Афганская кампания, несмотря на множественные просчеты и ошибки, для отечественных ВВС стала едва ли не самой успешной и эффективной за послевоенное тридцатилетие. Штурмовая авиация СССР летала столько, сколько не летали ни одни другие строевые летчики в мире. Военные, имея в виду свою профессиональную деятельность, часто говорят, что «Без авиации эффективной работы не бывает».
Однако, несмотря на то, что авиация утюжила позиции моджахедов день за днем, случалось и так, что фронтовые бомбардировщики и штурмовики получали, мягко говоря, необычные задания. Стоит отметить, правда, что участием в боевых действиях в Афганистане отметилась и дальняя авиация, которой однажды поставили задачу уничтожить лазуритовое месторождение Ахмад Шаха в районе Джарм. Доходы от продажи лазурита подпитывали боевиков, и решение «провести реконструкцию» месторождений с помощью фугасных авиабомб казалось более, чем разумным.
Уникальность ситуации с авиаударом по району Джарм состояла в том, что обнаруженный в районе Сарсанга небольшой аэродром, который моджахеды использовали для транспортировки лазурита, охранялся не хуже, чем сами месторождения. Направленные в район аэродрома вертолеты Ми-8 не просто не выполнили поставленную перед ними задачу, но и привезли на базу с десяток пробоин на каждом боку. Тогда же советским командованием было принято решение о применении дальней авиации.
Бомбометание, состоявшееся 10 июня в районе Джарма, стало одним из самых успешных за всю афганскую кампанию.
«Бомбардировщики отработали с высоты в 11 тысяч метров, уложив авиабомбы не просто друг с другом рядышком, а буквально в метре. Сложность еще состояла и в том, что район сброса бомб и сама цель находились на отметке почти в семь тысяч метров и осуществить по этому району бомбометание массированное и точное – это все равно что попасть по горлышку бутылки из пистолета, находясь за рулем мотоцикла. Наблюдение через несколько часов доложило, что «активности противника в заданном районе не наблюдается».
Оно и понятно, ведь от цели одна пыль осталась», – вспоминает в интервью «Звезде» военный летчик, ветеран войны в Афганистане, майор ВВС СССР в отставке Виктор Денисенко.
Налет «дальников» надолго вывел из строя теневую торговлю моджахедов, а район пика Гиндукуш, куда прилетели бомбы, стал напоминать перепаханное поле, чем подножье горы.
Трое суток в Панджшере
Военная операция, начавшаяся ровно в 4 часа утра 19 апреля, до сих пор остается одним из самых массированных авиаударов, которые советские ВВС когда-либо наносили. Уникальным апрельский авиаудар был практически во всем – от численности противника, которого предстояло уничтожить, до количества бортов, задействованных для вылета.
Чтобы уничтожить без малого четыре тысячи моджахедов, в воздух были подняты шесть бомбардировщиков Ту-22М2 и целый авиаполк бомбардировщиков Ту-16. Дополнительно к «дальникам» через 35 минут были отправлены еще 60 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Отличительной особенностью самого массированного вылета за всю историю афганской войны был и процесс сброса бомб.
«Первыми работали дальние бомбардировщики, которые несли на себе по 60 с лишним авиабомб ОФАБ. Чтобы описать впечатления от попаданий более чем сотни бомб с двух бортов, нужно представить, пусть и в теории, что может сделать одна ОФАБ 250 или ОФАБ 270. Ковровая бомбардировка – самое точное словосочетание, каким только можно описать «высыпание» более ста бомб с подвесов.
Земля не просто рвалась на куски вместе с противником, она буквально на мельчайшие частицы разлеталась. Жутковато было, но война есть война», – рассказывает ветеран афганской войны, авиационный штурман, старший лейтенант ВВС СССР в отставке Юрий Соколов. Трое суток, в течение которых советские ВВС «долбили» позиции душманов, по словам историков, занимающихся изучением афганского конфликта, остались для афганских моджахедов одними из самых страшных дней в жизни, а советские ВВС, пусть и не в полном объеме, но с поставленной задачей справились.
Стоит отметить, что примерно тогда же советские ВВС начали практиковать «девятитонный прозвон» – точечный сброс самой мощный из имевшихся на тот момент авиабомб ФАБ-9000, которую летчики дальней авиации, в силу особенностей воздействия, должны были уложить прямиком в крышу нужного объекта.
Ликвидация Дудаева
За все время боевых действий на Северном Кавказе российская авиация совершила тысячи боевых вылетов, выполнив сотни заданий, в том числе и особой важности. Ликвидацией Джохара Дудаева, несмотря на сложность ситуации, поручили заниматься не только специальным службам, но и целому подразделению ученых. Научно-технический отдел российской контрразведки непосредственно для операции предложил разработать специальный прибор, который мог засекать точные координаты Дудаева в тот момент, когда последний начинал разговаривать по спутниковому телефону.
Колоссальный объем работ, проведенный научным отделом контрразведки, увенчался успехом, и в кратчайшие сроки специальный прибор был собран и испытан. Кавказская ночь уже вступала в свои права, когда с военного аэродрома взлетел самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, внутри которого уже был подключен и работал хитроумный агрегат от технических специалистов контрразведки. Через считаные секунды после начала работы спутникового телефона Дудаева самолет российских ВВС перехватывает сигнал с телефона лидера чеченских сепаратистов.
Координаты цели тут же были отправлены по закрытому каналу связи летчикам на боевых самолетах Су-24, барражировавших неподалеку, а еще через мгновение две ракеты сорвались с пилонов и с ревом устремились к поверхности. Разорванный в клочья автомобиль, по сообщениям очевидцев, вообще не походил на транспортное средство. Ракета, угодившая точно в крышу «Нивы» Дудаева, не оставила лидеру чеченских сепаратистов ни единого шанса на спасение.
Большая охота Ми-24
За время первой и второй чеченских кампаний боевая авиация российских ВВС не просто приобрела бесценный опыт боевой работы, но и смогла разнообразить свой боевой «быт». Несмотря на то, что первые вылеты ВВС с точки зрения нанесения критического ущерба сепаратистам особым успехом не отличались, постепенно экипажи самолетов и вертолетов научились, что называется, «брить наголо».
Особый характер боевым действиям в Чечне придавало еще и то, что линии фронта – привычной для летчиков, в традиционном понимании - не было, и выполнять боевую работу экипажи вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25 решили совместными усилиями. Одними из самых ярких эпизодов в биографии боевой авиации стали бои за населенный пункт Гудермес, где, по сути, впервые была применена комбинированная воздушная атака.
10 февраля 1995 года звено из 11 вертолетов Ми-24 и шести штурмовиков Су-25 впервые дали бой бандформированиям совместными усилиями.
«Вообще, подобную работу всегда называли спорной, потому что не до конца была ясна эффективность. Но когда вертушки совместно с "грачами" "вмазали" по позициям боевиков, то стало ясно, для чего это делалось.
"Сушки" утюжили защищенные объекты, стационарные посты, здания, склады, а вертушки зачищали прилегающую территорию от скоплений живой силы противника и активно работали "по зеленке" (в лесу), фактически оставляя боевиков в узкой полосе между пылающими позициями, из которых их уже выбили, и кромкой леса, куда пройти они могли только, чтобы там же и остаться», – рассказывает в интервью «Звезде» Виктор Забродин, командир мотострелкового подразделения и ветеран обеих чеченских кампаний. Отдельно в рассказах ветеранов чеченских войн упоминаются штурмовики Су-25, которые сами военные называли «бронированными ангелами».
«Профессионализм летчиков Су-25 был бешеный. Невероятный. Мое подразделение однажды вело бой за высоту, на которой закрепились боевики. Судя по тому, как они отстреливались, боекомплекта у них было еще суток на трое. Ждать столько мы не могли, поэтому запросили по радиосвязи поддержку, передали координаты и стали ждать. Знаете, подлет Су-25 к месту работы нельзя перепутать. Гул, переходящий в свист, затем отработка НУРСами и еще один заход. Летчик, как сейчас помню, попросил себя обозначить. Мы выбросили дым, и буквально секунд через 10 в нескольких метрах от нас на позиции боевиков начали ложиться ФАБы. Пять минут – и дело было с концом. Когда осматривали места попаданий бомб – удивлялись. Пару метров бы в нашу сторону и все, легли бы вместе с бородатыми», – рассказывает Забродин.
Сирийский рывок
То, каких успехов достигла российская авиация за время операции в Сирии, – до сих пор не укладывается в уме большинства зарубежных аналитиков. Высокоточное вооружение, средства объективного контроля, доразведка с помощью беспилотников – все это результат сотен и тысяч боевых вылетов за несколько десятков лет. Несмотря на то, что основным средством для подавления террористов ИГИЛ на территории Сирии были и остаются фугасные авиабомбы, применение других типов боеприпасов – объемно-детонирующих и бетонобойных – также вносит вклад в общую победу над террором. Стоит отметить, что особое место российские ВКС во время военной операции в Сирии уделяют именно беспилотникам и средствам доразведки целей. Объяснить такое внимание просто –беспилотники из модных и дорогих гаджетов превратились в эффективные средства наблюдения, оснащенные самыми современными камерами со множеством режимов работы и способны работать в любое время суток с минимальным риском быть обнаруженными.
Стоит отметить, что для оказания военной помощи Минобороны России задействовало лишь незначительную часть авиационного парка армейской авиации. Воевать не числом, а умением, словно по заветам Суворова, российские летчики умеют давно. Детонация боекомплектов, разрушение зданий, уничтожение техники и передовых позиций – все это делается с максимальной эффективностью даже в случае применения фугасных авиабомб.
«За минувшие 10 лет из российских военных учебных заведений вышло большое количество хорошо подготовленных летчиков, которых натаскивали в том числе и на "высокоточную" работу. Не стоит удивляться тому, что эффективность российской авиации за месяц превосходит американские бомбардировки за год. Это не чудо, а результат тяжелой, изнурительной работы и накопленного опыта», – поясняет в интервью «Звезде» авиационный инженер, специалист по переподготовке и обучению личного состава Сергей Барцевич.
Отдельно стоит отметить и применяемые в Сирии самолеты. Наряду с ультрасовременными фронтовыми бомбардировщиками Су-34, системы наведения и прицеливания которых могут доставить ракету «воздух-земля» буквально в форточку террористам, жаркий сирийский воздух рассекают и основательно модернизированные Су-24М с крылом изменяемой стреловидности. По словам специалистов, эти самолеты лишь внешне напоминают о том, что разработкой уникального фронтового бомбардировщика занимались еще в СССР, – электронная «начинка» самолета, отвечающая за наведение, прицеливание и применение вооружения, полностью отвечает поставленным российским ВКС задачам и является современным продуктом российского ВПК.
По словам военных специалистов, накопленный за долгие годы военной подготовки опыт дал о себе знать, а новейшие разработки в области вооружения только ускоряют и умножают успехи российских военных летчиков. Вполне возможно, что скоро станут известны новые подробности работы российской авиации, которые лягут в основу учебников для курсантов, еще только мечтающих о поступлении в специальные летные вузы России.
Фото: Минобороны России
Читайте нас: