Лента новостей

00:10
Редкий Тарас доплывёт до середины Тисы
21:31
В МВФ признали экономический распад Pax Americana
21:21
Буря сорвала российский флаг — его быстро вернули на место простые подростки (ВИДЕО)
20:44
«Германское подполье»: политолог Михайлов оценил запрет ФРГ носить георгиевские ленты на День Победы
20:12
Май 1945 года: «кровавое воскресенье» Алжира
19:36
Глава Пентагона заявил о паузе в поставках оружия Израилю
19:35
Постпреды ЕС согласовали изъятие доходов от активов России ради помощи Украине
19:34
NYT: в мозге кандидата в президенты США Кеннеди-младшего нашли мертвого паразита
19:00
В Эстонии пожаловались на нелегальное обучение на русском языке в школах
18:39
Абсурд без границ: режим Зеленского похвалили за свободу прессы
18:31
Как на самом деле должна выглядеть «победа» России
18:24
Армения отказалась от финансирования ОДКБ
17:47
В Донбассе за сутки от атак ВСУ пострадали четверо гражданских
17:39
Десантный корабль на воздушной подушке Евгений Кочешков применил 30-мм арткомплексы
16:49
«Самая сильная дискредитации системы наград». Защитники Иванова принесли в суд четыре пакета с госнаградами коррупционера
16:37
Военнослужащие Ленинградского военного округа приняли участие в торжественно-траурной церемонии на Пискаревском кладбище
16:21
P-3C Orion выкатился за пределы ВПП в Японии
16:13
Индейцы выступили против добычи урана на их землях в США
16:05
В Польше возбудили дело о шпионаже против сбежавшего судьи Шмидта
15:37
Литовский парламент одобрил ввод войск на Украину
15:36
Из-за сокращения международной помощи Украина тратит золотовалютные резервы
15:30
Оборотни в рясах: как Фанар атакует Русское православие
15:16
Пентагон сменил главу Индо-Тихоокеанского командования
15:06
Разбился истребитель F-16С ВВС Сингапура
14:58
«Зеленский хочет свергнуть правительство в Грузии». В Тбилиси создадут базу данных радикальных элементов майдана
14:57
Чемпионат Украины по футболу на грани срыва. Военкомы мобилизуют футболистов
14:28
Россия возмущена отзывом посла Германии
14:20
Цвет трусов Трампа на выборы в США не повлияет
14:19
В Латвии за подключение и просмотр российских каналов можно оказаться в тюрьме
14:18
Еврокомиссия призвала страны ЕС запретить закупку белорусских алмазов, золота, газа и нефти
14:17
Московская городская дума лишила мандата депутата-иноагента за прогулы
14:16
Украинцев предупредили о блэкауте с 18:00 до 23:00
14:07
Путин утвердил основы госполитики в области исторического просвещения
13:45
Иран ставит для атомных проверок МАГАТЭ свои условия
13:30
После взрывов на Украине серьезно повреждены три ТЭС
13:25
Члены коллегии Минобороны России возложили венки и цветы к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены
13:00
ОЗХО не нашла подтверждения применения химоружия на Украине
12:55
Россия разрабатывает ядерную энергоустановку для лунной станции
12:25
В Литве украинским уклонистам будут отказывать в ПМЖ
12:18
В Альпы кинулась вся вашингтонская рать
12:16
Необычайная власть. Обзор реакции мировых СМИ на инаугурацию Владимира Путина
12:14
Украинскому олигарху Коломойскому выдвинули обвинение в организации убийства
11:40
Спецслужбы Грузии заявили о подготовке беспорядков добровольцами с Украины
11:13
Олигарху Коломойскому сообщили о новом подозрении — в организации заказного убийства
11:05
CDS: НАТО решило утвердить отказ от ввода войск на Украину
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Как правительство само «ставит крест» на мировом успехе лайнера МС-21

Как правительство само «ставит крест» на мировом успехе лайнера МС-21



Правительство РФ решило выделить огромные средства на развитие гражданского авиастроения. В ближайшие 10 лет должно быть построено свыше семисот новых самолетов и вертолетов разных классов. Казалось бы, радению кабинета министров о проблемах отрасли можно только аплодировать, но все равно нашлись недовольные, которые считают, что гражданские чуть ли не «обокрали» военных, а бюджетные средства надо направить на нужды ВКС РФ. Более того, отдельные эксперты считают, что выделяемые суммы являются избыточными, а то и вовсе вредными. Но так ли это на самом деле?


Давайте сперва пройдемся по списку того, на что выделяются 1,84 триллиона рублей. Сумма и правда впечатляющая, но что страна получит на выходе?

Прежде всего, это МС-21, самый перспективный отечественный гражданский авиалайнер, наша «большая белая надежда». В ближнемагистральном сегменте господдержку получат «Суперджет-100» и турбовентиляторный Ил-114. Для региональных перевозок будет использоваться легкий самолет «Байкал» (ЛМС-901). Также перед «Ростехом» поставлена задача разработать 5 моделей новых многоцелевых вертолетов. А всего до 2030 года в стране будет произведено 735 гражданских летательных аппаратов. Итак, что мы видим? Наконец-то, финансовый поток щедрой рекой пошел на восстановление авиастроительной отрасли. Будут закрыты все рыночные ниши, кроме, разве что, дальнемагистральной. Более того, по прогнозам специалистов, к 2030 году государство сможет вернуть до 450 миллиардов рублей в виде налогов. И это очень положительная тенденция. Однако без подводных камней нам никак не обойтись.

Сперва стоит разобраться с претензиями по поводу того, что за счет развития гражданских якобы «обкрадываются» военные программы. Это совсем не так. Вернее, совсем не так. Дело в том, что на нужды гражданского авиастроения средства выделяются в основном не из федерального бюджета, а преимущественно из ликвидной части ФНБ. Да, это фонд вкладывает 1,59 триллиона рублей из 1,84 триллиона, и только 244 миллиарда пойдет из госбюджета. То есть, нельзя говорить о том, что финансирование МС-21 или Ил-114 осуществляется за счет секвестра расходов на производство военных самолетов. Напротив, стоит радоваться, что средства ФНБ идут именно в развитие отечественной промышленности, а не в какие-нибудь «фантики» иностранных ценных бумаг. Но на этом, увы, хорошие новости пока что исчерпываются.

Следует учитывать, что российские самолеты выйдут на рынок в крайне непростое время. Из-за последствий пандемии коронавируса объемы воздушных перевозок резко сократились, а вместе с ними упал и спрос на новые авиалайнеры. МС-21 и обновленному «Суперджету-100» придется конкурировать с продукцией ведущих западных корпораций, которая традиционно доминирует на мировом рынке. Если внутри России отечественные самолеты вполне можно пристроить авиакомпаниям при помощи льготных лизинговых программ и разнообразных методов убеждения/принуждения, то за рубежом это может и не сработать. Куда еще реально мы можем продать, например, среднемагистральный МС-21? В Беларусь? В страны СНГ? В находящиеся под санкциями КНДР и Иран? В Венесуэлу? Пожалуй, только туда, и это при условии, что корпорация «Иркут» научилась на ошибках «Суперджета» и заранее подготовит всю необходимую для постпродажного обслуживания инфраструктуру.

Необходимо объяснить, почему мы столь пессимистичны относительно перспектив выхода МС-21 и обновленного «Суперджет-100» на широкий международный рынок. Проблема заключается как раз в 1,8 триллиона рублей, которые выделяет на развитие гражданского авиастроения государство. Дело в том, что Россия по-прежнему состоит во Всемирной торговой организации, а ее нормы подобную поддержку прямо запрещают.

Да, корпорации Boeing и Airbus давно судятся между собой в рамках ВТО, обоснованно обвиняя друг друга в скрытой государственной поддержке авиапрома. Апелляционный суд ВТО установил, что Boeing получил от Пентагона и НАСА субсидии в размере 5,3 миллиарда долларов, которые пошли на разработку новых моделей гражданских лайнеров, включая Boeing 787. Также американская корпорация пользовалась налоговыми послаблениями, которые ей предоставляли некоторые штаты, что вело к ухудшению конкурентного положения Airbus. Но и европейская корпорация не осталась в долгу. Расследование ВТО установило, что Airbus получил порядка 18 миллиардов в виде ссуд с заниженной ставкой, а также еще несколько миллиардов в виде так называемой «стартовой помощи» для реализации проекта лайнера A380.
Это столкновение непримиримых конкурентов привело к настоящей «войне пошлин» между США и Евросоюзом. Дело очень серьезное, где фигурируют огромные суммы. Недавно Boeing и Airbus приостановили длившуюся не одно десятилетие торговую войну, чтобы объединиться против Китая. КНР активно развивает национальное авиастроение и имеет большой внутренний рынок, потому у китайских самолетов есть хорошие шансы быть востребованными в Юго-Восточной Азии.

Но это далеко не все «воздушные бои» в рамках ВТО. Если в премиальном сегменте между собой борются Boeing и Airbus, то в сегменте ближне-среднемагистральных и региональных лайнеров сцепились канадский Bombardier и бразильский Embraer. Компания Bombardier смогла закрепиться на рынке во многом благодаря ссудам и банковским гарантиям, предоставляемым покупателям самолетов государственным экспортным агентством Канады (EDC, Export Development Canada). Потеснить ее Embraer смог при помощи финансируемых государством программ экспортного кредитования PROEX (Programa de Financiamento às Exportações) и программы государственной поддержки производства и экспорта BNDES-Exim, которая предоставляла льготные условия по кредитам для авиационной промышленности и гарантии. Несмотря на то, что ВТО признала эти действия неправомерными, обе компании по-прежнему продолжают получать постоянную финансовую поддержку.

И теперь в эту яму со змеями прыгнула с головой наша страна, которая начала финансировать напрямую из средств ФНБ гражданское авиастроение, даже не пытаясь как-то завуалировать государственную поддержку. Чем это может закончиться, догадаться нетрудно. Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.

Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких «странах-изгоях», несмотря на то, что это очень хороший самолет.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх