Конечно, день и час сигнала «Тревога!», который прозвучал ночью 22 июля, никому заранее известен не был. Но предчувствие витало в воздухе – самое восточное соединение стратегических ракетчиков не могло по определению выпасть из общего плана проверки боеготовности частей. Равно, как и любая другая из 12-ти дивизий РВСН, где подобный сигнал не станет неожиданностью в любое время суток.
Нынешние учения стратегических ракетчиков на востоке страны, по большому счету, из разряда ординарных. Даже при участии в них двух полнокровных полков дивизии, на вооружении которых стоят комплексы «Тополь», способные одномоментно покрыть «тополиным пухом» едва ли не полмира, проверка эта в масштабах РВСН считается локальной. По крайней мере, по сравнению с масштабными учениями Ракетных войск стратегического назначения, которые в середине февраля 2015 года проходили на территории 20 российских регионов. Тогда «стратеги» задействовали все типы ракетных комплексов, находящиеся на вооружении РВСН. А основной целью учений было определение способности управления ракетных войск максимально быстро «взвести курок» – привести свои силы и средства в высшую степень боевой готовности вне зависимости от условий и обстановки.
В начале года с задачей одни из самых надежных войск армии России (ну, чтобы другим не было обидно за слово «самые») справились более чем успешно – отработали более 600 вводных, в том числе направленных на изучение возможностей дивизий, вооруженных ракетными комплексами «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». На оценку «отлично» отработала тогда и Иркутская 29-я дивизия (носящая почетная наименование «Витебская» еще со времен Великой Отечественной войны). Но и ей предстояло в текущем 2015 году еще не раз продемонстрировать свою боевую выучку – в числе прочих более 100 учений, которые были запланированы главным штабом РВСН для своих соединений в 12 регионах страны.
И когда сейчас в Иркутское соединение нагрянула комиссия командования РВСН во главе с замкомандующего войсками генерал-лейтенантом Валерием Мазуровым, ракетчики не опешили и не растерялись – действовали согласно плану. «Секретный пакет» лишь внес корректировки дежурным службам и командованию соединения.
Вероятнее всего, нынешние учения в районе Иркутска (штаб дивизии может быть расположен от подчиненного ракетного дивизиона на тысячу, а то и более километров) станут последними с использованием комплексов «Тополь», которые верой и правдой служили «ядерному щиту» России более 30 лет. На смену им уже приходят мобильные комплексы «Ярс» и «Ярс-М», оснащенные ракетами нового поколения. Об их точных ТТХ в открытых источниках информации и западных спецслужбах не рассказывается. Но они впечатляют!
«Полностью процесс перевооружения всех ракетных дивизий, которые ныне вооружены ракетным комплексом «Тополь», на мобильные ракетные комплексы «Ярс» и его модификацию «Ярс-М» планируется завершить в 2021 году», –рассказал консультант командующего РВСН, экс-начальник главного штаба ракетных войск генерал-полковник Виктор Есин. – К этому времени ракетный комплекс «Тополь» будет окончательно снят с вооружения».
Кто же будет в первую очередь оснащен «Ярсами»? Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что в текущем году ракетные войска стратегического направления получат 24 ракетных комплекса «Ярс» – подвижного грунтового и стационарного базирования. Сегодня новые комплексы уже стоят на вооружении Тейковской ракетной дивизии, Новосибирской, Козельской и Тагильской.
Заметим, что географические названия в указании местоположения ракетных соединений – весьма условны. А вот Иркутская дивизия, которая, похоже, очередная в списке перевооружений, совершенно четко базируется на огромных просторах Дальнего Востока России. Вполне возможно, что у нее появится более современное и серьезное ракетное вооружение.
Из открытых источников, которые не опровергаются в Минобороны России, известно, что уже в 2015 году на боевое дежурство гвардейского ракетного соединения в Иркутской области заступит новейший ракетный комплекс. Созданная для него ракета имеет рабочее название РС-26 и может носить название «Рубеж» или «Авангард».
Это твердотопливная баллистическая ракета межконтинентального формата. За основу её разработки взят проект ракеты РС-24 «Ярс». Главное отличие – использование модернизированного боевого оснащения, что позволило повысить боевую эффективность ракеты. В конструкции РС-26 использована разделяющаяся головная часть.
Из допустимого можно отметить, что каждую ракету, разделяющуюся на 10 самонаводящихся боеголовок, сопровождает 10 «ложных» ракет, со всеми параметрами боевой, которая также разделяется на 10 отвлекающих «болванок» (представьте – с небес валится более ста целей только от одной ракеты). Вероятность уничтожения системами ПРО противника боевых частей ракет комплекса «Ярс» – максимум 5 %. Все остальные 95 % непременно достигнут цели. Именно поэтому журналисты сразу окрестили ракету «убийцей ПРО».
Почему именно Иркутскому соединению РВСН в последнее время уделяется такое внимание?
«Для ракетных войск стратегического назначения нет такого понятия – угроза с Запада или с Востока, – считает директор Центра АСТ (анализ стратегий и технологий) Руслан Пухов. – Там мыслят баллистическими расстояниями. Размещение комплексов на территории России не имеет особой привязки к местности. Тем не менее, в силу меняющейся мировой геополитики, меняющихся технических характеристик ракет, в том числе и временных, создание США систем ПРО по всему периметру нашей страны просто обязывает противодействовать размещением наших стратегических комплексов на всей территории России. На любые внешние угрозы нужно реагировать комплексно. И восток, в том числе Дальний Восток, сегодня должен считаться приоритетным направлением в укреплении ядерного щита страны».
Похоже, что такую точку зрения разделяют и в главном штабе РВСН, и в Министерстве обороны России. Во всех крупномасштабных военных учениях на востоке страны, участие в которых принимает Министр обороны Сергей Шойгу и руководители государства, практически всегда задействованы и соединения ракетных войск стратегического назначения.
Еще один шаг в продвижении сил ядерного сдерживания на восток – в планах размещения в Красноярском крае и Оренбургской области новейшей тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат», которая после 2020 года сменит стоящую на вооружении МБР «Воевода» (по классификации НАТО — «Сатана»).
«Эта ракета наравне с модификациями «Ярса» и «Тополя» сможет адекватно противодействовать развивающейся глобальной системе ПРО США», — считает командующий РВСН Сергей Каракаев.
Читайте нас: