Лента новостей

22:40
Бывшая президент Тайваня призвала помогать в первую очередь Украине, потом Тайваню
22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
19:17
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 ноября
19:12
«Зерно из Украины», или Нужен ли украинский опыт Африке?
19:08
Путин присвоил звание Героя России бойцу СВО Исбакиеву, отдавшему свою жизнь за Родину
18:57
Прямая линия с Путиным 2024
18:55
Очередная посылка для ребят на фронт.
18:50
Российские ученые разработали полимер для укрепления арктических дорог
18:28
Глава Одесской областной военной администрации Олег Кипер проиграл в казино Монте Карло бюджетные деньги
17:47
Российский космический грузовик «Прогресс» устроил газовую атаку на МКС
17:43
Никита Журавель, сжёгший Коран, получил 14 лет строгого режима за государственную измену
17:42
Украина снова ударила ATACMS, Курахово уже на подходе, готовится большой котел для ВСУ под Курском — Горячая сводка с фронта 25 ноября 2024 г.
17:41
«Одуван доиноагентился до уголовного дела». Прокуратура Москвы взялась за Илью Варламова
17:03
Мы живем в пушкинской России: слово года 2024
16:56
На Украине призвали отправить на фронт 100 тысяч пенсионеров
16:55
Чиновник НАТО признал бесполезность вооружения Украины
16:48
Западных инвесторов призвали готовиться к конфликту с КНР и Россией
16:37
Для австралийского флота выбрали дизайн нового десантного корабля
16:29
Экзошорты с электроприводом помогают вести активный образ жизни
16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
14:17
Имперский зуд толкает Британию на самоубийственную помощь Украине
14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
12:54
Орешник – наглядное предупреждение для Запада
12:48
Во поле орешина, в ВС - «Орешник»
12:47
В Ростове-на-Дону правоохранители задержали высокопоставленных чиновников
12:46
Боевики ВСУ и французские наёмники расстреливали мирных жителей Селидово в ДНР
12:45
Дугин обвинил иноагентов и трансгендеров в организации майдана в Грузии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Странная воздушная война против странного противника

Странная воздушная война против странного противника


Странная воздушная война против странного противника

О сражениях пилотов Королевских ВВС с асами Люфтваффе в «Битве за Британию» было сказано весьма много, и битва была разобрана по частям. Сейчас же речь пойдет об одном эпизоде «Битвы за Британию», который происходил несколько позже, с 13 июня 1944 года по 17 марта 1945 года.


Наверное, многие догадались, что под этим эпизодом надо понимать ту часть Второй Мировой, когда Гитлер решил «отомстить» британцам за налеты на Рейх с помощью самолетов-снарядов Fi/103/V-1.

Новое оружие потребовало создания новой тактики. И сегодня мы поговорим именно о ней, о тактике борьбы с реактивными самолетами-снарядами, потому что тактика сильно отличалась от борьбы с поршневыми самолетами.

Пришлось применять не только самолеты, которые наиболее хорошо подходили для выполнения задач по борьбе с V-1, но и пилоты, которые могли справится с перехватом и уничтожением V-1 наилучшим образом.

За время проведения воздушных атак по Британии, с июня 1944 года по март 1945 года немцы выпустили 10 668 снарядов V-1. Из этого огромного количества около 2 700 ракет преодолели британскую систему обороны. Основное же количество снарядов не долетело до британских городов. Часть сбилась с курса или попала в сетевые заграждения, часть была сбита огнем артиллерии ПВО, 1979 самолетов-снарядов записали на свой счет британские летчики-истребители.


Между тем, сбить V-1 было очень непросто. Точнее, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, казалось бы, что сложного в том, чтобы догнать и сбить цель, которая летит по прямой и не уклоняется?

Посмотрим на некоторые ЛТХ V-1.


Длина, м: 7,75
Размах крыла, м: 5,3
Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
Высота, м: 1,42
Снаряжённая масса, кг: 2 160

Становится понятно, что цель очень небольшая. Идем дальше, дальше самое главное.

Максимальная скорость полёта: 656 км/ч, скорость увеличивалась по мере выработки топлива до 800 км/ч.
Максимальная дальность полёта, км: 286
Практический потолок, м: 2700-3050, на практике V-1 редко летал выше 1500 метров.

Небольшая, но весьма скоростная цель. Причем, на заключительном участке траектории идет со скоростью, недоступной самолетам того времени. Соответственно, перехватывать самолет стоило чем раньше, тем лучше.

Итак, ночью 13 июня 1944 года состоялся первый обстрел Лондона V-1. Правда, в первом залпе немцы смогли запустить всего 9 самолетов-снарядов, ни один из которых даже не долетел до берегов Великобритании. Из 10 снарядов второго залпа до Британии долетело 4, а по Лондону попал один.

Дальше дело у немцев пошло лучше, итоги мы знаем. V-1 унесли жизни более 6 тысяч британцев и почти 20 тысяч было ранено.


Что могли противопоставить британцы V-1? Учитывая, что V-1 летали и днем, и ночью, воевать с ними пришлось круглосуточно.

«Москито» FB Mk.VI


Максимальная скорость, км/ч: 611
Крейсерская скорость, км/ч: 410
Максимальная скороподъемность, м/мин: 870
Практический потолок, м: 10 060
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
- четыре 20-мм пушки British Hispano
- четыре 7,7-мм пулемета
Бомбовая нагрузка до 1820 кг.

«Москито» NF Mk.XIX, ночной истребитель


Максимальная скорость, км/ч: 608
Крейсерская скорость, км/ч: 475
Максимальная скороподъемность, м/мин: 822
Практический потолок, м: 9 530
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
- четыре 20-мм пушки British Hispano

«Спитфайр» Mk.XIV


Максимальная скорость, км/ч: 721
Крейсерская скорость, км/ч: 674
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1 396
Практический потолок, м: 13 560
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- две 20-мм пушки (280 патронов)
- два 12.7-мм пулемета (500 патронов)

«Темпест»


Максимальная скорость, км/ч: 686
Максимальная скороподъемность, м/мин: 966
Практический потолок, м: 11 125
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- четыре 20-мм крыльевых пушки

«Спитфайр» Mk.IX


Максимальная скорость, км/ч: 642
Крейсерская скорость, км/ч: 607
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1390
Практический потолок, м: 12 650
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- две 20-мм пушки (280 патронов)
- два 12,7-мм пулемета (500 патронов)

«Мустанг» Mk.III


Максимальная скорость, км/ч: 708
Крейсерская скорость, км/ч: 582
Скороподъемность, м/мин: 847
Практический потолок, м: 12 800
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- четыре 12,7-мм пулемета Browning M2 в крыльях

Этим самолетам пришлось принять на себя борьбу с самолетами-снарядами немцев. У них есть нечто общее: высокая скорость, которая позволяла догонять и перехватывать V-1, что было очень непростым делом.

Наиболее результативным типом перехватчика стал «Темпест»: около 800 побед над V-1.
На втором месте ночные «Москито»: около 500 побед.
Третьими были «Спитфайры»Mk.XIV с двигателем «Гриффон»: около 400 побед.
Четвертыми по результативности были «Мустанги», около 150 побед
Пятыми «Спитфайры» Mk.IX., сбившие в районе 100 V-1.

Конечно, играло роль количество самолетов, отряженных на борьбу с V-1. В разное время разные подразделения привлекались на «охоту».

Была определенная сложность в плане вооружения. К 1944 году все истребители (кроме американца «Мустанга») были вооружены 20-мм пушками. Это вызвало проблемы. Поразить из пушки небольшой по авиационным понятиям летательный аппарат было непросто.

Здесь, если так, было бы уместнее использовать ушедшие на покой батареи 7,7-мм пулеметов на «Харрикейнах». Туча пуль, извергаемых из стволов, что-то да попало бы в V-1, который, естественно, не бронировался. Но пришлось использовать то, что было, и это породило весьма интересные маневры.

Вообще перехватчики обычно придерживались тактики патрулирования неподалеку от зоны действия своей зенитной артиллерии. В случае обнаружения V-1 можно было при необходимости передать координаты района зенитчикам и иметь запасной вариант на случай неудачной атаки или наоборот, что расчеты наблюдения ПВО сообщат истребителям «наверх» об обнаружении V-1.

Действовали следующим образом: на большой высоте следили за появлением V-1 и в случае такового начинали пикирование с целью догнать самолет-снаряд и оказаться сзади него в позиции для атаки. Переходили в горизонтальный полет и открывали огонь.

Стоило помнить, что по мере выработки топлива V-1 увеличивал скорость и чем ближе к цели, тем сложнее становилось догнать самолет-снаряд, потому что скорость под 800 км/ч была практически недоступной поршневым самолетам.

Далее следовало два варианта развития событий. Можно было попасть в двигатель, и V-1 тут же просто начинал падать на землю. Так как двигатель ничем не был защищен, для этого хватило бы одного 20-мм снаряда. Недостатком данного метода было то, что при падении боевая часть V-1 взрывалась и разносила все в радиусе действия. 1000 кг аммотола – это серьезно, а учитывая скученность населенных пунктов в Великобритании, существовала большая вероятность разрушений и человеческих жертв на земле.

Второй вариант – это попасть в боевую часть. Это было сложнее, так как боевая часть находилась в носу. Решалось занятием позиции чуть выше или сбоку от V-1. Недостатком данного способа был сам взрыв боевой части в воздухе, который зачастую повреждал атакующий самолет. Британские истребители садились с сорванной и обгоревшей обшивкой крыльев и хвостового оперения.

В общем, чтобы максимально обезопасить население внизу, надо было подойти поближе и расстрелять боевую часть V-1. А потом еще и уцелеть при взрыве.

Британские истребители очень часто возвращались на аэродромы обгоревшие и поврежденные взрывами боевой части. Были и потери самолетов и даже жертвы.


Здесь стоит сказать о таране, который совершил в лучших традициях наших летчиков французский пилот.

Капитан Жан-Мари Маридор 3 августа 1944 года в небе над Кентом обстрелял «Фау». Двигатель заглох и самолет-снаряд начал падать на город. Детонации боевой части не произошло. По стечению обстоятельств V-1 начал падать на госпиталь, что успел заметить французский капитан. Госпиталь выделялся символикой Красного креста на крышах зданий. Капитан Маридор направил свой самолет на падающий V-1 и вызвал взрыв боевой части при столкновении. Отважный француз погиб при взрыве.

В целом, крыльевые пушки с их разбросом снарядов были не самым лучшим оружием для борьбы с V-1. Да, одного-единственного снаряда хватало для уверенного поражения самолета-снаряда, но главное было попасть.

Потому со временем получил распространение метод уничтожения «Фау», который придумал сослуживец капитана Маридора из 91-й эскадрильи флаинг-офицер Кеннет Кольер.

В одном из вылетов он неудачно расстрелял весь боекомплект и не добился попаданий. После этого Кольеру пришла в голову интересная мысль: совершить таран без тарана. Он подвел свой самолет к V-1 «крыло в крыло», подвёл законцовку крыла своего истребителя под крыло V-1.

Потом Кольер резко дал ручку управления в противоположную сторону, чтобы крылом перевернуть самолет-снаряд «на спину». С первого раза не получилось, а вот вторая попытка оказалась удачной: гироскоп V-1 и примитивный автопилот не справились с проблемой выравнивания аппарата, и он в итоге упал на землю.


Точной и внятной статистики на тему уничтоженных таким образом V-1, к сожалению, нет. Есть только данные, что флайт-лейтенант Гордон Бонэм, летавший на «Темпесте» 26 августа 1944 года сбил из пушек своего истребителя всего одну V-1, истратив на самолет-снаряд весь боекомплект. А затем «уронил» еще три V-1 именно таким способом, переворачивая самолет-снаряд крылом.

Был еще один способ. Самолет занимал положение над летящим V-1 и летчик резко брал ручку управления на себя. Поток воздуха от винта одновременно толкал самолет-снаряд вниз, нарушая работу гироскопа и одновременно «душил» двигатель. Но этот метод был более безопасен, хоть и менее эффективен, поэтому летчики предпочитали способ переворота V-1 «на спину».

Победы над V-1 засчитывались по тем же правилам, что и сбитые самолёты, но считались отдельно от них. Это с одной стороны справедливо, с другой – сбить летящий по прямой с высокой скоростью небольшой по авиационным меркам аппарат тоже не самое простое занятие.


Лучший уничтожитель V-1, Джозеф Берри, летавший на «Темпесте», сбил 59,5 самолетов-снарядов, из них 28 – ночью. А обычных самолетов Берри сбил всего один.

Второй номер рейтинга, бельгийский доброволец на службе в Королевских ВВС, флайт-лейтенант Реми Ван-Лирде одержал всего шесть побед над самолётами и 40 над V-1. Ван-Лирде тоже летал на «Темпесте».

За ними следовал целый десяток пилотов, сбивших от 20 до 30 «Фау».

Интересно, но не только Великобритания была целью обстрела V-1. В октябре 1944 года по личному указанию Гитлера началась бомбардировка голландского Антверпена, который стал центром снабжения союзнических войск на континенте и еще ряда городов в Бельгии и Голландии.

Всего по Антверпену, Брюсселю и Льежу немцы выпустили 11 988 крылатых ракет. Это даже больше, чем по Великобритании, но успеха добились меньшего. Союзники смогли наладить четкую работу ПВО, прикрывавшего города и истребительные части даже не привлекались к отлову V-1.

Конечно, если лётчики союзников видели V-1, они вполне естественно, атаковали его. Но основную роль по уничтожению самолетов-снарядов взяла на себя ПВО союзников. И справилось с этой задачей.

Нетрадиционные задачи требуют нетрадиционных решений. Это факт. Применение немцами самолетов-снарядов V-1, ставших прообразом современных крылатых ракет, вызвало необходимость оперативной выработки противодействий. Надо сказать, что тактика, которую применяли Королевские ВВС Великобритании, оказалась вполне действенной. В том числе и потому, что ВВС располагали самолетами, которые как нельзя лучше подходили для выполнения задач по уничтожению V-1. И пилотами, обладавшими не менее ценными качествами.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх