В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен стал спасением для многих жителей города. Не прекращая свою работу, он выполнял функции бомбоубежища. В вестибюлях подземки разместилось все необходимое для жизни: от больницы до библиотеки. Здесь в самые трудные дни Московской битвы проходили партийные собрания и совещания Генштаба, а после того, как угроза потери столицы миновала, продолжилось масштабное строительство новых станций и веток.
Всюду жизнь
До начала войны правительство уже рассматривало вопрос использования метро в качестве газоубежища. Весной 1941 года Метрострою следовало приспособить все три существующих на тот момент радиуса под экстренные нужды. Работы прекратились в августе из-за начала боевых действий и нехватки материалов, а продолжились лишь весной 1942 года, когда стал известен масштаб применения нацистами химических средств нападения. И хотя химоружие враг не использовал, пытаясь захватить Москву, метро все же выполнило свою спасительную функцию и стало бомбоубежищем для тысяч людей. Во время первого авианалета 22 июля 1941 года сотрудники метрополитена разместили в подземном убежище более пятисот тысяч москвичей. Нападение показало и слабые места подземки: разрушен оказался тоннель между станциями «Арбатская» и «Смоленская», а на «Белорусскую» из взорванного на привокзальной площади водопровода хлынул мощный поток воды.
Московское метро лишь однажды было на грани закрытия – во время драматичных событий октября 1941 года. После эвакуации из столицы правительства, учебных заведений и промышленных предприятий, в обществе зародился слух о скорой сдаче города противнику. Нарком путей сообщения Каганович распорядился принять меры на случай, если метро придется уничтожить. Тоннели и станции были обесточены, их собирались затопить или взорвать. Метро не работало 16 октября. Однако вскоре власть изменила свое решение. Сталин остался в Москве. Метрополитен возобновил работу, заново запустили эскалаторы и поездные составы. С тех пор подземка работала каждый день.
Людей, попавших во временное убежище, размещали на платформах, а порой и в тоннелях. Между рельсами сотрудники метро поставили деревянные настилы, а для спуска с платформы установили лестницы. Кровати нашлись для тысяч москвичей; постельное белье горожане приносили с собой. В вагонах находились «приоритетные» места для женщин с детьми и пожилых людей. На станциях кипела жизнь: людям оказывали медицинскую помощь, давали воду, оборудовали туалеты. На некоторых станциях открылись торговые точки, где можно было купить хлеб и молоко. В тревожный период, когда решалась судьба города, сотрудники подземки старались поднять настроение временным жителям: для детей организовывали кружки по интересам, а для взрослых устраивали кинопоказы и выставки. Впрочем, москвичи и сами быстро приспособились к необычным условиям: играли в шахматы и домино, ходили друг к другу «в гости» – насколько это было возможно.
За соблюдением порядка следили милиционеры, выдворявшие из подземки паникеров и нарушителей установленных правил. На станции «Курская» появилась библиотека, книги туда привезли из «Исторички», расположенной в Старосадском переулке. В декабре 1941 года библиотеку в метро посетило более тысячи человек, а самой читаемой книгой оказалась «Война и мир» Л.Н. Толстого. Станция «Белорусская» была приспособлена для работы сотрудников Генштаба – правда, первое время пришлось соседствовать с простыми горожанами, отгородившись подручными средствами. Отдельную ставку для штабных выделили в конце лета: она располагалась на «Кировской» (сегодня – «Чистые пруды») и была недоступна для прохода поездов. Помимо концертов и показов кино, на станциях метрополитена проходили и события политической важности. Самым известным из них является заседание Мосгорсовета, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции. В мероприятии принял участие И.В. Сталин, прибывший на станцию «Маяковская» на бронированном поезде.
Всего на заседании присутствовало две тысячи человек, причем каждому из них приглашение передавали лично и в устной форме, до последнего сохраняя в тайне место проведения. В честь торжественного совещания зал станции украсили живыми цветами и бархатом, из Большого театра привезли стулья и трибуну для выступлений с докладами. Не обошлось и без обязательного атрибута подобных мероприятий – бюста Ленина. Словом, внешне почти ничто не выдавало нестандартность обстановки и места – особенного и самого безопасного в те дни. Официальная часть заседания закончилась выступлением оперного певца Ивана Козловского – для этого он приехал из Куйбышева. Одна из легенд военного времени гласит, что для делегатов даже смогли организовать подобие фуршета: в вагонах, стоявших на «Маяковской», им предлагали баранки и бутерброды, а также разливали пиво.
Строительство продолжается
В течение четырех лет метро работало на меньших мощностях по сравнению с мирным временем: так, количество вагонов в составах сократили с шести до четырех. Внешний вид некоторых станций тоже отличался от привычного. Легендарные скульптуры с «Площади Революции» до 1944 года находились в эвакуации в Средней Азии. Отличным от довоенного был и контингент сотрудников подземки: многие мужчины ушли на фронт, их места заняли женщины – помимо выполнения основной работы, они делали корпуса для снарядов и мин, а также начали водить поезда. Первый «женский поезд», управляемый машинистками, отправился 8 марта 1942 года. Авианалеты на столицу происходили все реже, последний снаряд обрушился на Москву в июне 1943 года. Но метрополитен сохранял статус бомбоубежища до последнего дня войны.
В июне 1941 года Московский метрополитен состоял из трех линий и 21 станции. Ветки еще не получили соответствующие цвета и назывались радиусами. Например, Кировский радиус – это часть нынешней Сокольнической линии, Покровский – Арбатско-Покровская линия, известная как «синяя ветка», а пять станций на отрезке от «Сокола» до «Площади Свердлова» назывались Горьковским радиусом, который впоследствии разросся до целой Замоскворецкой линии. Как только войска нацистов отошли от столицы, строительство метро продолжилось. В первый день 1943 года открылись сразу три новые станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (сейчас – «Автозаводская»). Спустя год увеличилась протяженность Горьковского радиуса: в эксплуатацию ввели четыре новых станции. Наконец, началась работа над Кольцевой линией – она стала четвертой по счету и облегчила работу наземного транспорта.
Читайте нас: