О сражениях пилотов Королевских ВВС с асами Люфтваффе в «Битве за Британию» было сказано весьма много, и битва была разобрана по частям. Сейчас же речь пойдет об одном эпизоде «Битвы за Британию», который происходил несколько позже, с 13 июня 1944 года по 17 марта 1945 года.
Наверное, многие догадались, что под этим эпизодом надо понимать ту часть Второй Мировой, когда Гитлер решил «отомстить» британцам за налеты на Рейх с помощью самолетов-снарядов Fi/103/V-1.
Новое
Пришлось применять не только самолеты, которые наиболее хорошо подходили для выполнения задач по борьбе с V-1, но и пилоты, которые могли справится с перехватом и уничтожением V-1 наилучшим образом.
За время проведения воздушных атак по Британии, с июня 1944 года по март 1945 года немцы выпустили 10 668 снарядов V-1. Из этого огромного количества около 2 700 ракет преодолели британскую систему обороны. Основное же количество снарядов не долетело до британских городов. Часть сбилась с курса или попала в сетевые заграждения, часть была сбита огнем артиллерии ПВО, 1979 самолетов-снарядов записали на свой счет британские летчики-истребители.
Между тем, сбить V-1 было очень непросто. Точнее, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, казалось бы, что сложного в том, чтобы догнать и сбить цель, которая летит по прямой и не уклоняется?
Посмотрим на некоторые ЛТХ V-1.
Длина, м: 7,75
Размах крыла, м: 5,3
Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
Высота, м: 1,42
Снаряжённая масса, кг: 2 160
Становится понятно, что цель очень небольшая. Идем дальше, дальше самое главное.
Максимальная скорость полёта: 656 км/ч, скорость увеличивалась по мере выработки топлива до 800 км/ч.
Максимальная дальность полёта, км: 286
Практический потолок, м: 2700-3050, на практике V-1 редко летал выше 1500 метров.
Небольшая, но весьма скоростная цель. Причем, на заключительном участке траектории идет со скоростью, недоступной самолетам того времени. Соответственно, перехватывать самолет стоило чем раньше, тем лучше.
Итак, ночью 13 июня 1944 года состоялся первый обстрел Лондона V-1. Правда, в первом залпе немцы смогли запустить всего 9 самолетов-снарядов, ни один из которых даже не долетел до берегов Великобритании. Из 10 снарядов второго залпа до Британии долетело 4, а по Лондону попал один.
Дальше дело у немцев пошло лучше, итоги мы знаем. V-1 унесли жизни более 6 тысяч британцев и почти 20 тысяч было ранено.
Что могли противопоставить британцы V-1? Учитывая, что V-1 летали и днем, и ночью, воевать с ними пришлось круглосуточно.
«Москито» FB Mk.VI
Максимальная скорость, км/ч: 611
Крейсерская скорость, км/ч: 410
Максимальная скороподъемность, м/мин: 870
Практический потолок, м: 10 060
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
- четыре 20-мм пушки British Hispano
- четыре 7,7-мм пулемета
Бомбовая нагрузка до 1820 кг.
«Москито» NF Mk.XIX, ночной истребитель
Максимальная скорость, км/ч: 608
Крейсерская скорость, км/ч: 475
Максимальная скороподъемность, м/мин: 822
Практический потолок, м: 9 530
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
- четыре 20-мм пушки British Hispano
«Спитфайр» Mk.XIV
Максимальная скорость, км/ч: 721
Крейсерская скорость, км/ч: 674
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1 396
Практический потолок, м: 13 560
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- две 20-мм пушки (280 патронов)
- два 12.7-мм пулемета (500 патронов)
«Темпест»
Максимальная скорость, км/ч: 686
Максимальная скороподъемность, м/мин: 966
Практический потолок, м: 11 125
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- четыре 20-мм крыльевых пушки
«Спитфайр» Mk.IX
Максимальная скорость, км/ч: 642
Крейсерская скорость, км/ч: 607
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1390
Практический потолок, м: 12 650
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- две 20-мм пушки (280 патронов)
- два 12,7-мм пулемета (500 патронов)
«Мустанг» Mk.III
Максимальная скорость, км/ч: 708
Крейсерская скорость, км/ч: 582
Скороподъемность, м/мин: 847
Практический потолок, м: 12 800
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- четыре 12,7-мм пулемета Browning M2 в крыльях
Этим самолетам пришлось принять на себя борьбу с самолетами-снарядами немцев. У них есть нечто общее: высокая скорость, которая позволяла догонять и перехватывать V-1, что было очень непростым делом.
Наиболее результативным типом перехватчика стал «Темпест»: около 800 побед над V-1.
На втором месте ночные «Москито»: около 500 побед.
Третьими были «Спитфайры»Mk.XIV с двигателем «Гриффон»: около 400 побед.
Четвертыми по результативности были «Мустанги», около 150 побед
Пятыми «Спитфайры» Mk.IX., сбившие в районе 100 V-1.
Конечно, играло роль количество самолетов, отряженных на борьбу с V-1. В разное время разные подразделения привлекались на «охоту».
Была определенная сложность в плане вооружения. К 1944 году все истребители (кроме американца «Мустанга») были вооружены 20-мм пушками. Это вызвало проблемы. Поразить из пушки небольшой по
Здесь, если так, было бы уместнее использовать ушедшие на покой батареи 7,7-мм пулеметов на «Харрикейнах». Туча пуль, извергаемых из стволов, что-то да попало бы в V-1, который, естественно, не бронировался. Но пришлось использовать то, что было, и это породило весьма интересные маневры.
Вообще перехватчики обычно придерживались тактики патрулирования неподалеку от зоны действия своей зенитной артиллерии. В случае обнаружения V-1 можно было при необходимости передать координаты района зенитчикам и иметь запасной вариант на случай неудачной атаки или наоборот, что расчеты наблюдения ПВО сообщат истребителям «наверх» об обнаружении V-1.
Действовали следующим образом: на большой высоте следили за появлением V-1 и в случае такового начинали пикирование с целью догнать самолет-снаряд и оказаться сзади него в позиции для атаки. Переходили в горизонтальный полет и открывали огонь.
Стоило помнить, что по мере выработки топлива V-1 увеличивал скорость и чем ближе к цели, тем сложнее становилось догнать самолет-снаряд, потому что скорость под 800 км/ч была практически недоступной поршневым самолетам.
Далее следовало два варианта развития событий. Можно было попасть в двигатель, и V-1 тут же просто начинал падать на землю. Так как двигатель ничем не был защищен, для этого хватило бы одного 20-мм снаряда. Недостатком данного метода было то, что при падении боевая часть V-1 взрывалась и разносила все в радиусе действия. 1000 кг аммотола – это серьезно, а учитывая скученность населенных пунктов в Великобритании, существовала большая вероятность разрушений и человеческих жертв на земле.
Второй вариант – это попасть в боевую часть. Это было сложнее, так как боевая часть находилась в носу. Решалось занятием позиции чуть выше или сбоку от V-1. Недостатком данного способа был сам взрыв боевой части в воздухе, который зачастую повреждал атакующий самолет. Британские истребители садились с сорванной и обгоревшей обшивкой крыльев и хвостового оперения.
В общем, чтобы максимально обезопасить население внизу, надо было подойти поближе и расстрелять боевую часть V-1. А потом еще и уцелеть при взрыве.
Британские истребители очень часто возвращались на аэродромы обгоревшие и поврежденные взрывами боевой части. Были и потери самолетов и даже жертвы.
Здесь стоит сказать о таране, который совершил в лучших традициях наших летчиков французский пилот.
Капитан Жан-Мари Маридор 3 августа 1944 года в небе над Кентом обстрелял «Фау». Двигатель заглох и самолет-снаряд начал падать на город. Детонации боевой части не произошло. По стечению обстоятельств V-1 начал падать на госпиталь, что успел заметить французский капитан. Госпиталь выделялся символикой Красного креста на крышах зданий. Капитан Маридор направил свой самолет на падающий V-1 и вызвал взрыв боевой части при столкновении. Отважный француз погиб при взрыве.
В целом, крыльевые пушки с их разбросом снарядов были не самым лучшим оружием для борьбы с V-1. Да, одного-единственного снаряда хватало для уверенного поражения самолета-снаряда, но главное было попасть.
Потому со временем получил распространение метод уничтожения «Фау», который придумал сослуживец капитана Маридора из 91-й эскадрильи флаинг-офицер Кеннет Кольер.
В одном из вылетов он неудачно расстрелял весь боекомплект и не добился попаданий. После этого Кольеру пришла в голову интересная мысль: совершить таран без тарана. Он подвел свой самолет к V-1 «крыло в крыло», подвёл законцовку крыла своего истребителя под крыло V-1.
Потом Кольер резко дал ручку управления в противоположную сторону, чтобы крылом перевернуть самолет-снаряд «на спину». С первого раза не получилось, а вот вторая попытка оказалась удачной: гироскоп V-1 и примитивный автопилот не справились с проблемой выравнивания аппарата, и он в итоге упал на землю.
Точной и внятной статистики на тему уничтоженных таким образом V-1, к сожалению, нет. Есть только данные, что флайт-лейтенант Гордон Бонэм, летавший на «Темпесте» 26 августа 1944 года сбил из пушек своего истребителя всего одну V-1, истратив на самолет-снаряд весь боекомплект. А затем «уронил» еще три V-1 именно таким способом, переворачивая самолет-снаряд крылом.
Был еще один способ. Самолет занимал положение над летящим V-1 и летчик резко брал ручку управления на себя. Поток воздуха от винта одновременно толкал самолет-снаряд вниз, нарушая работу гироскопа и одновременно «душил» двигатель. Но этот метод был более безопасен, хоть и менее эффективен, поэтому летчики предпочитали способ переворота V-1 «на спину».
Победы над V-1 засчитывались по тем же правилам, что и сбитые самолёты, но считались отдельно от них. Это с одной стороны справедливо, с другой – сбить летящий по прямой с высокой скоростью небольшой по авиационным меркам аппарат тоже не самое простое занятие.
Лучший уничтожитель V-1, Джозеф Берри, летавший на «Темпесте», сбил 59,5 самолетов-снарядов, из них 28 – ночью. А обычных самолетов Берри сбил всего один.
Второй номер рейтинга, бельгийский доброволец на службе в Королевских ВВС, флайт-лейтенант Реми Ван-Лирде одержал всего шесть побед над самолётами и 40 над V-1. Ван-Лирде тоже летал на «Темпесте».
За ними следовал целый десяток пилотов, сбивших от 20 до 30 «Фау».
Интересно, но не только Великобритания была целью обстрела V-1. В октябре 1944 года по личному указанию Гитлера началась бомбардировка голландского Антверпена, который стал центром снабжения союзнических войск на континенте и еще ряда городов в Бельгии и Голландии.
Всего по Антверпену, Брюсселю и Льежу немцы выпустили 11 988 крылатых ракет. Это даже больше, чем по Великобритании, но успеха добились меньшего. Союзники смогли наладить четкую работу ПВО, прикрывавшего города и истребительные части даже не привлекались к отлову V-1.
Конечно, если лётчики союзников видели V-1, они вполне естественно, атаковали его. Но основную роль по уничтожению самолетов-снарядов взяла на себя ПВО союзников. И справилось с этой задачей.
Нетрадиционные задачи требуют нетрадиционных решений. Это факт. Применение немцами самолетов-снарядов V-1, ставших прообразом современных крылатых ракет, вызвало необходимость оперативной выработки противодействий. Надо сказать, что тактика, которую применяли Королевские ВВС Великобритании, оказалась вполне действенной. В том числе и потому, что ВВС располагали самолетами, которые как нельзя лучше подходили для выполнения задач по уничтожению V-1. И пилотами, обладавшими не менее ценными качествами.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: