Лента новостей

14:45
LG подтвердила начало продаж iPhone в своих магазинах со следующего месяца
14:44
Орбитальная обсерватория «Спектр-РГ» увидела, как чёрная дыра начинает разрывать звезду
14:39
Путин: восстановление графика движения по Транссибу важно для всей экономики страны
14:38
Москва возглавила рейтинг эффективности энергетической отрасли регионов России
14:34
Россия, Таджикистан и Узбекистан проведут учения в связи с угрозами из Афганистана
14:30
Алюминиевые батарейки оказались эффективнее и безопаснее литий-ионных
14:29
Сошла с орбиты эпоха. Что для Российского сегмента МКС значил модуль «Пирс»
14:26
Черноморский флот предоставит дополнительное оборудование для поиска санитарного транспорта Белосток
14:19
На Полтавщине против мэра возбудили уголовное дело за фото с флагом советских ВМС
14:18
Поляки вышли на протесты против США с флагом России
14:17
Военная сводка: утром ВСУ вели огонь по Весёлому, Зайцево и Ленинскому
14:16
В Кременчуге рядом с детским садом на тротуаре заботливо выложили свастику
14:15
Крымские татары призвали Турцию признать Крым частью России
14:13
«Вот так я и умру»: полицейские дали показания по делу о захвате Капитолия 6 января
14:12
К 2030 году Саудовская Аравия будет экономить на электричестве до 6,6 млрд долларов в год
14:11
«ФАН повсюду»: Нагорный Карабах — история этнополитического конфликта
14:00
Rai Al Youm (Великобритания): «Панцирь-С» и «Бук-М2». Россия радикально изменила свое отношение к израильским авиаударам по Сирии
13:57
Почему русские воюют неправильно?
13:49
Nord Stream 2 AG: Северный поток — 2 построен на 99%
13:48
Путин дал старт движению по второму Байкальскому тоннелю, соединившему Иркутскую область и Бурятию
13:47
Президент Путин: продолжим формировать современную транспортную инфраструктуру по всей России
13:46
Официальный курс евро на четверг снизился на семь копеек, до 86,92 рубля
13:44
Denník N: Европа сыта по горло недовольством Украины во вопросу поставок газа
13:43
Министр обороны Шойгу призвал развивать в ШОС механизмы обмена опытом противодействия терроризму
13:42
Автобус с участниками крестного хода в Киеве попал в ДТП
13:41
Член ТКГ Гармаш: болезнь главы украинской делегации Кравчука не скажется на работе группы
13:36
Украина без угля. Как Киев ставит окончательную точку на возвращении Донбасса
13:34
Запад ответил “Крымской платформе” равнодушием и троллингом
13:29
Китай подкрался незаметно
13:27
Финансист озвучил способ сохранения денег внутри страны
13:26
И снова про проценты
13:25
Чумазые заплатят за чумазливость
13:23
Жириновский предостерег Грудинина от вступления в КПРФ: "Партию запретят"
13:22
Косачев объяснил слова Байдена о «проблемах» Путина
13:09
На армяно-азербайджанской границе опять бои: есть потери с обеих сторон
13:05
Южная и Северная Кореи восстановили горячую линию
12:48
Путин: эмиссия доллара влияет на всю мировую экономику
12:44
В США заявили о непричастности властей России к кибератакам с территории страны
12:43
В США назвали Россию одной из причин вывода американских войск из Ирака
12:40
Армения и Азербайджан согласились прекратить огонь на границе
12:39
Польша обвинила Германию в нарушении принципов энергетической солидарности из-за «Северного потока-2»
12:38
В США заявили о начавшемся «соревновании» с русскими у берегов Аляски
12:37
Россяине сотворили сенсацию, выйдя в финал баскетбольного турнира 3×3 на ОИ-2020
12:36
«ПРАЙМ»: В Швейцарии не нашли доказательств совершения на ее территории преступления в отношении Hermitage
12:33
В Сингапуре запустили мощную плавучую солнечную ферму на водохранилище — она не только добывает энергию, но и бережёт воду
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Футуризм из прошлого

Футуризм из прошлого


Хотите побывать в авиационном музее будущего, каким оно виделось из 60-х годов? Тогда вам обязательно надо побывать в Музее воздухоплавания в Белграде. Это место сочетает уникальную коллекцию экспонатов с интересным зданием в «космическом» стиле.

Своего авиационного музея в Югославии не было до 1957 года, когда в сквере при комплексе зданий Командования ВВС и ПВО в белградском пригороде Земуне открыли выставку авиатехники и историческую экспозицию. В 1960 году музей переместили в бывший Дом офицеров при старом Белградском аэродроме. Коллекция быстро перестала помещаться в старом здании, вдобавок в 1966 году югославское правительство приняло решение, что музей должен быть посвящён не только военной, но и гражданской авиации. После года обсуждений музей решили разместить в комплексе нового Белградского аэропорта, который как раз планировался к постройке. В 1968 году первые экспонаты разместились в ангаре на окраине нового аэропорта, но это было временное решение. В 1969 году был объявлен конкурс на постоянное здание музея — победу в нём одержал проект известного югославского архитектора Ивана Штрауса.

Казалось бы, проект утверждён, и можно строить музей. Однако из-за бюрократии, согласования между различными учреждениями и нехватки средств музей был официально создан только в 1972 году. Только в 1975 году государственная авиакомпания «Юугословенски аеротранспорт» уступила часть принадлежавшей ей территории аэропорта для постройки нового здания музея. Но даже после этого строительство шло очень медленно, поскольку кроме организационных и финансовых вопросов надо было решать и технические проблемы, связанные с воплощением в жизнь футуристического проекта Штрауса. Только 21 мая 1989 года новое здание было, наконец, открыто для посетителей. Открытие музея сопровождалось авиационным праздником, на котором среди прочего был впервые показан публике истребитель МиГ-29, поступивший на вооружение югославской армии.

1/4

Иван Штраус и раньше славился нестандартными проектами, но здание Музея воздухоплавания, без сомнения, стало его лучшей работой (в 2013 оно было официально включено в реестр памятников архитекторы Сербии). Конструкция здания уникальна. На центральной цилиндрической опоре разместили приплюснутую сферу, придающую музею вид фаршированного бублика. При этом поверхность наружных стен сформирована из стеклянных блоков, что обеспечивает зданию отличное освещение. Блоки сделаны из стекла, не пропускающего ультрафиолет, что защищает экспонаты, находящиеся внутри, от разрушительного действия солнечных лучей. Ко всему прочему это просто красиво.

Внутри здания не только красиво, но и удобно размещать экспонаты. Одни самолёты стоят на полу, другие — подвешены в воздухе. Благодаря возвышенной платформе, расположенной посреди зала, почти всех их можно увидеть и сбоку, и сверху, и снизу. Внутри центральной опоры находятся служебные помещения и мастерские для реставрации экспонатов. Очень хорошо продумано передвижение посетителей — экспозиция размещена так, что её всю можно осмотреть, просто идя вокруг здания по часовой стрелке, а потоки людей на вход и на выход не пересекаются между собой. В результате даже при большом наплыве посетителей можно избежать заторов.

1/4

Коллекция музея включает различные типы самолётов, вертолётов и планёров, а также авиационных двигателей, ракет и иного оборудования. Югославия (и Королевство, и Социалистическая Федеративная Республика) старалась не покупать авиационное вооружение только в одной стране, а также пыталась развивать свою авиапромышленность. Поэтому коллекция отличается поразительным разнообразием. Например, в запасниках музея находится единственный в мире уцелевший экземпляр итальянского истребителя «Фиат G.50» времён Второй мировой войны. Не менее уникальной является и коллекция самолётов югославского производства. «Физир», «Галеб», «Крагуй», «Ястреб», «Орао» — все они доступны для осмотра. Из «не совсем самолётов» в музейной коллекции есть деревянный макет МиГ-29, сделанный на мебельной фабрике в 1999 году для отвлечения внимания натовских лётчиков, бомбивших Югославию. Замысел удался — все макеты, кроме одного, были разбомблены, а единственный уцелевший экземпляр передали в музей. Всего в музее собрано около 200 самолётов, вертолётов и планёров. Увы, только 60 из них доступны для осмотра вблизи, остальные же хранятся в мастерских и на площадке у музея, куда вход запрещён.

Кроме технической экспозиции, в музее есть и небольшая историческая, а в ноябре 2018 года здесь открыли симулятор полёта на пассажирском авиалайнере «Боинг» 737-800.

1/4

Увы, есть у музея и недостатки. Во-первых, его историческая экспозиция весьма бедна. Что же касается истории сербских и югославских военно-воздушных сил, то её описания здесь нет вовсе. И это явно не последствия борьбы с «проклятым югославским прошлым» — в музее просто нет места, где эта экспозиция могла бы размещаться. Приятным исключением является лишь небольшая экспозиция об истории военной авиации и воздухоплавания в Сербии от истоков и до окончания Первой мировой войны, открытая к столетнему юбилею последней. При этом она работает в зале для временных выставок на первом этаже музея, а в основной части экспозиции есть только две небольшие выставки, посвящённые югославской авиационной промышленности и авиакомпаниям.

Во-вторых, музей долгое время находился в двойном подчинении: Министерству культуры и Министерству обороны Сербии. Это приводило к нестыковкам, а то и скандалам. Например, в 2014 году разгорелся скандал, когда военные забрали из музея коллекцию униформ авиаторов и моделей самолётов, не посоветовавшись с гражданскими. Только в марте 2019 года решением Правительства Сербии музей был передан в полное ведение Министерства обороны.

В-третьих, с 1989 года музей не видел ни одного капитального ремонта. Здание построено на совесть, и сотрудники музея заботятся о поддержании его в порядке, но ремонта это не заменит. Плитка на входе в музей ломается (местами по ней просто опасно ходить), а красивые стёкла местами протекают. О том, что часть исторической экспозиции банально выцвела, даже неудобно говорить, как и об уникальных самолётах, ржавеющих без реставрации в запасниках. Очень хочется надеяться, что у Минобороны Сербии найдётся и желание навести порядок в музее, и деньги на его модернизацию.

1/4

Музей находится в 5 минутах ходьбы от главного терминала белградского аэропорта «Никола Тесла». Открыт с вторника по воскресенье с 09:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:30). Стоимость обычного билета — 350 сербских динаров (около 3,5 доллара США). В последнее воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный. Стоимость симулятора полёта на пассажирском авиалайнере «Боинг» 737-800 — 2000 сербских динаров (около 20 долларов США) за 15 минут виртуального полёта. Сайт музея: http://www.muzejvazduhoplovstva.org.rs/



Евгений Пинак


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх