первостепенное значение.
К счастью для Франции, вести оборону при таких обстоятельствах было выгоднее, чем нападать, а большинство проводимых осад представляло собой на самом деле только усиленные блокады.
Важная роль в такой войне отводилась камнеметным машинам, которые использовались обороняющимися для вывода из строя осадных приспособлений противника.
Праздничное шествие в замок Каркассон. Взять такой замок, даже имея осадную технику, было делом очень нелегким…
А вот как картина штурма такого замка представлена на иллюстрации из «Хроники Фруассара». Французы штурмуют замок Дура, 1377 год. Национальная библиотека Франции, Париж. Как видите, здесь уже задействована осадная, причем казнозарядная, артиллерия. Лучники и арбалетчики, которые прикрываются щитами и со щитами за спиной, ведут обстрел городских стен. Латники-пехотинцы спустились в сухой ров и из него пытаются подняться по лестницам на стену. Обороняющиеся рубят взбирающихся по лестницам мечами и топорами и сбрасывают им на головы камни…