Немецкие парашютисты десантируются на остров Крит под огнем противника. 20 мая 1941 г.
80 лет назад немецкие войска вторглись на Крит. Стратегическая операция «Меркурий» стала одной из самых ярких десантных операций Второй мировой войны. Немцы захватили остров путем высадки воздушного десанта.
Несмотря на тяжелые потери, германские ВДВ смогли выполнить поставленные задачи и обеспечили высадку основных сил. В итоге Третий рейх установил контроль над коммуникациями Восточного Средиземноморья. Остров Крит представлял собой важнейшую базу для
Операция «Меркурий»
Операция «Марита» завершилась полным разгромом и капитуляцией греческой армии. Греческий король Георг и правительство бежали на Крит, затем в Египет. 27 апреля 1941 года германские войска вошли в Афины. 30 апреля немцы вышли к южному берегу Греции. Страна была оккупирована немецкими и итальянскими войсками. Создано марионеточное Греческое государство генерала Г. Цолакоглу, подконтрольное Третьему рейху.
Британцы успели вывезти большую часть своего экспедиционного корпуса. Часть войск высадили на Крит, туда же эвакуировали и греков. Судам, которые осуществляли эвакуацию, было ближе выгружать их здесь, чем везти в Палестину или Египет. К тому же здесь они были нужнее. Остров был стратегическим плацдармом, который угрожал позициям рейха на Балканах. Отсюда британские ВВС могли держать объекты, коммуникации на Балканах, угрожать румынским нефтепромыслам. Британский флот и авиация контролировали перевозки в восточной части Средиземного моря. Также британцы с Крита могли усилить атаки коммуникаций, по которым снабжали германо-итальянскую группировку с Ливии.
Уже в ходе итало-греческой войны в 1940 года Англия заняла Крит и сменила греческий гарнизон, нужный для войны на материке. Снабжение гарнизона на острове осуществлялось через удобный порт в заливе Суда, который одновременно стал и военно-морской базой. Он располагался на севере острова и был связан с аэродромами Малеме, Ретимнона и Гераклиона единственной нормальной дорогой, которая шла по северному побережью. В остальной части острова были в основном тропы, пригодные для гужевого транспорта.
Гитлер осознавал значение Крита. Чтобы закрыть британцам вход в Эгейское море, обеспечить морские коммуникации из Греции в Румынию и Болгарию, захватить аэродромы, с которых противник мог атаковать нефтяные промыслы румынского Плоешти, фюрер решил захватить Крит. Основной удар планировали нанести по воздуху. Это была оригинальная операция, элементы которой гитлеровцы испытали в Голландии и Бельгии. Воздушных десантных операций таких масштабов в Европе ещё не знали. Её можно было провести только при совпадении ряда благоприятных обстоятельств. Внезапность и быстрота. Нельзя было дать противнику прийти в себя и закрепиться на острове. Десант по морю перевезти было нельзя, там господствовал британский флот.
Подбитый немецкий транспортный самолет Юнкерс Ю-52 падает на землю во время высадки на Крите. Второй самолет (на заднем плане) успешно сбросил десантников, раскрытые парашюты которых видны слева
Разбитые немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 на критском аэродроме Малеме
Мальтийский вопрос
В среде германского верховного командования не все поддерживали идею Критской операции. Многие сначала предлагали захватить Мальту, установив контроль над центральной частью Средиземного моря. Эту операцию должен был провести ещё Муссолини. Но дуче так и не решился бросить флот и ВВС на штурм Мальты. Захват Мальты позволял укрепить снабжение войск в Северной Африке, страны «оси» получали контроль над центральным Средиземноморьем, что значительно ухудшало положение британцев в Египте и на Ближнем Востоке.
Поэтому командующий германским флотом адмирал Редер и другие высокопоставленные командиры были против операции на Крите. Захват Мальты был важнее. Верховное командование во главе с Кейтелем и Йодлем предлагало Гитлеру немедленно начать Мальтийскую операцию. Британцев на Крите можно было нейтрализовать действиями германских ВВС с территории Греции. Самолеты люфтваффе могли легко бомбить объекты на Крите.
Но фюрер уже принял роковое для рейха решение. Все его указания в это время были подчинены основной цели – разгромить русских. Поэтому борьба с Англией отошла на второй план. Хотя Германская империя вместе с Италией имели все возможности, чтобы захватить не только Крит и Мальту, но и Кипр, Египет, Суэц и Гибралтар. Распоряжение Гитлера № 28 от 25.04.41 г. поставило точку в этом споре:
«Успешно завершить Балканский поход путем оккупации острова Крит и использования его в качестве опорного пункта для воздушной войны против Англии в восточном Средиземноморье (операция «Меркурий»)».
Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) держат курс к месту выброски десанта на Крите
Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) производят выброску десанта на Крит
Силы сторон. Германия
Для операции немцы использовали большое количество авиации: до 500 транспортных самолётов, 80–100 планеров, 430 бомбардировщиков и 180 истребителей прикрытия (8-й авиационный корпус генерала фон Рихтгофена). Расстояние от немецких воздушных баз, созданных на материке, до Крита колебалось от 120 до 240 км и не превышало радиуса действия люфтваффе. Расстояние же до британских авиационных баз в Египте, на Мальте составляло от 500 до 1000 км. В результате немцы получили полное превосходство в воздухе, что стало их главным козырем. Британцы могли совершать налёты только ночью и небольшими силами. Летать днём английские бомбардировщики не могли, так как радиус действия истребителей не позволял им сопровождать бомбардировщики. Отпускать бомбардировщики без прикрытия было слишком опасно.
Расположить крупные силы ВВС на Крите англичане не смогли, так как их не было, а оголять другие направления не стали. Небольшие силы британских ВВС на острове (около 40 машин) не могли противостоять врагу. Когда начались постоянные налёты немецкой авиации на Крит, с целью подготовки десантной операции, британцы потеряли почти всю авиацию. Последние британские самолеты, во избежание их гибели, перевели в Египет. Снабжение и переброску дополнительной артиллерии по морю на Крит британцы также прекратили, чтобы уйти от потерь транспортов от немецкой авиации. Немецкие ВВС почти блокировали морское снабжение. Люфтваффе наносили удары и по возможным позициям сухопутных войск противника. Но они были хорошо замаскированы, поэтому потери союзников на суше были минимальными.
Замысел немецкой операции предусматривал захват силами ударных групп парашютно-десантных войск трёх аэродромов на острове для переброски по воздуху главных сил десанта. К концу второго дня планировалось высадить морской десант и подвести тяжелое вооружение. К операции привлекались: немецкие 7-я воздушно-десантная, 5-я горно-стрелковая дивизии, отдельные части и подразделения. Всего около 25 тыс. солдат. Командовал операцией основатель германских ВДВ, командир 11-го воздушно-десантного корпуса генерал-лейтенант Курт Штудент. В морском десанте участвовало около 4 тыс. человек, 70 судов. Плюс силы итальянского морского десанта – около 3 тыс. человек, 60 судов. Часть итальянского флота и ВВС – 5 эсминцев и 25 малых кораблей, более 40 самолетов.
Командующий 11-м воздушно-десантным корпусом Курт Артур Бенно Штудент с солдатами на Крите
Союзники
Сначала британское командование вообще не желало оборонять Крит. Немцы имели полное преимущество в воздухе. Союзные войска на Крите могли понести большие потери. Но Черчилль настоял на жесткой обороне острова. И гарнизон усилили.
Силами союзников на острове командовал генерал-майор Бернард Фрейберг. На острове было около 9–10 тыс. греков, эвакуированных с материка. Части 12-й и 20-й дивизий, батальоны 5-й Критской дивизии, гарнизон Ираклиона, батальон жандармерии, учебные полки, курсанты военной академии и другие подразделения. Многие солдаты были деморализованы катастрофой на родине. Местные, учебные части и ополченцы были плохо вооружены и обучены. Они не имели тяжелого вооружения, его бросили в Греции. Большой проблемой была нехватка боеприпасов.
Британские войска состояли из гарнизона острова – около 14 тыс. человек, и эвакуированных из Греции частей – около 15 тыс. человек. Ядром британской группировки была 2-я новозеландская дивизия, 19-я австралийская бригада и 14-я британская пехотная бригада. Всего союзные силы насчитывали около 40 тыс. солдат. Плюс несколько тысяч местных ополченцев.
Британцы, бежавшие из Греции, бросили почти всё тяжелое вооружение и технику. Новую на остров практически не завозили. В результате на вооружении союзников было около 25
Таким образом, британское командование делало ставку на флот. Мощный флот должен был только своим присутствием сорвать все планы противника по высадке десанта. Очевидно, с этим связано отсутствие ВВС на Крите, отказ усилить гарнизон тяжелым вооружением, особенно артиллерией и средствами ПВО. Союзники на острове не имели сильной ПВО (только одна легкая батарея), которая могла сорвать воздушный десант либо его обескровить. Артиллерии было мало. Имеющиеся танки были технически изношены, большинство использовали как доты. Пехота не имела транспорта для быстрой переброски в места высадки десанта противника.
Корабли британского флота, горящие на военно-морской базе в бухте Суда, после налета немецкой авиации
Эвакуация британских солдат с острова Крит
Провалы разведки
Руководитель германской военной разведки (абвера) адмирал Канарис сообщил верховному командованию, что на Крите всего 5 тыс. английских солдат и нет греческих войск. Немцы считали, что британцы эвакуировали все войска из Греции в Египет. Также глава разведки отметил, что местные жители встретят немцев как освободителей, учитывая их республиканские и антимонархические настроения. При этом абвер имел на острове хорошую агентурную сеть и не мог не знать об истинном положении дел. С учётом этого Канарис, по сути, работал на Британскую империю, он просто подставлял вермахт. Десантная операция должна была завершиться полным крахом. Гитлеру, разочарованному действиями в Средиземноморье, оставалось только идти на Восток.
Разведка 12-й немецкой армии, оккупировавшей Грецию, имела более объективные данные. Однако она также значительно преуменьшила численность британского гарнизона (15 тыс. солдат) и эвакуированных с материка греческих сил. Командующий 12-й армией генерал А. Лёр был уверен, что для Критской операции достаточно двух дивизий, но оставил 6-ю горную дивизию в резерве в районе Афин. Таким образом, немцы не знали реальных сил врага, преуменьшали их число и боевой дух. И чуть не угодили в западню.
Колонна британских пленных под конвоем немецких парашютистов на Крите
Немецкие солдаты в захваченном на Крите британском бронетранспортере Universal Carrier № 11552
Немцам повезло, что противник также совершил ряд провалов в разведке и планировании. Британцы имели преимущество в численности и даже вооружении над германскими парашютистами. Десантное вооружение ещё только делало первые шаги. Только четверть германских десантников имели компактные автоматы. У прочих были карабины. Их вместе с ручными пулеметами и боеприпасами сбрасывали отдельно от людей, в особых контейнерах. Также сбрасывали легкие пушки, минометы и прочее снаряжение. Контейнеры были неуправляемы, разносились ветром. В результате десантники (кроме автоматчиков) были вооружены лишь пистолетами, ручными гранатами и ножами. Парашютистам приходилось искать контейнеры с вооружением и боеприпасами, прорываться к ним с боями, нести тяжелые потери.
Британцы, если бы заранее подготовились именно к воздушному десанту, имели полное преимущество над слабо вооруженным и малочисленным врагом. Из радиоперехватов и данных своей разведки на материковой Греции англичане знали, что гитлеровцы готовят десантную операцию. Воздушная разведка отмечала сосредоточение немецких ВВС на аэродромах, расположенных на материке и на островах, что говорило подготовке германской операции. Британское командование получало данные расшифрованных немецких переговоров. Поэтому командующий критской группировкой Фрейберг принял меры по усилению обороны аэродромов и северного побережья острова.
Однако произошла странная путаница. Британцы привыкли воевать на море и мыслили «морскими» понятиями. Прочитали «десант» и решили, что морской! Стали усиливать наблюдение и оборону побережья. Снимали войска из внутренних районов, перебрасывали на побережье, спешно возводили полевые укрепления. Генерал Фрейберг сформировал четыре группы войск: в Гераклионе, Ретимноне, у залива Суда и в Малеме. Фрейберг также предложил разрушить аэродромы, чтобы не дать немцам перебросить на них подкрепления, если их захватят. Верховное командование отклонило это предложение, оказавшееся верным.
Продолжение следует…
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: