23 марта 1983 года. Рональд Рейган во время телевизионного обращения к нации, в котором заявил о работе США над программой «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ).
Экономика Штатов «поплыла». Гонка вооружений значительно ускорила приближение нового кризиса капитализма. США не смогли совершить новую военно-технологическую революцию и добиться военного превосходства над русскими. Союз, вопреки крикам иуд и дураков, наоборот, имел массу возможностей и резервов для прорыва в будущее.
Разложение советских верхов
В 1980-е годы американцы вели наступление по двум главным направлениям. Первое – это мощная информационная война против СССР. Второе – попытка совершить революцию в военном деле, чтобы напугать Кремль. И тем, и другим Америка смогла поразить сознание советской верхушки.
Дело было в том, что правление Хрущева и Брежнева расслабило советскую верхушку. Москва отказалась от программы Сталина, форсированного развития, постоянной мобилизации элиты (с одновременным обновлением и чистками), построения общества знания, служения и созидания.
Советская номенклатура сочла, что достигнутых позиций достаточно для паритета с США. Покой страны бережёт непобедимая Советская армия. Экономика на подъеме. Партия проводит разумную политику. Страну убаюкали.
«В Багдаде всё спокойно»
– у нас ничего не может случиться, кроме хорошего»!
Это был «золотой век» Союза. В отличие от США у советских людей не было страха ядерной войны. Жизнь постоянно улучшалась.
В итоге страна и верхи расслабились. Но любая остановка в развитии – застой, а затем и деградация. Этим на Западе и воспользовались.
После разрядки международной напряженности в 1960–1970-е Запад во главе с США с конца 1970-х и в 1980-е годы неожиданно для Москвы начал оказывать сильное идеологическое, информационное, политическое, экономическое и военное давление на СССР.
Это испугало часть расслабившейся советской верхушки, которая уже посчитала, что существующее положение – навсегда. Одна часть элиты начала делать непродуманные, ошибочные действия, ввергая страну бессмысленные и неэффективные затраты (к примеру, гонка вооружений), усиливая дисбаланс народного хозяйства.
Другая часть советских верхов решила любой ценой добиться компромисса с США. Договориться с американскими «партнерами», даже ценой уступок и капитуляции. Де-факто в Советском Союзе возникает «пятая колонна», «крысы», отряд пособников врага внутри страны, готовый сдать все достижения социализма ради личных и узкогрупповых интересов.
На Западе всё очень хорошо просчитали. Обнаружили слабое место СССР. Советская элита была обескровлена Великой Отечественной войной. Значительная часть нового созидательного советского поколения, храброго, преданного стране и народу, энергичного и технократического, пала в войне. Многие из оставшихся и те, кто воевал или работал в тылу, на всю жизнь приняли за основу принцип:
«лишь бы не было войны».
Другие к концу 70-х – началу 80-х годов были глубокими старцами с ослабленной волей, отсутствием энергии, их ум утратил гибкость и смелость. Они не желали новой схватки с Западом, никаких научно-технических прорывов в будущее, титанических свершений.
Правда, среди этого военного поколения предателей практически не было.
Худшая ситуация была с более молодым поколением – 30-х и более поздних годов. Эти не воевали, не знали реалий дореволюционной России, не видели крови Гражданской войны, «болота» 1920-х и были поражены гниением. Кто-то поверил, что СССР можно либерализовать, сблизить с Западом. Что с американцами можно договориться, сделать Россию частью
«развитого мирового сообщества».
Другие поверили, что СССР болен и нужна «перестройка» и «реформы». При этом необходимо использовать европейский (западный) опыт. Кто-то просто хотел сдать страну и приватизировать колоссальные русские богатства, чтобы насладиться «западной сказкой».
Это была уже молодая генерация советской верхушки. Голода, нищеты и войны она не знала. «Эту страну» и народ не знали и презирали («неразвитый совок»). О скрывающихся в недрах советского ВПК чудесах ведать не ведали, молились на «рынок» и западные новшества. Верили в примитивные западные теории о рынке и демократии. Мечтали стать частью мировой элиты, потреблять, как на Западе (заграничные тряпки, виски, тачки и стриптиз-бары).
Конечно, в СССР были и патриоты. Они были более многочисленны (рядовые члены партии и комсомола, простые граждане). Но оказались без вождей и организации.
Большинство и не знало, что против страны идёт необъявленная война, пока СССР не рухнул. Люди трудились, строили и изобретали, пока «черви» вели подрывную работу.
А американцы всё это чётко уловили. И развернули мощную психическую, информационную и военно-экономическую войну против советской цивилизации.
Рейган против Советов
Новое наступление на Россию возглавил Рональд Рейган.
Родился он в 1911 году в Тампико (штат Иллинойс) в небогатой семье. Детство и юность его прошли в маленьких провинциальных городах. Проявлял интерес к спорту и актерскому искусству, имел способности оратора. Под влиянием матери был религиозен, относился к протестантской церкви.
После колледжа работал на маленьких радиостанциях в штате Айова, освещал спортивные мероприятия. Именно в это время он заложил основу будущего
«великого коммуникатора».
В 1937 году прошёл кинопробы и подписал контракт со студией Уорнер Бразерс. В годы Второй мировой войны занимался военной пропагандой. В 1945 году в чине капитана был уволен в запас и вернулся к карьере актера. За всю кинокарьеру Рейган снялся в 54 картинах. В основном это было малобюджетные картины.
Для его политического развития было важно, что он был активным профсоюзным деятелем. В 1947 год Рейган стал президентом профсоюза киноактеров. Эта деятельность научила его вести переговоры, развила политический дар: когда надо быть жестким и непреклонным, а когда – идти на соглашение. В это время он активно сотрудничал с ФБР и проявил себя ярым русофобом и антикоммунистом. Это было время американской «охоты на ведьм» – бурной борьбы с любым проявлений симпатий к русским, России и коммунизму. Как обычно, в ходе такой борьбы пострадало много невинных людей.
Сначала Рейган был членом демократической партии, восхищался Рузвельтом и его новым курсом. Находясь на посту в «Дженерал Электрик» (кем-то вроде замполита-комиссара), Рейган объезжал заводы компании по всей стране и произносил речи перед служащими, чтобы стимулировать преданность работников своей корпорации. Он подчёркивал значение личности, восхвалял идеалы американской демократии, предостерегал от коммунистической угрозы и опасности разрастания социального государства. В 1962 году Рейган стал республиканцем (он и ранее проявлял консерватизм).
Политика твёрдой руки
В 1967–1975 гг. Рейган пробился в губернаторы Калифорнии. Штат был в тяжелом положении: предыдущий губернатор-демократ практически обанкротил его своими широкими социальными программами. Калифорния страдала от безработицы и инфляции. Студенты устраивали бунты против войны во Вьетнаме, негры – против расовой сегрегации и нищеты.
Рейган начал проводить политику твёрдой руки. На студентов, которое проигнорировали ультиматум нового губернатора –
«Возвращайтесь к учёбе или отчисляйтесь!»
– бросили национальную гвардию. Негритянских активистов давили с помощью полиции и неправительственных расистских организаций. (Рейган дал им зелёный свет).
На время порядок в штате навели. Но в сфере экономики рейгановский блицкриг сразу провалился. Команда Рейгана, которая включала в себя ведущих предпринимателей штата, разработала антикризисную программу. Она включала в себя 10 % сокращение расходов штата. Прекращалось финансирование учебных заведений, больниц, различных социальных программ (трудоустройство, помощь безработным и пр.). Новая администрация обещала сбалансированный бюджет и понижение налогов.
Однако уже на следующий год Рейган объявил о повышении ставок, а к концу его правления бюджет раздулся на 280 % по сравнению с предыдущим. Это было связано как с прежними долгами, так и аппетитами команды Рейгана, которые дотировали свои собственные предприятия.
Вопреки его консервативным предвыборным лозунгам, за два срока пребывания на посту губернатора были повышены налоги, удвоился бюджет штата, а число госслужащих не было уменьшено.
Как губернатор Рейган проявил многие типичные черты, которые позже характеризовали его президенство. Он подчёркивал свой консерватизм, умел ставить приоритетные задачи, но не вмешивался в работу администрации и законодательного процесса. Рейган обращался прямо к избирателям, чтобы оказывать давление на обе палаты законодательной власти. В спорных вопросах он умел действовать прагматически, идти на соглашение.
Глава Белого дома
Таланты Рейгана (специалиста в сфере СМИ и оратора) проложили ему дорогу в Белый дом. Его пафосные выступления нашли большой отклик в республиканской партии. Жесткая антикоммунистическая позиция пришлась по нраву боссам американского военно-промышленного комплекса. США в это время требовался жесткий лидер, чтобы дать решительный бой СССР, спасти Запад от начинающего кризиса капитализма.
Это привело Рейгана к победе в президентских выборах 1980 года. Он выступал со своими уже традиционными лозунгами: снижение налогов для стимулирования экономики; сокращение роли государства в жизни народа; рост расходов на национальную оборону; заострённое внимание на советской угрозе. Всё это подавалось с большим патриотическим пафосом.
Рейган имел фундаментальные убеждения (они шли от религиозных), умел себя и свою политику отождествлять с американскими ценностями. Энергия Рейгана, его яркие речи и пародия на «консервативную революции» пришлись по вкусу американской общественности.
В первый срок пребывания в должности (1981–1985) Рейган имел два кольца советников. Внутреннее кольцо составляла «тройка»: Д. Беккер, Э. Миз и М. Дивер. Второе кольцо докладывало «тройке», но к президенту доступа не имело.
Во время второго срока президентства (1985–1989) сверхцентрализация была усилена. Место «тройки» занял один человек – Рейган. Также на президента оказывала большое влияние энергичная и властолюбивая первая леди Нэнси Рейган. При этом она составляла гороскопы и доверяла советам астрологов.
Авторитет президента в это время рухнул из-за аферы «Иран-контрас», краха биржи, возрастания дефицита бюджета и внешней торговли, нарастания проблем в экономике (новый этап кризиса капитализма).
Рейгономика не спасла экономику Америки. США оказались перед угрозой социально-экономического краха. От возможной катастрофы Штаты спас только развал соцблока и СССР.
Снижение налоговых ставок в духе консерватизма Рейгана (рейганомики) не привело к заметному улучшению положения экономики и её росту. При этом вызвало пятилетний спекулятивный бум на Уолл-стрит. Биржевой бум был усилен волной многомиллиардных слияний и поглощений – администрация Рейгана практически прекратила контролировать соблюдение законов против трестов.
Также был ослаблен контроль над коммунальными службами, снижены стандарты охраны окружающей среды и безопасности для промышленности. Социальные расходы сокращены.
Однако сочетание пониженных налоговых ставок и резкого роста военных расходов привели к значительному бюджетному дефициту. Бюджет постоянно ворастал: с 699 млрд долларов в 1980 году до 859 млрд долларов в 1987 году. Дефицит госбюджета постоянно рос и достиг в 1986 году рекордной отметки в 221 млрд.
Правительство было вынуждено занимать деньги в беспрецедентных для мирного времени масштабах. Много средств поступало из-за границы, особенно из Японии, которая активно вкладывалась в Америку. Национальный долг вырос с 997 млрд долларов до 2,85 трлн.
В духе консерватизма произошло огромное повышение военных расходов, направленных против России. Стартовала беспримерная программа вооружений, призванная поставить на место
«империю зла»,
так Рейган публично назвал СССР.
Секретные службы (и особенно ЦРУ во главе с У. Кейси) получили полную свободу в деле стимулирования сопротивления в советской сфере влияния и поддержке антикоммунистических партизанских сил в странах третьего мира.
Рональд Рейган и Нэнси Рейган во время инаугурационного парада в Вашингтоне, округ Колумбия. 1981 г.
США на пороге системного кризиса
Однако уже в 1982 году в Конгрессе образовалась сильная оппозиция, которая сначала наполовину урезала требуемый президентом рост военного бюджета, а с 1984 года полностью его исключила.
Общественное мнение из-за роста военных расходов, проблем экономики и дефицита бюджета стало меняться. Изменился и сам Рейган. Во время второго срока явно начала прогрессировать болезнь Альцгеймера. Президент даже перестал узнавать своих ближайших советников. Из-за проблем с памятью и неспособностью сконцентрироваться президент практически полностью отошёл от дел.
Политику Белого дома определял глава ЦРУ Уильям Кейси и первая леди.
Экономика Штатов «поплыла».
Гонка вооружений значительно ускорила приближение нового кризиса капитализма. США не смогли совершить новую военно-технологическую революцию и добиться военного превосходства над русскими.
Союз, вопреки крикам иуд и дураков, наоборот, имел массу возможностей и резервов для прорыва в будущее.
Надрыва не было. Советская армия была лучшей в мире и гарантировала безопасность России. Советская держава полностью удерживала свою сферу влияния в мире, контролировала ситуацию в Афганистане. В Польше генерал Ярузельский твёрдо держал бразды правления и разгромил антисоветскую оппозицию.
Народное хозяйство СССР обеспечивало все базовые потребности граждан. Не было ни нищеты, ни голода, образование было лучшим в мире (либо одним из лучших), хорошая медицина. Наука имела в загашниках прорывные решения. Обеспечивались социальные гарантии, включая бесплатное жилье. Криминал был на дне социальной жизни, как и различные социальные болезни. Не было проблемы массовой наркомании.
В середине 80-х годов СССР имел мощный потенциал для рывка в будущее.
Во-первых, это способность страны, экономики, науки и народа к мобилизации и концентрации. Мы могли решить задачу любой сложности в самые короткие сроки.
Во-вторых, огромные производственные мощности, корпус отличных учёных, конструкторов, инженеров и техников.
В-третьих, советская наука и образование. Советская система образования каждый год давала стране сотни тысяч новых творцов и созидателей. Их порыв нужно было только верно направлять.
В-четвертых, в СССР были незадействованные технологии организационных, управленческих и психических технологий. С их помощью можно было решить проблему неповоротливости и медлительности бюрократического аппарата, радикально его сократить. Организационно связать между собой тысячи организаций, КБ, предприятий, коллективов различных ведомств и учреждений.
Проблема была в не в народе, науке, образовании или в экономике СССР. А в её верхушке.
Советские верхи не желали победы.
Вот почему Америка, сама будучи уже на грани жесточайшего кризиса, и взяла тогда вверх над Советами.
Продолжение следует…
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: