Основной руководящий принцип политики администрации Байдена по Украине прост: России нельзя позволить победить на Украине. Это мнение широко разделяют и союзники США — «У меня четкая стратегическая цель: России нельзя позволить победить на Украине», заявил в недавнем интервью президент Франции Эммануэль Макрон.
Но и здесь присутствует непонимание, как должна выглядеть победа России на Украине? «Кто считает что Россия на этом остановится? Как должна будет выглядеть безопасность для соседних стран – Молдовы, Румынии, Польши, Литвы и других?», говорит Макрон, повторяя необоснованную версию о том, что конечной целью России является нападение на страны НАТО.
Москва, как считают власти на Западе, может выиграть эту войну, победив вооруженные силы Украины на поле боя. Но такая упрощенная формулировка конфликта быстро разваливается при дальнейшем рассмотрении.
Что реально бы произошло, если бы фронт у ВСУ посыпался и российские войска получили бы оперативный простор чтобы мощным катком двинуться на остальную Украину?
Даже если украинская армия будет полностью разгромлена, осада таких городов как Харьков и Запорожье, не говоря уже о Киеве и Одессе, окажется чрезвычайно трудной задачей.
Оккупация всей Украины обойдется России непомерно дорого даже в краткосрочной перспективе, не говоря уже о бессрочном периоде. Запад, скорее всего, сделает все возможное, чтобы еще больше увеличить для России эту цену, финансируя партизанские движения, особенно в западной части страны.
Перед вторжением России некоторые голоса на Западе призывали превратить эту войну во «второй Афганистан» для России. Такие предложения были отвергнуты, поскольку украинское правительство в решающие недели не рухнуло, однако попытка России взять под контроль всю Украину скорее всего, приведет к длительной повстанческой кампании и в результате, огромным издержкам.
Крах Украины также усилит риски прямого столкновения между Россией и Западом. Установление фактической границы между восточной Польшей и занятой Россией западной части Украины создаст опасную горячую точку, которая может перерасти в горячую войну.
Полный крах Украины приведет к призывам некоторых стран, вроде стран Балтии и других европейских стран к Западу «сделать что-нибудь» для остановки России, и это давление на принятие реальных действий будет только усиливаться, если поражение Киева станет неизбежным.
Кремль отлично понимает, что не может достичь своих целей, независимо от того, как хорошо у него идут дела на поле боя. И действительно, его цели простираются далеко за пределы Украины, хотя и не совсем так, как предполагают Макрон и Байден. Нет никаких доказательств того, что Москва планирует какие-то захватнические войны против Польши, стран Балтии или других стран НАТО, но она, безусловно, стремится добиться множества стратегических уступок от США и их союзников в таких областях, как запрет на расширение НАТО на восток и ограничение войск НАТО, размещенных на восточном фланге альянса.
Так что война, которую ведет Россия на Украине, по сути является прокси от ее более общей стратегии против Запада, хотя не очень ясно, как завоевание Украины поможет Москве получить желаемые уступки. Развал ВСУ наверняка вызовет панику в западных столицах. Тем не менее, трудно представить, как эта паника сможет превратиться в конкретную готовность администрации Байдена и других западных лидеров заключить такую большую сделку в области безопасности, к которой стремится Москва.
На самом деле, учитывая, сколько нынешние западные правительства политически вложились в военные усилия Украины, может произойти ровно обратное, и западные лидеры окажутся еще менее склонны к каким-либо существенным переговорам с Москвой.
Другими словами, Россия мало что выиграет и многое может потерять, «победив» на Украине, если победа означает необходимость захвата всей страны. Вместо этого, целью России является использовать свое растущее преимущество в качестве рычага для переговоров с Западом. Кремль ранее уже намекал на создание демилитаризованных буферных зон на Украине, не находящихся под контролем России.
Независимо от того, что произойдет на поле боя в ближайшие недели и месяцы, Москва начала то, что в одностороннем порядке не может завершить. И это дает США огромные рычаги влияния в определении того, как будет выглядеть прекращение войны, и Вашингтон вместе с союзниками должны воспользоваться этим сейчас, чтобы положить конец войне на лучших возможных условиях как для Запада, так и для Украины.
Читайте нас: