17
января 1945 года, около 4 утра, немецкие саперы сидели неподалеку от
заминированного моста Томашув-Бжостувка через реку Пилица в Польще. Они
напряженно выжидали, когда подойдет советская бронетанковая колона. Пару
дней назад советские танки ворвались в город Бжостувка и за
несколько часов боя выбили немцев.
Появившаяся колона
заехала на мост и не разобравшись в темноте свои это или чужие, саперы
подорвали его. Они поторопись - это была колона 2-й роты 19-го батальона
связи 19-й бронетанковой дивизии "Нижняя Саксония". Вместе с пролетом в
реку рухнул передовой командный бронетранспортер "Ханомаг" SdKfz. 251/3
Ausf. D (командования и связи), изготовленный к слову в июне 1944 года.
Последующие машины пытались пересечь реку по льду и мелководью, они
тонули и застревали десятками.
Местный журналист Анджей
Кобальчик знал историю вышеописанных событий и нашел свидетелей, которые
помнили, как в начале 1945 года из под воды торчала антенна затонувшего
бронетранспортера. В 1995 году на месте временного моста, построенного
после войны начали возводить новый на бетонных сваях и в один прекрасный
день сваебойщик столкнулся с непреодолимым препятствием в реке, это был
тот самый бронетранспортер.
Анджей Кобальчик уговорил местные власти не уничтожать машину, а вытащить её. В 1996 году SdKfz. 251/ прозванный "Rosi" достали.
Было
решено, что он станет собственностью Томашувского краеведческого музея.
Благодаря усилиям Кобальчика были найдены средства и он был
отремонтирован заводом в Гловно. Боковые контейнеры транспортера не
вскрывались с 1945 года, а их содержимое, насчитывающее около 2000
экспонатов, подверглось тщательной консервации.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Подпишись: