Ракетное вооружение – один из видов сдерживающего оружия, которое в Советском Союзе создавали с большим успехом. Уникальные образцы оружия массового поражения всегда служили лишь одной цели –защите государства. Первым защитником мира на советской земле стала уникальная ракета Р-7, созданная в ОКБ-1 под руководством гения советской ракетостроительной мысли Сергея Королева.
Р-7 была рекордсменом не только потому, что стала первой межконтинентальной ракетой с ядерным зарядом: она вобрала в себя ряд уникальных конструктивных решений, которые в истории советской военной промышленности были применены впервые. Датчики отклонения, схема расположения приборов, даже провода, соединяющие компоненты ракеты воедино, – все было разработано с нуля.
Появление Р-7 стало настоящим громом среди ясного неба. Недоброжелатели Советского Союза сразу начали заметно нервничать, ведь ракета могла гарантированно долететь до любой цели на дальности 8800 километров.
«Молодец» в вагоне поезда
Наряду с разработкой межконтинентальных ракет шахтного базирования в СССР занимались изучением возможности поставить ракету на колеса, гусеницы... и даже железнодорожные вагоны. Случилось так, что во всех трех случаях удалось добиться результатов, однако вопрос размещения ракеты в вагоне поезда, замаскированного под обычный товарняк, решился максимально эффективно и оказал наибольшее деморализующее действие на противника.
Первый ракетный полк боевых железнодорожных комплексов с ракетой РТ-23УТТХ заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к концу 1988 года на дежурстве РВСН находилось уже пять полков с 15 пусковыми установками. Каждая ракета комплекса уникальна, и повторить подобную конструкцию не получилось ни у одной другой страны в мире, несмотря на то, что американцы пытались экспериментировать с железнодорожными комплексами еще в 1960-х. Состав ракетного комплекса, спрятанного в вагоне поезда, выгодно отличался от ракет шахтного базирования не только своей скрытностью.
Советская ракета была оснащена боевой частью с десятью разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением, а дальность стрельбы такой ракетой составляла до 10 тысяч километров. По словам специалистов, при разработке ракеты пришлось переделать буквально все. «Колоссальная, конечно, работа была проделана. Не только с самой ракетой, но и со средством ее транспортировки. Чтобы вы понимали, масса самой ракеты – 100 с хвостиком тонн. Вагон требовал специальных изменений и применения сдвоенной колесной пары для того, чтобы переварить такой вес.
Помимо всего прочего, внимания заслуживает и специальная гидравлика, которая разворачивает ракету в боевое положение, «отстегивая» крышу вагона в сторону. «Конструкторы приняли во внимание буквально все мелочи, включая высоковольтные провода для электропоездов, которые при команде "боевая работа" специальным устройством оттягивались в сторону, чтобы не мешать пуску ракеты», –рассказывает в интервью «Звезде» специалист по вычислительным системам инженер в области автоматизации процессов РКЦ «Прогресс» Виктор Телегин.
Гроза Европы
Ракеты средней дальности – одна из самых неприятных тем для обсуждения потенциальных «друзей» Советского Союза. Разработкой мобильных пусковых комплексов с баллистической ракетой на борту среди множества конструкторских бюро занимался и Московский институт теплотехники. Уютное гражданское название могло сбить с толку, однако специалисты знали, что тепло, выделяемое изделиями МИТ, – продукт далеко не мирного атома.
Разрабатывая подвижные пусковые установки с ракетами, способными испепелить большой европейский город, МИТ сконструировал уникальнейший комплекс, который был готов к применению, что называется, с колес. Грозное ядерное оружие так и назвали – «Пионер». Комплекс был готов к работе в любое время дня и ночи в любых погодных условиях.
Для «Пионера» специально разработали три типа головных частей, самый мощный из которых снаряжался ядерным зарядом в 50 килотонн и мог применяться на дальности до 7500 километров. Две «младших» версии выполнялись в моноблочном (с дальностью стрельбы до 5 тысяч километров) исполнении и варианте с разделяющимися (с дальностью стрельбы до 5,5 тысяч километров) боеголовками.
«Пионер» с ракетой 15Ж45 советские военные называли «абсолютным возмездием», ведь в случае пуска цель поражалась с вероятностью в 99%. Один оставшийся процент советские военные отводили не перехвату ракеты, а внештатным ситуациям, из-за которых пуск не мог быть осуществлен (неисправности или другие ситуации, не исключающие выведение ПУ из строя противником).
К 1986 году РВСН СССР имели на вооружении более 440 пусковых установок комплекса 15П645, включая его модернизированные варианты. Сильный нервоз европейских стран, по словам военных, объяснялся просто. В случае агрессии система противоракетной обороны в Европе просто не успевала бы к перехвату советских «Пионеров», постоянно перемещающихся вдоль советских границ.
Ядерный фугас
Нанесением тактического ядерного удара по позициям войск в СССР заинтересовались настолько сильно, что сначала на свет появились уникальные образцы ствольной артиллерии – атомные минометы «Конденсатор» и «Ока». Разработка ствольной артиллерии, однако, потребовала значительных усилий.
Сами минометы, впрочем, предъявляемым к ним требованиям отвечали лишь частично, поскольку обладали слишком тяжелой массой, да и высокой скоростью передвижения похвастаться не могли. К тому же исполинские размеры не позволяли уникальным самоходным минометам передвигаться по мостам и обычным автодорогам.
В результате пересмотра самой концепции нанесения ядерного удара по позициям противника были созданы уникальные самоходные комплексы с твердотопливной неуправляемой ракетой «Марс» (индекс ГРАУ – 2К1) и немного позднее «Филин» (индекс ГРАУ – 2К4). Расчет советских инженеров был прост: максимальная скрытность, максимальная скорость, минимальное время для перехода из походного положения в боевое. От своих предшественников «Марс» и «Филин» отличались куда более скромными габаритами, а боевая часть твердотопливной ракеты могла добираться до позиций противника, размещенных на удалении до 25 километров.
Обращает на себя внимание и тип носителя, на котором разместили комплекс 2К4, ведь в качестве транспортировщика был выбран ИСУ-152К – советская тяжелая артиллерийская самоходка на базе танка ИС. Опытные стрельбы показали, что эффективность комплекса существенно выше, чем у ствольной артиллерии, а точность стрельбы также выше на порядок. К 1958 году уже испытанный комплекс насчитывал 36 пусковых установок.
На боевом дежурстве, однако, 2К4 продержался лишь два года, после чего был заменен на более проработанный и технологичный вариант – тактический ракетный комплекс «Луна». Первые шаги в области тактических ракетных комплексов продолжились созданием оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка-У» и самого современного последователя – оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер».
Царь-ракета
В России, пожалуй, нет человека, который не слышал хотя бы раз в жизни словосочетание «ракета-сатана». Тяжелой двухсоттонной ракетой, по рассказам военных, до сих пор пугают курсантов американских военных академий. Ракета, которую приняли на вооружение 30 декабря 1975 года, сделав стране своеобразный подарок, не просто смогла изменить баланс сил в мире, но и удержала обладателей многих горячих голов в западных правящих кругах от необдуманных решений.
В конце 1980-х уникальную жидкостную ракету, прозванную на Западе за боевые возможности «Сатаной», дорабатывают, и ракетные войска стратегического назначения получают не просто инструмент для обеспечения безопасности страны, но и средство для тотальной зачистки всего живого.
«Версия ракеты Р-36М2, доработка которой осуществлялась в середине 1980-х, от предыдущей версии отличалась не просто повышенной точностью, переработанной системой наведения, но и применением зарядов повышенной мощности. Там размещалось десять зарядов с ГЧ индивидуального наведения, мощность которых в зависимости от задачи могла составлять до 750 килотонн», – рассказывает в интервью «Звезде» специалист по процессам автоматизации инженер-ракетостроитель Николай Трошенков.
Залпом из десяти ракет Р-36М в версии 15А18М, по словам специалистов, можно было не просто обескровить потенциального противника за океаном, но и уничтожить практически весь промышленный потенциал (до 90% промышленных предприятий) и большую часть населения. Залп ракетной дивизии, оснащенной ракетами Р-36М, равняется приблизительно 13 тысячам сброшенных на Хиросиму и Нагасаки бомб, а уникальная конструкция и до сих пор засекреченные способы хранения ракеты обеспечивают 30-секундную готовность к пуску.
Ракета, разработанная под руководством прославленных конструкторов Михаила Янгеля и Владимира Уткина, не просто совершила революцию в ракетостроении, но и обеспечила безопасность государства на долгие десятилетия вперед. Несмотря на почтенный возраст, Р-36М и по сей день находится на боевом дежурстве в составе РВСН Российской Федерации.
По словам самих военных, Царь-ракета еще как минимум пару десятилетий будет являться средством гарантированного ядерного ответа, способным пройти сквозь любые существующие перспективные средства противоракетной обороны противника.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Минобороны России
Читайте нас: