Лента новостей

05:13
Как не потерять «Адмирала Нахимова» и «Петра Великого»
05:03
Как Аляска готовилась к войне
04:22
Конфликт на Украине: в Москве выставили военные трофеи, захваченные на фронте
02:11
Россия ответит на враждебные действия со стороны Прибалтики, — МИД
02:08
Двойные стандарты Запада в отношении Украины и Израиля
01:35
Как дебилизируют население Украины
00:31
Стоит ли России помогать украинским ухылянтам?
23:19
Эксперты рассказали о семи главных секс-грехах. Возможно, один из них лежит на вас
20:06
Сенатор Пол: чтобы дать деньги Украине, мы должны взять их взаймы у Китая
19:58
Си Цзиньпин прибыл во Францию на встречу с Макроном
19:34
На ветрогенераторы в Германии начали ставить деревянные лопасти, но на мельницы они похожи не стали
19:33
Спрос на первый российский RISC-V-микроконтроллер MIK32 «Амур» превзошёл ожидания
18:49
Умер сыгравший короля Теодена во «Властелине колец» актер Бернард Хилл
18:22
Экс-помощник главы Пентагона: Макрон забросил в ДНР солдат Иностранного легиона
18:14
Швейцария отказалась от поставок оружия Украине
17:47
Тернопольский чиновник сознался в разграблении Украины
17:46
Украина оценила ущерб своей энергетике в $1 млрд
17:12
Запад установил как минимум две красные линии, за которыми может быть прямое вмешательство в конфликт на Украине
17:11
Эксперт: Украина объявит дефолт, потому что денег нет, а помощь пойдёт на возврат долгов
17:10
У Бога нет шеврона ВСУ, так как он не на стороне Украины
16:36
Российские бойцы ликвидировали очередной танк Abrams украинской армии
16:30
Экзистенциальный вызов исторического врага
15:54
AT: Франция отправила на Украину бойцов «Иностранного легиона»
15:27
В Бердянске украинские террористы подорвали сотрудника ИК в автомобиле
15:26
Newsweek: Россия установит контроль над Купянском и Часов Яром до лета
14:12
Лукашенко намекнул на скорое завершение конфликта на Украине
13:45
Украине нужны миллионы налогоплательщиков, но украинцы выезжают семьями, не желая возвращаться
13:44
Зеленский: на плече у Бога шеврон с флагом Украины
13:36
Repubblica: НАТО может вступить в украинский конфликт при двух условиях
13:09
Митрополит Антоний: Пасха дарит нам уверенность в том, что зло никогда не победит добро
13:01
Западные кредиторы впервые с 2022 года решили потребовать выплаты госдолга от Украины
12:34
Украинский министр: солнце и ветер спасают Украину от блэкаута
12:28
О военно-экономической готовности России к войне в начале прошлого века
11:59
WSJ: кредиторы Украины требуют от Киева выплаты процентов
11:52
Оружие из американского пакета помощи должно попасть на Украину как можно быстрее
10:51
Администрация Байдена: наша помощь не поможет Украине в конфликте с Россией
10:11
Американский ветеран на Украине: США потратили так много времени на борьбу с повстанцами, что забыли, как вести настоящую войну
08:31
Украинский солдат о разгроме, в результате которого 100 бойцов погибли или пропали без вести, а Россия продолжила наступление
04:13
Как США готовились к обороне Аляски
01:43
Гонения на СМИ, запреты, нацистская символика: Украина отменяет права человека
00:17
Киевские наркоманы чудят, а алкаши гадают
23:41
Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя — ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
21:32
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 4 мая
20:58
Херсонский агент-самоубийца и брянский школьник-«легионер»: украинские спецслужбы калечат судьбы людей
20:52
Покушение на мирную Конституцию Японии продолжается
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»«Яндекс» рассказал, как её робомобили справились с суровыми условиями московской зимы

«Яндекс» рассказал, как её робомобили справились с суровыми условиями московской зимы


С момента первого появления на дорогах в 2017 году беспилотные автомобили «Яндекса» проехали уже больше 10 миллионов километров, преимущественно по Москве. Компания отметила, что условия в столице — одни из самых сложных: это и загруженные дороги мегаполиса, и причудливая сеть улиц и переулков, и разнообразная погода. Компания поделилась опытом, приобретённым зимой 2020/21 года.

По словам «Яндекса», в этом году зима в столице отличалась обильными снегопадами, причём 13 февраля был поставлен рекорд по осадкам за всю историю наблюдений. Несмотря на это, робомобили продолжали колесить по улицам в любых погодных условиях. Зимой у автоматики появляется целый ряд дополнительных трудностей, которые необходимо преодолевать.

Прежде всего, это плохая видимость во время снегопада. Когда идёт снег, часть лучей лидеров (это более миллиона в секунду) отражается от снежинок и создаёт шум. Специалисты компании разработали особую нейронную сеть, способную нивелировать эту побочную информацию. Работает она довольно эффективно (до и после фильтрации):

Также при минусовых температурах проблемы для автоматики может создавать пар, идущий из выхлопных труб автомобилей, вентиляционных шахт и ливнёвок. Он бывает настолько густым, что на лидарном облаке может выглядеть как физическое препятствие. Нейронные сети тоже должны уверенно отличать завесу пара от настоящих объектов. За счёт нескольких миллионов километров пробега робомобилей зимой ИИ получает необходимые для обучения знания, чтобы оценивать по картинке с камеры реальную ситуацию на дороге. Вот как выглядит лидарное облако до и после фильтрации:

Стоит отметить, что за счёт лидаров система смогла распознать скрытого за паром пешехода, несмотря на плотный пар. Даже водителю-человеку было бы сложно справиться с этой задачей в таких условиях:

Кроме того, автоматика должна распознавать параметры дорожного покрытия: снег может быть свежим и рыхлым или жёстким и слежавшимся. Порой он выглядит безобидно, но на деле под ним скрывается лёд, причём самые разные варианты могут встретиться в течение одной поездки. Робомобилям нужно уметь адаптироваться под разное покрытие, и потому автопилот «Яндекса» обучен определять коэффициент трения и учитывать его при планировании действий на дороге. Вот лишь одна из поездок по Москве в сильный снегопад:

Стоит сказать, что робомобили «Яндекса» движутся по улицам, опираясь не только на данные камер и лидаров, но и на загруженные заранее трёхмерные карты местности, которые постоянно сопоставляются с данными лидара и позволяют с точностью до сантиметра определять своё местоположение. Сильный снегопад способен изменить город до неузнаваемости: дорожная разметка может быть скрыта, границы проезжей части — незаметны, а во время уборки снега могут вырасти сугробы высотой с двухэтажный дом.

Автопилот сохраняет способность ориентироваться в пространстве даже в таких условиях. Система использует данные и лидарного облака, и показания инерциальных измерителей (IMU), и одометрии. Сопоставляя информацию, автоматика с высокой точностью устанавливает, где находится машина даже в сложных ситуациях — например, когда проскальзывают колёса и срабатывает ABS. Также робомобиль умеет автоматически обновлять 3D-карту. Если на пустом месте появился огромный сугроб, система «увидит» его, и сугроб станет одним из объектов карты. Вот как выглядит одна и та же улица в обычное время и после обильных снегопадов (цветом показана высота, красный — выше 3 м):

Это лишь часть трудностей, с которыми сталкиваются робомобили зимой. Например, в холодное время года в городе больше дорожной техники; из-за сугробов проезжая часть становится уже; мест для парковки меньше, и многие паркуются вторым рядом; чаще возникают пробки, и самые нетерпеливые участники движения пытаются объехать их по встречной полосе; пешеходы торопятся скорее попасть в тёплый дом или офис и срезают путь.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх