В последнее время стали распространяться «упорные слухи», что сверхманевренность для истребителя «пятого поколения» не нужна (ага, мужики, делавшие «Рэптор», это не знали). Типа, ближний маневренный бой уже ушел в прошлое («Средства РЭБ? Не, не слышали»). Кажется, подход к этой проблеме всплывает уже раз третий в истории авиации и каждый раз выясняется, что ближний бой хоронить еще рано. Причем выясняется это при весьма прискорбных обстоятельствах. Забавно, что говоря о сверхманевренности, вспоминают только «ближний» бой в пределах визуальной дальности, как будто у самолета-истребителя нет других режимов боевой работы, где сверхманевренность ему может понадобиться. Например, уклонение от атакующих ракет: вовремя показать ракете хвост чаще все помогает, ибо дальность стрельбы ракетами в переднюю и заднюю полусферы сильно отличаются. То же можно сказать и про резкий доворот на противника при выполнении пуска ракет большой дальности – кто первый «привел» цель в прицел, тот имеет очевидное преимущество. Аналогично и при атаке наземной цели, что важно для «ударного истребителя» – если цель поздно обнаружена, то времени на доворот и применение оружия может не хватить, а второй заход традиционно приводит к встрече с уже боеготовыми средствами ПВО...
Давайте, глянем в обратной ретроспективе, как менялся взгляд Объединенного офиса программы JSF на эту проблему.
В июне 2015 г. стал достоянием доклад пилота F-35, участвующего в учебных боях с истребителем предыдущего поколения F-16D в январе – новости были
«очень, очень плохие для F-35».
Дорогостоющий новый истребитель не обладал ни достаточной маневренностью, ни скороподъемностью, чтобы одержать победу или избежать поражения от пушечного огня противника. Заключение пилота:
«F-35 очевидно не хватает тяговооруженности».
Спустя пару дней Объединенный офис в ответ на волну критики заявил, что де пресса обладает не всей необходимой информацией:
«В испытаниях использовался второй опытный самолет – борт AF-2, которые не оснащен всем запланированным оборудованием, которое имеют серийные F-35».
Еще через день Офис выдал новое объяснение:
«Концепция F-35 предусматривает в первую очередь преимущество в обнаружении, пуске ракет и уничтожения противника на дальней дистанции, так что надобности в ближнем маневренном бою для него нет. Моделирование в многочисленных сценариях воздушного боя показало, что при встрече четверки F-35 с четверкой F-16, первые всегда выигрывали за счет лучших средств обнаружения, преимущества в вооружении и скрытности».
Однако несколько лет назад в интервью журналу «Эрмэн» объединенный начальник испытателей F-35 полковник Гари Купер заявлял:
«Мы ожидаем, что в 2013 г. F-35 поступит на вооружение. Он будет иметь превосходство в маневренности над современными истребителями, увеличенную дальность полета и систему отображения боевой обстановки на нашлемном дисплее, а не на приборной доске».
И далее в той статье мнение пилота «Локхида» Джона Бисли:
«Я очень впечатлен тем, как проходят испытания... За счет отличной электроники и других преимуществ F-35 будет иметь большие угловые скорости крена и сможет превзойти в маневренном воздушном бою своего противника».
Думаете, это «было давно и неправда»(с)? Нет, еще в 2014 г. (в «Брекен дефенс») генерал Хостэдж заявил, что
«F-35 «по крайней мере» более маневрен и тяговооружен, чем F-16»!
Забавно на этом фоне выглядит заявление «Локхида» от 1 июля, что
«пресса говорит не всю правду про бои F-35 и F-16: технологии, использованные на F-35, позволяю поражать противника на большой дистанции, так что необходимости в ближнем визуальном бою нет!»
Быстро однако «Локхид» и Пентагон сменили парадигму :-)
В принципе, действительно, когда JSF только разрабатывался, это была концепция «ударного истребителя», так как ВВС США дожжен был получить целевой самолет воздушного боя – F-22. Совсем другое дело, когда «Локхид» стала «продавать» F-35 за рубеж. Самолет рекламировался именно
«как истребитель завоевания превосходства в воздухе»
- ведь для многих ВВС он должен был стать единственным боевым самолетом, то есть достаточно универсальным, и в случае чего, в воздушный бой лезть точно придется. Что тогда заявлялось? Что F-35 может держать перегрузки до 9 и угол атаки до 50 гр. без потери управляемости, что дает преимущество перед «3-м и 4-м поколениями», не способными выходить на угол атаки больше 30 гр. А его тяговооруженность будет больше 1. Итальянцы, участвовавшие в испытаниях поддакивали:
«По летным качествам он между F-16 и F-18!»
Ага, все губернии плевали на твою музыку, в реальном боевом маневрировании все это не принесло никаких преимуществ перед F-16!
И теперь заявляется, что «не очень-то и хотелось»!
PS. Кстати, по поводу «союзничков». Голландцы неожиданно (сюрпрайз!) выяснили, что цена контракт на 37 F-35 выросла. Всего-то на 0,5 млрд евро – до 5,2 млрд. Это под 140 млн евро на самолет! Евро. (японцам предложили за 140 млн долл. – те спросили: «Чего так дорого, вчерась было 105 млн?») Для «партнера»(с)МММ программы «2-го уровня»! Типа, со всеми скидками. Голландцы плачут, чешутся, но ищут в бюджете еще полмиллиарда.
Читайте нас: