ОАО "Российские железные дороги" продолжает оставаться лидером по внедрению новых технологий при переходе на "зеленую" экономику.
На выставке XII международного форума "Экология" стенд компании — самый яркий и крупный — привлекает внимание высоких гостей. Об экологических достижениях РЖД 2020-го и первой половины 2021-го, объявленного компанией Годом экологией, корреспонденту "ПолитЭксперта" рассказал начальник Департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности компании Андрей Лисицын.
В 2009 году ОАО "Российские железные дороги" приняло Экологическую стратегию, которая обновлялась дважды — в 2014 и 2016 годах. С тех пор главный железнодорожный перевозчик страны выстраивает целую политику в вопросах экологии и уже получает от нее прибыль, заявил собеседник "ПолитЭксперта".
"Экология — неотъемлемая часть нашей производственной деятельности. Это принципиальная позиция руководителей и сотрудников компании, — сказал он. — Если мы не будем заниматься экологией, завтра может быть поздно. Бездействие ляжет на компанию финансовым бременем и обернется имиджевыми потерями".
В РЖД поставили высокую планку: до 2030 года снизить влияние производства на окружающую среду за счет внедрения инновационных прорывных ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Сегодня, несмотря на экономические трудности в стране, им удается следовать плану, сообщил спикер.
"За счет перевозки более 85% пассажиров и 86% грузов на электрической тяге воздействие нашей деятельности на окружающую среду составляет менее 1% от влияния всей страны — с гордостью отметил он. — Для "Ласточек" мы закупаем новый тяговый подвижной состав без тепловозной тяги и дизельного топлива, но с более современными, экологичными двигателями, которые выделяют меньше углекислого газа".
С начала пандемии коронавируса пассажиропоток на железных дорогах упал в разы. От показателей 2019 года компания отстает на 10%. Справиться с ситуацией помогают новые вагоны "Сапсанов" и "Ласточек", говорит эксперт.
"Они привлекают пассажиров на железную дорогу, — считает собеседник "ПолитЭксперта". — Люди более охотно пользуются услугами ж/д транспорта. Мы отказываемся от пластиковых пакетов и переходим на биоразлагаемую упаковку. В "Сапсанах" вы больше не увидите пластиковой посуды. Пассажиры воспринимают это позитивно, мы слышим от них слова поддержки и положительные отзывы".
Только за 2020 год РЖД обновили порядка 5% локомотивного парка: закупили 566 локомотивов, 238 тепловозов, 328 электровозов с совершенным оборудованием и улучшенными экологическими характеристиками. В этом году планируется закупить не меньший объем техники.
"За счет регулярного обновления локомотивного парка показатель его износа составил 59,2%. Экономический эффект от сокращения удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов составил 1,6 млрд рублей. Вклад компании в свою экологическую политику составляет не менее 120 млрд рублей в год", — отметил Андрей Лисицын.
На слуху у всей страны пилотный проект водородных поездов для жителей острова Сахалин. Пассажирское сообщение должно начаться в 2024 году. РЖД получили положительные заключения государственной экологической и технической экспертиз на строительство 34 из 108 объектов проекта расширения БАМа и Транссиба в природоохранной зоне озера Байкал. Сегодня компания разрабатывает перспективный подвижной состав собственного производства на газомоторном топливе и гибридные локомотивы.
В 2020 году Минприроды признало предприятие лидером природоохранной деятельности. Кроме того, РЖД стали перовой компанией в России, которая начала выпускать бессрочные облигации по российским и международным стандартам "зеленого" финансирования. Размещение общим объемом 100 миллиардов рублей по ставке 7,25% стало крупнейшим в истории Российских железных дорог и крупнейшим "зеленым" — среди российских предприятий. Второй год подряд "Российские железные дороги" становятся лауреатом в номинации "За экологическую ответственность" в рамках всероссийского конкурса "Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность" Российского союза промышленников и предпринимателей.
"Сегодня доля РЖД в показателях негативного воздействия на окружающую среду среди других предприятий не превышает 1%, — рассказал Андрей Лисицын. — Эта цифра — наша гордость. — За счет использования возобновляемых источников энергии (переход на солнечные батареи) мы снизили выбросы при модернизации котельных в 2020 году на 1300 тонн и снизили выбросы парниковых газов на 2700 тонн".
Результаты реализации природоохранной деятельности не космические, но производят впечатление. Число выбросов загрязняющих веществ в 2003 году составляло 190 тысяч тонн. В 2011 — 93, в 2020 — 49. В планах уменьшить объемы загрязнений на 80% и достигнуть отметки в 38 тысяч тонн.
С 2003 года компания практически перестала сбрасывать загрязненные и сточные воды в озера, реки, болота и другие водотоки, водоемы. В 2019 году их объем составил 5,6 млн м³ (в 2003 году было почти 38). В планах к 2030 году снизить выбросы на 92% (до 2,9 млн м³).
Доля вовлечения отходов в хозяйственный оборот выросла на 20% — с 60% в 2003 году до 83% в 2020-м. Недавно компания поставила цель: к 2030 году снизить долю отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах для захоронения на 2 п. п. к уровню 2018 го.
"Мы одна из самых экологичных компаний в стране. Но мы на этом не останавливаемся. Мы намерены удерживать и развивать это лидерство," — заявил глава департамента.
Читать также:
"Больше не можем ждать": бразильцы требуют 500 млн доз Sputnik V
Забытый союзник: на чьей стороне воевала Бразилия во Второй мировой
В Госдуме заговорили об изменении размера зоны вокруг мусоросжигательных заводов
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в -->
Автор: Анастасия Алексеева
Подпишись: