На Каспийском море стартуют международные военно-морские учения, заявленные как конкурсы – «Кубок Каспия-2015» и «Каспийское дерби-2015». По популярности они вряд ли смогут конкурировать с «Танковым биатлоном», в котором участвуют представители 24 стран, но интерес вызывают не меньший, хотя бы из-за места их проведения. Каспий, не имеющий выхода в Мировой океан, омывает берега пяти государств, каждое из которых имеет свои претензии на его богатства – нефть и газ.
В морских состязаниях принимают участие военно-морские силы четырех стран – России, Казахстана, Азербайджана и Китая (представленного подразделениями морской пехоты). Туркменистан и Иран от участия отказались в силу ряда причин. Последний — по политическим соображениям.
Несмотря на международные договоры по урегулированию вопросов пользования природными ресурсами Каспийского бассейна, Иран периодически оспаривает их принадлежность со своими соседями по Каспию. С Россией – в меньшей степени, несмотря на то, что наша страна по праву считается на Каспии «главным игроком». И самым мощным по наличию вооруженных сил и флота.
Моряки Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов к коллегам с Каспия относятся с легкой иронией – разве это море? Действительно, размер Каспийского моря далеко не океанский. Там нет авианосцев, крейсеров, атомных подводных лодок, да и протяженность морской акватории не превышает 700 миль – в общем «лужа». Тем не менее Каспийская флотилия считается самой мощной в регионе и вполне способна обеспечить безопасность России в регионе.
Основные места базирования флота и морской пехоты – города Махачкала (106-я бригада кораблей), Астрахань (73-я бригада кораблей) и Каспийск (бригада морской пехоты и учебно-тренировочный лагерь «Скорпион»). В состав флотилии входят три десятка кораблей и катеров различного проекта. Самыми оснащенными считаются два сторожевика проекта «Гепард». Корабли «Татарстан» и «Дагестан» несут на своем борту артиллерийское, торпедное и ракетное вооружение.
Сторожевик «Татарстан» является флагманом Каспийской флотилии. В составе флотилии имеются также корабли других классов — малые артиллерийские корабли. Оснащенные противокорабельными ракетами и средствами противовоздушной обороны, они способны закрыть все пространство Каспийского водного бассейна. Из недавно введенных в строй – малые ракетные катера «Град Свияжск» и «Углич» (2014 год).
«Наличие сил российского флота на Каспийском море вполне соответствует интересам национальной безопасности России в регионе, — говорит официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. – Технические характеристики наших кораблей превосходят по всем показателям зарубежные аналоги. Обученность экипажей и подразделений морской пехоты тоже на порядок выше».
Основными целями Каспийской флотилии является охрана прибрежной акватории, борьба с браконьерством и защита национальных интересов в районах добычи нефти. Подобные цели декларируются и другими государствами, имеющими выход к Каспийскому морю. Однако в количественном и качественном отношении их военно-морские силы заметно отстают от российских.
Крупной морской группировкой на Каспии обладает и Иран, представленный тремя военно-морскими базами, одна из которых используется в учебных целях. Характерной особенностью иранской флотилии является отсутствие крупных кораблей. Основу военной мощи иранского флота на Каспии составляют ракетные катера китайского и немецкого производства. Имеется несколько катеров собственной разработки. Адмиралы из Тегерана неоднократно заявляли о постройке кораблей более крупного класса – эсминцев и фрегатов, однако дальше разговоров дело так и не сдвинулось.
Второе место по мощи военно-морских сил на Каспийском море с Ираном мог бы разделить Казахстан. Казахстан хотя и отстает по общему количеству техники, но располагает в своем составе несколькими более серьезными кораблями. Флагманом является ракетный катер «Казахстан», разработанный российским ЦМКБ «Алмаз» и построенный на казахском заводе «Зенит» в городе Уральске. Основа вооружения корабля – противокорабельные ракеты. Казахстан также заказал три ракетных катера в Южной Корее. Самым же массовым классом техники военно-морских сил Казахстана являются патрульные катера — их насчитывается более полусотни.
Достаточно большим флотом на Каспии располагает и Азербайджан. У этой страны имеется один сторожевой корабль и пять ракетных катеров, построенных еще в советское время. Кроме того, в боевом составе азербайджанского флота есть пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе и закупленных у Турции. Самым массовым типом техники в ВМС Азербайджана являются десантные корабли – «наследство» со времен СССР.
Туркменистану досталось после распада Советского Союза еще меньше военной техники. В настоящее время эта страна располагает всего двумя ракетными катерами и десятью патрульными катерами. Есть у туркменских моряков еще один десантный катер, один санитарный и буксир.
В общем, состав военно-морских сил государств Каспийского бассейна достаточно разнороден как в количественном, так и в качественном составе. Лидерами, бесспорно, можно назвать российскую и иранскую флотилии. При этом заметны серьезные отличия в подходе к их формированию. Если Россия основной упор делает на ракетные и артиллерийские корабли, то Иран предпочитает по старинке укреплять малотоннажный флот.
Причина здесь в том, что Россия как бы восполняет пробел по усилению незаслуженно «обиженной» Каспийской флотилии, подтягивая ее вооружение по численности и качеству к остальным своим флотам. А Иран основные усилия по развитию флота направляет в зону Персидского залива.
Играет свою роль и тот факт, что в Тегеране не считают Россию страной-агрессором и не строят планов по территориальному переделу российских прибрежных зон на Каспии. Впрочем, и Москва не видит серьезных противников среди стран Каспийского бассейна. А наше военно-морское присутствие в большей степени направлено на борьбу с браконьерством и международным терроризмом в лице ИГИЛ и других исламских группировок. Россия предпочитает многостороннее сотрудничество – как в нынешних военно-морских состязаниях на Каспии.
Радикальная группировка ИГИЛ насчитывает около 30 тысяч боевиков. Она провозгласила на захваченных землях халифат и стремится расширить территорию влияния. Ячейки «Исламского государства» существуют в Ливии, Йемене, а также в других странах Ближнего Востока и Северной Африки. Боевики ИГ регулярно казнят заложников и предполагаемых шпионов Сирии, Израиля и Египта. В декабре 2014 года Верховный суд РФ признал террористическими международные экстремистские организации «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра» и запретил их деятельность на территории страны.
Читайте нас: