Футуризм из прошлого

Хотите побывать в авиационном музее будущего, каким оно виделось из 60-х годов? Тогда вам обязательно надо побывать в Музее воздухоплавания в Белграде. Это место сочетает уникальную коллекцию экспонатов с интересным зданием в «космическом» стиле.

Своего авиационного музея в Югославии не было до 1957 года, когда в сквере при комплексе зданий Командования ВВС и ПВО в белградском пригороде Земуне открыли выставку авиатехники и историческую экспозицию. В 1960 году музей переместили в бывший Дом офицеров при старом Белградском аэродроме. Коллекция быстро перестала помещаться в старом здании, вдобавок в 1966 году югославское правительство приняло решение, что музей должен быть посвящён не только военной, но и гражданской авиации. После года обсуждений музей решили разместить в комплексе нового Белградского аэропорта, который как раз планировался к постройке. В 1968 году первые экспонаты разместились в ангаре на окраине нового аэропорта, но это было временное решение. В 1969 году был объявлен конкурс на постоянное здание музея — победу в нём одержал проект известного югославского архитектора Ивана Штрауса.

Казалось бы, проект утверждён, и можно строить музей. Однако из-за бюрократии, согласования между различными учреждениями и нехватки средств музей был официально создан только в 1972 году. Только в 1975 году государственная авиакомпания «Юугословенски аеротранспорт» уступила часть принадлежавшей ей территории аэропорта для постройки нового здания музея. Но даже после этого строительство шло очень медленно, поскольку кроме организационных и финансовых вопросов надо было решать и технические проблемы, связанные с воплощением в жизнь футуристического проекта Штрауса. Только 21 мая 1989 года новое здание было, наконец, открыто для посетителей. Открытие музея сопровождалось авиационным праздником, на котором среди прочего был впервые показан публике истребитель МиГ-29, поступивший на вооружение югославской армии.

1/4

Иван Штраус и раньше славился нестандартными проектами, но здание Музея воздухоплавания, без сомнения, стало его лучшей работой (в 2013 оно было официально включено в реестр памятников архитекторы Сербии). Конструкция здания уникальна. На центральной цилиндрической опоре разместили приплюснутую сферу, придающую музею вид фаршированного бублика. При этом поверхность наружных стен сформирована из стеклянных блоков, что обеспечивает зданию отличное освещение. Блоки сделаны из стекла, не пропускающего ультрафиолет, что защищает экспонаты, находящиеся внутри, от разрушительного действия солнечных лучей. Ко всему прочему это просто красиво.

Внутри здания не только красиво, но и удобно размещать экспонаты. Одни самолёты стоят на полу, другие — подвешены в воздухе. Благодаря возвышенной платформе, расположенной посреди зала, почти всех их можно увидеть и сбоку, и сверху, и снизу. Внутри центральной опоры находятся служебные помещения и мастерские для реставрации экспонатов. Очень хорошо продумано передвижение посетителей — экспозиция размещена так, что её всю можно осмотреть, просто идя вокруг здания по часовой стрелке, а потоки людей на вход и на выход не пересекаются между собой. В результате даже при большом наплыве посетителей можно избежать заторов.

1/4

Коллекция музея включает различные типы самолётов, вертолётов и планёров, а также авиационных двигателей, ракет и иного оборудования. Югославия (и Королевство, и Социалистическая Федеративная Республика) старалась не покупать авиационное вооружение только в одной стране, а также пыталась развивать свою авиапромышленность. Поэтому коллекция отличается поразительным разнообразием. Например, в запасниках музея находится единственный в мире уцелевший экземпляр итальянского истребителя «Фиат G.50» времён Второй мировой войны. Не менее уникальной является и коллекция самолётов югославского производства. «Физир», «Галеб», «Крагуй», «Ястреб», «Орао» — все они доступны для осмотра. Из «не совсем самолётов» в музейной коллекции есть деревянный макет МиГ-29, сделанный на мебельной фабрике в 1999 году для отвлечения внимания натовских лётчиков, бомбивших Югославию. Замысел удался — все макеты, кроме одного, были разбомблены, а единственный уцелевший экземпляр передали в музей. Всего в музее собрано около 200 самолётов, вертолётов и планёров. Увы, только 60 из них доступны для осмотра вблизи, остальные же хранятся в мастерских и на площадке у музея, куда вход запрещён.

Кроме технической экспозиции, в музее есть и небольшая историческая, а в ноябре 2018 года здесь открыли симулятор полёта на пассажирском авиалайнере «Боинг» 737-800.

1/4

Увы, есть у музея и недостатки. Во-первых, его историческая экспозиция весьма бедна. Что же касается истории сербских и югославских военно-воздушных сил, то её описания здесь нет вовсе. И это явно не последствия борьбы с «проклятым югославским прошлым» — в музее просто нет места, где эта экспозиция могла бы размещаться. Приятным исключением является лишь небольшая экспозиция об истории военной авиации и воздухоплавания в Сербии от истоков и до окончания Первой мировой войны, открытая к столетнему юбилею последней. При этом она работает в зале для временных выставок на первом этаже музея, а в основной части экспозиции есть только две небольшие выставки, посвящённые югославской авиационной промышленности и авиакомпаниям.

Во-вторых, музей долгое время находился в двойном подчинении: Министерству культуры и Министерству обороны Сербии. Это приводило к нестыковкам, а то и скандалам. Например, в 2014 году разгорелся скандал, когда военные забрали из музея коллекцию униформ авиаторов и моделей самолётов, не посоветовавшись с гражданскими. Только в марте 2019 года решением Правительства Сербии музей был передан в полное ведение Министерства обороны.

В-третьих, с 1989 года музей не видел ни одного капитального ремонта. Здание построено на совесть, и сотрудники музея заботятся о поддержании его в порядке, но ремонта это не заменит. Плитка на входе в музей ломается (местами по ней просто опасно ходить), а красивые стёкла местами протекают. О том, что часть исторической экспозиции банально выцвела, даже неудобно говорить, как и об уникальных самолётах, ржавеющих без реставрации в запасниках. Очень хочется надеяться, что у Минобороны Сербии найдётся и желание навести порядок в музее, и деньги на его модернизацию.

1/4

Музей находится в 5 минутах ходьбы от главного терминала белградского аэропорта «Никола Тесла». Открыт с вторника по воскресенье с 09:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:30). Стоимость обычного билета — 350 сербских динаров (около 3,5 доллара США). В последнее воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный. Стоимость симулятора полёта на пассажирском авиалайнере «Боинг» 737-800 — 2000 сербских динаров (около 20 долларов США) за 15 минут виртуального полёта. Сайт музея: http://www.muzejvazduhoplovstva.org.rs/


Вернуться назад