Командование итальянских ВМС не собирается сбрасывать со счетов старую добрую корабельную артиллерию. Быстрое развитие высокоточных боеприпасов в последние годы может усилить роль орудий на борту боевых судов. Конечно, технический прогресс влияет на эволюцию тактики и методов ведения боя. Хотя самые большие надежды по-прежнему возлагаются на лазерное оружие и электромагнитные пушки, но ввиду незрелости этих конструкций классическимартсистемам еще найдется место в системе вооружений флота.
Развитие корабельной артиллерии было приостановлено в 1960-х годах в результате быстрого развития ракетной техники и систем наведения. Ракеты, благодаря их увеличивающейся точности и дальности, могли более эффективно бороться с различными целями, особенно с более быстрыми и быстрыми самолетами. Таким образом, пушкам отводилась роль вспомогательного оружия. Отдельную категорию выделили комплекты для прямой защиты, которые благодаря своему короткому времени реакции нашли свою нишу в качестве последнего средства защиты при выходе из строя ракетных систем.
В годы холодной войны свое слово сказали американские линкоры. Их 406-миллиметровые пушки идеально подходили для обстрела береговых целей - один залп мог сбросить на цель такое же количество взрывчатки, что и бомбардировщик. Линкоры обеспечивали высокую интенсивность огня. Но линкоры уступили в эффективности подавления целей авиации. По мере увеличения износа и с ростом эксплуатационных расходовполезность линкоров уменьшалась. В начале 1990-х все четыре корабля класса «Айова» были выведены из эксплуатации и превращены в музейные корабли.
Однако в пользу артиллерии стали говорить другие тенденции. Ракеты, несмотря на все свои преимущества, становятся все более дорогими, что ограничивает возможность их массового использования. В то же время технический прогресс, особенно в области миниатюризации, позволил оснастить относительно дешевые артиллерийские снаряды системами наведения.
Первая попытка применения высокоточной артиллерии дальнего действия была предпринята американцами с использованием 155-мм усовершенствованной артиллерийской системы для эсминцев типа Zumwalt. Каждый корабль получил по два таких орудия, и на этом все закончилось.
К счастью, проекты высокоточных боеприпасов для наземной артиллерии, к которым не предъявлялись столь жесткие требования, принесли очень хорошие результаты. Excalibur от Raytheon и HVP (HypervelocityProjectile), разработанные BAE Systems и Управлением военно-морских исследований, считаются преемниками LRLAP. Однако ВМС США до сих пор не могут принять решение.
Между тем итальянская компания«Леонардо» стала лидером в области высокоточных боеприпасов для корабельной артиллерии. После многочисленных проб и ошибок был успешно реализован эффективный 76-миллиметровый боеприпас DART. Затем последовали очень успешные боеприпасы Vulcano, предлагаемые в нескольких вариантах в 127 и 155 миллиметрах. В зависимости от версии он имеет запас хода от 60 до примерно 100 километров. Более того, Vulcano может стрелять в режиме «выстрелил-забыл», что позволяет кораблю атаковать несколько целей практически одновременно.
Как отмечает пресса в Европе, высокая точность и дальность боеприпасов Vulcano открывает совершенно новые возможности. Даже относительно небольшие корабли получают возможность точно поражать надводные и наземные цели. Здесь также важна высокая скорострельность, позволяющая «подавить» оборону противника.
Vulcano: «самый точный снаряд в мире»
Итальянский флот по сравнению с другими флотами остался верен
Это достаточно для артиллерии среднего калибра. Техническое развитие уже позволяет создавать высокоточные боеприпасы меньшего калибра. Raytheon и DARPA работают над калибром 57 мм MAD - FIRES (многоазимутальная система защиты с быстрым перехватом снарядов) . MAD-FIRES будет использоваться для защиты корабельных команд от массированных атак ракет, летающих и надводных дронов. Если проект будет успешным, он откроет новые возможности для корабельной артиллерии в целом.
Вадим Волохов
Читайте нас: