Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) на выставке МАКС-2021 с 20 по 25 июля 2021 года покажет перспективные силовые гибридные и чисто электрические двигатели для первых российских электросамолётов. Среди прочих экспонатов обещает выделиться криогенная гибридная силовая установка, лётные испытания которой уже начались на базе летающей лаборатории Як-40ЛЛ, но этим показ достижений не ограничится.
Як-40ЛЛ обещает стать центральной фигурой на демонстрационной площадке ЦИАМ на МАКС-2021. Его гибридная силовая установка (ГСУ) дополняет два штатных турбореактивных двигателя. ГСУ состоит из электрического двигателя мощностью 500 кВт (680 л.с.) и энергоузла для подачи энергии. Питают электродвигатель серийный турбовинтовой двигатель с подключенным к свободной турбине электрогенератором и блок аккумуляторных батарей.
«Уникальная особенность российского электромотора состоит в использовании высокотемпературных сверхпроводниковых технологий и криогенного охлаждения. Применение такой технологии на перспективных летательных аппаратах позволит получить экономию топлива на 5–30 % по сравнению с традиционными техническими решениями», — поясняется в пресс-релизе ЦИАМ.
Также на МАКС-2021 впервые вниманию широкой аудитории будет представлена разработанная ЦИАМ полностью электрическая силовая установка для сверхлегкого пилотируемого самолета «Сигма-4». Электрический привод мощностью 80 кВт (109 л.с.) питается от блока литийионных батарей. «Сигма-4» поможет в обучении пилотов, на туристических маршрутах, при аэрофотосъёмке и будет полезна для других воздушных работ.
Для перспективных российских летательных аппаратов с вертикальным взлётом и посадкой ЦИАМ подготовил ГСУ ЭУ-РПД350Т на базе двухсекционного турбированного роторно-поршневого авиационного двигателя с электрогенератором.
Тему применения высокотемпературных сверхпроводниковых технологий и криогенных топлив в авиации ЦИАМ продолжит в проекте «Силуэт». Реализация проекта должна начаться в 2022 году. Параллельно с Фондом перспективных исследований на базе ГСУ мощностью 500 кВт (см. испытания Як-40ЛЛ) будет создан демонстратор по проекту НИР «Электролет СУ-2020» на полностью сверхпроводящей ГСУ мощностью 2 МВт. На МАКС-2021 будет показан макет демонстратора.
Электросамолёты рвутся в небо России. Им просто надо дать немного времени.
Подпишись: