В 1922 году В.И. Ленин объявил главным из искусств кино. В своем высказывании «вождь мирового пролетариата» не учел одной детали: еще до появления двигающихся изображений умы многих его соотечественников захватили картинки статичные – фотографии. Примерно через 40 лет после образования Советского Союза наступит настоящий фотографический бум, и почти в каждой семье появится свой фотолюбитель, фиксирующий самые важные события, праздники и повседневность.
«Стратегический запас» фотолюбителя
Подготовка к выпуску фототехники советского производства началась в 1919 году, когда вышел декрет о национализации и контроле всей российской фотографической промышленности. Период становления новой индустрии продлился до 30-х годов, и времена эти трудно назвать легкими. До Великой Отечественной войны делали в основном бюджетные модели фотоаппаратов для любителей. Таким фотоаппаратом стал дальномерный ФЭД, созданный в 1933 году по образцу немецкой «Лейки». К сборке ФЭДа, названного так в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, привлекали ребят из детской трудовой коммуны под руководством выдающегося педагога Антона Макаренко.
В послевоенные годы разнообразие советской техники значительно выросло. С 1956 года в СССР начали производить уникальный фотоаппарат «Ленинград». Его отличительная особенность заключалась в том, что пружинный механизм давал фотографу возможность снимать сериями до трех кадров в секунду. Другой известный фотоаппарат, выпускавшийся в северной столице, назывался «ЛОМО Компакт-Автомат». Его использование положило начало целому направлению в искусстве – ломографии. Так называют жанр, целью которого является запечатление на снимках реальной жизни без прикрас и постановок. Однажды за рубежом даже состоялся ломографический конгресс. «Золотой век» фотоинженерной мысли в Советском Союзе пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В этот период широкую популярность приобретают фотоаппараты «Зенит» – их делали на Красногорском заводе.
В наши дни для того, чтобы сделать хорошую фотографию, не надо прилагать массу усилий. Большинство современников использует для фотосъемки мобильный телефон, причем по качеству изображения порой совсем не уступают профессиональной технике. Советские фотолюбители относились бережно к каждому кадру, а увидеть результат своего труда могли только после проявки пленки. Всего в катушке, кстати, было 36 кадров. Пленка разной светочувствительности продавалась завернутой в черную светонепроницаемую бумагу, а на коробочке указывался завод-изготовитель. Каждый фотолюбитель тогда знал: мало сделать снимок, нужно еще продемонстрировать немалую сноровку при намотке пленки в кассету, а затем подготовить все необходимое для проявки пленки и печати фотографии.
Сначала изготавливали два раствора: проявитель и закрепитель (он же – фиксаж). Их наливали в ванночки, которые называются кюветами. Когда пленка уже проявлена, ее заправляли в фотоувеличитель – специальное приспособление на регулируемой ножке с объективом и лампой, которое проецирует кадр на фотобумагу. Сама бумага тоже особенная: она темнеет и портится при воздействии любого света, кроме красного. В фотоувеличителе же стоит яркая лампа накаливания, и благодаря ее секундному излучению на бумаге появится отпечаток с пленки. Чтобы снимок проступил на бумаге, ее кладут в раствор проявителя. Благодаря химической реакции на бумаге постепенно проступает изображение. Казалось бы, вот и готова карточка. Но как только бумагу доставали из кюветы с проявителем, реакция продолжалась, и снимок мог сильно потемнеть. Вот почему фотографию промывали обычной водой из-под крана, а далее окунали в закрепитель. Через несколько минут готовую фотографию можно было снова промыть. Такая печать получила название серебряной из-за присутствия в фотобумаге частиц серебра, реагирующих на свет. Фотографии советского периода были преимущественно черно-белыми. Получить цветные изображения было куда сложнее. Такая фотография замешана на иных химикатах и требует соблюдать осторожность даже при свете красной лампы.
Фотографию – в массы!
Число фотографов – любителей и профессионалов – в СССР неизменно каждый год росло. Снимки делали повсюду: в крупных городах и маленьких населенных пунктах, на природе и в квартирах, запечатлевали семейные праздники, спортивные соревнования, государственные мероприятия. Съемку в 1961 году провели даже в космосе. «Серебряный космонавт» Герман Титов, чей 25-часовой полет доказал, что человек способен работать, есть и спать в космическом пространстве, в невесомости сделал первые фотографии Земли. «Я тогда впервые подумал, что планета наша очень маленькая. И я физически ощутил необходимость братства и дружбы между людьми на всей планете, ведь представим себе, что к нам на планету когда-нибудь прилетят «гости» из других миров. Они же должны увидеть человеческую земную цивилизацию, а не следы атомной трагедии…», – вспоминал он через несколько лет.
У каждого фотографа были свои излюбленные темы и места для съемки. Советский фотограф и журналист Семён Осипович Фридлянд был известен как в СССР, так и за его пределами. С 1925 года он работал в журнале «Огонек» и стал автором самых разнообразных снимков. В стремлении передать атмосферу времени он показывал жизнь простого человека в советских республиках и городах: от Новосибирска до Севастополя. Главной целью Фридлянда было познакомить зрителя с красивыми людьми молодой страны, занятых трудом, воспитанием детей, повседневными заботами и радостями. Он стал одним из первых советских фотографов, отказавшихся от постановочной съемки.
Позднее начался творческий путь другого мастера – Владимира Лагранжа. В 1957 году в издательстве «Изогиз» была опубликована серия фотооткрыток «Виды Крыма». Тогда юному фотолюбителю было всего восемнадцать лет. Спустя два года Лагранж уже начал работать в Фотохронике ТАСС. Самые известные свои фотографии он сделал в начале 1960-х годов, в разгар «оттепели». После ТАСС Владимир Лагранж сотрудничал с общественно-политическим изданием «Советский Союз», выходившем также и заграницей. На международной выставке в Будапеште в 1963 году фотограф получил главный приз за изображение тренирующихся маленьких балерин в студии на Ленинских горах. Это был первый конкурс Лагранжа – и сразу победа.
С тех пор ключевыми в творчестве фотографа стали сюжеты из жизни молодежи – школьников, студентов и рабочих. Но вместе с портретами неизвестных людей фотограф работал и над изображениями творческой элиты того времени, поэтов и артистов. Его объектив запечатлел самые яркие фигуры эпохи – Беллу Ахмадулину, Евгения Евстигнеева, Олега Ефремова. Наиболее известным и узнаваемым снимком Владимира Лагранжа стали «Голуби мира» – фотография, сделанная в 1962 году на Красной площади. Впоследствии фотограф признавался, что для создания удачного снимка ему пришлось пойти на безобидную хитрость. Не всегда удается застать птиц в таком большом количестве и не спугнуть их, поэтому Лагранж подкормил голубей пшеном. В год, когда фотография увидела свет, журнал «Советское фото» отдал под ее размещение целый разворот, а в будущем она станет заглавным экспонатом почти каждой выставки работ Владимира Лагранжа.
Читайте нас: