Лента новостей

14:13
Захарова: из Армении пытаются сделать инструмент реализации опасных планов Запада
13:42
Замышляемый как рекламный вояж Кисиды в КНДР в ближайшее время маловероятен
13:39
NYT: США скрыли от России информацию об угрозе теракта в «Крокусе»
13:37
В Кремле ответили на вопрос о версиях теракта в «Крокусе»
13:11
Покинувшие Россию компании потеряли более $107 млрд
13:10
Восстановление «Крокуса» зависит от мнения Путина, Воробьева и общественности — Эмин Агаларов
13:01
МИД Швеции: Украина может вербовать шведов в ВСУ
13:00
В Польше заработала созданная для Украины «коалиция бронетехники»
12:56
Японский журналист рассказал о жизни в Мариуполе
12:48
В Приморье создадут судостроительный кластер
12:38
В ООН заявили о пытках российских военных на Украине
12:30
Польского генерала, отвечавшего за подготовку солдат ВСУ, отстранили от должности
12:25
Блиндаж за блиндажом: FPV-дроны уничтожают врага (ВИДЕО)
12:21
Граждан Киргизии предупредили о вербовке террористов через социальные сети
12:10
СМИ узнали о разработке в Китае зенитной ракеты дальностью свыше 2000 км
11:53
В Киеве анонсированы рейды и облавы на «российскую агентуру»
11:44
Путин призвал беречь единство народа России
11:13
Боятся всего и вся: страх и ужас в Америке
11:10
В ООН подтвердили пытки российских военнопленных на Украине
10:54
Штрафбаты Киеву не помогут
10:48
Запад втягивает себя в войну
10:41
МИД РФ готовит ответ Латвии на высылку российского дипломата
10:33
Шольц: спецслужбы ФРГ не знали о готовящемся теракте в «Крокусе»
10:31
МИД указал на подготовку НАТО в Восточной Европе к конфликту с Россией
10:05
Законные цели. Путин предостерег третьи страны от предоставления ВСУ аэродромов для F-16
09:56
В Кремле заявили об отсутствии планов по блокировке Telegram
09:46
Иностранным военным рассказали о предстоящем форуме Армия-2024
09:29
Харьковские власти заявили, что ВС РФ впервые нанесли по городу удар УМБП
09:28
Солист «Би-2» признался, что после отъезда из РФ коллектив прозябает в нищете
09:17
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 28.03.2024
09:09
Крейсер Варяг и фрегат Маршал Шапошников дошли до Красного моря
04:29
На Париж! Сражения при Арси-сюр-Обе и Фер-Шампенуазе
04:21
Боеприпасы заканчиваются, но Украина надеется, что до такси дело все же не дойдет
01:02
Пушки вместо масла: Запад милитаризируется под русофобскую истерию
00:31
Украина будет французской или безлюдной
23:56
Реальность Мариуполя глазами японского репортера: причины, по которым оставшиеся граждане остались жить под властью России
22:26
FT: мир легко игнорирует массовые страдания в Африке, увлёкшись Украиной и Израилем
22:18
Die Welt призывает заморозить конфликт на Украине в этом году из-за опасения победы России
21:44
Стало известно, о какой угрозе для Сербии говорил Вучич
21:10
Моргенштерн отказался принять участие в СВО
21:09
«Мы должны заставить Америку снова молиться». Трамп начал продажи Библии под своим брендом
21:03
«Неуловимый» Макрон и раздувание террористической угрозы во Франции
20:34
Подростки-диверсанты и самарский камикадзе Жвакин: россияне продолжают «клевать» на СБУшную наживку
20:06
Золото Югославии трижды украдено Западом
19:51
Путин вышел из машины к людям в Торжке
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Трофеи в бою. Как люфтваффе и авиация РККА применяли захваченные боевые самолеты противника?

Трофеи в бою. Как люфтваффе и авиация РККА применяли захваченные боевые самолеты противника?


Немецкий самолет сбит
Немецкий самолет сбит

В первые месяцы войны гитлеровские пилоты уничтожили только на аэродромах свыше 1200 самолетов РККА. Много самолетов разных типов было захвачено на местах дислокации. Их не успели вывезти из-за недостатка горючего или запасных частей. Часть исправных машин из состава летных частей РККА была направлена в испытательный центр люфтваффе в Рехлине и в различные учебные подразделения.

 

Немецкий пилот Ханс Лерхе, работавший с советским истребителем в центре Рехлина, отмечал некоторые удачные технические решения советского самолета. Он отмечал, что на него произвела хорошее впечатление поверхность фанерного крыла. Советский Як-3 в снаряженном состоянии весил  две с половиной тонны, следовательно его силовая нагрузка была всего лишь около 2 кг/л.с. Машина могла, как вспоминал немецкий пилот, быстро набирать скорость. Несмотря на меньшую площадь крыла, которая составляла 15 кв метров, нагрузка на крыло из-за небольшого веса была относительно низкой.

 


Летом 1941 года Красная армия лишилась сотен самолетов прямо на аэродромах

 

Советские самолеты с красными звездами на крыльях немцы применяли для разведки и для специальных операций. Они наносили внезапные удары по советским аэродромам. Такая практика продолжалась и в 1944 году. Сведения об этом имеются в советских документах. Дело доходило до того, что ПВЩ РККА приказывалось уничтожать все появлявшиеся в воздухе машины И-153 и И-15 БИС, поскольку в середине войны такие истребители больше не применялись советскими пилотами. Эти самолеты немцы захватили в приграничных районах в июне 1941 года.

 

Есть сведения, что немцы использовали зимой 1944 года трофейные самолеты Су-2 и УТ-2 для нанесения бомбовых ударов по переднему краю советской обороны, причем под опознавательными знаками советских ВВС. Эти же машины использовались и со знаками гитлеровской авиации, поскольку немцы полагали, что смогут ввести в заблуждение ПВО противника силуэтами известных в СССР самолетов.

 

Часть трофейных советских самолетов немцы отправляли своим союзникам. В частности, на советско-финский фронт попали захваченные двухмоторные бомбардировщики дальнего действия ИЛ-4, которые стали трофеями немцев в 1942 году. В начале войны именно такие бомбардировщики РККА сбрасывали бомбы на Берлин.

 

Особенно много немецкой авиатехники стало попадать в части РККА с началом крупных наступательных операций. Под Сталинградом немцы не успели эвакуировать ряд аэродромов, на которых советские танкисты захватили десятки транспортных "юнкерсов", бомбардировщиков, истребителей и разведывательных самолетов. Бывали случаи, когда немецкие самолеты оказывались на советских аэродромах из-за действий их экипажей. В самом начале войны на аэродром под Киевом приземлился бомбардировщик Ju 88  из авиагруппы II/KG54. Экипаж, состоявший из унтер-офицеров Г. Германа, Г. Кратца, В. Шмидта и обер-ефрейтора АЛппеля решил сбросить имевшиеся на борту бомбы в Днепр, а потом перейти на сторону Советов. Немцы выпустили обращение „К немецким летчикам и солдатам“, призвали своих бывших соратников последовать их примеру, повернуть оружие против гитлеровской клики.  

 

Немецкие самолеты с передовой направлялись в центр испытаний НИИ ВВС. Причем еще до войны советские инженеры изучали здесь переданные немцами отдельные экземпляры своих новых самолетов. Например, исследовались  истребители Не 100, Bf 109E, Bf 110C, бомбардировщики Do 215B и Ju 88A-1, учебно-тренировочные самолеты «Бюккер 131D», «Бюккер 133», FW 58В и FW 58C.

 

Немецкие самолеты в Красной армии

 

В 1942 году проводились сравнительные учебные бои на базе НИИ между советскими самолетами и трофейными. Например, изучались особенности учебного воздушного боя Bf 109F с советским Як-1 (№ 0511). Были  выработаны рекомендации для летного состава боевых частей ВВС РККА. Отмечалось, что вероятность победы советского истребителя тем возрастает с набором высот.  На низких высотах полным превосходством располагал «мессер». Советским пилотам рекомендовались лобовые атаки. при наборе высоты в  3000 метров  шансы на победу уравнивались, а на высоте 5000 м «Як» приобретал явное преимущество в скорости и маневренности. Иными Специалисты, учитывая технические особенности самолетов СССР и Германии,  советовали завлекать немецкие истребители как можно выше.

 

Ряд конструктивных решений немецкой авиатехники советские инженеры учли при разработке новых боевых самолетов РККА, которые были запущены в массовое производство. Трофейная техника показала, что у самолетов люфтваффе имеется значительный ресурс устойчивости, безопасности полетов. В самолетах Германии широко применялись литые элементы из магниевых сплавов. Более  точная дозировка подачи горючей смеси в каждый цилиндр практически исключала  опасность  возникновения пожара при обратном выхлопе. Обращалось  внимание на  устройства механизации крыла и схему  расположения вооружения, на навигационное  оборудование.

 

Советский истребитель на аэродроме  люфтваффе

 

Немецкие самолеты оснащались  фибровыми протектированными бензобаками. Такие бензобаки еще до начала войны советская авиапромышленность стала создавать для самолетов  СБ, Су- 2, Як-1. С началом войны подобные баки стали выпускать в СССР массовыми партиями вместо прежних, изготовленных из металла. Немецкий  прицел «Лотфс-7В» для бомбометания с горизонтального полета стал основой для выпуска заводом  № 217 советских авиационных  прицелов СП-1.

 

Пристальное внимание советские инженеры и военные обращали на трофейные истребители, поскольку эти самолеты наносили наибольший вред войскам на переднем крае. Самый первый Bf 109F-2 № 12766 был захвачен около Тосно в относительной исправности 20 июля 1941 г. гитлеровский пилот на подбитом самолете не смог дотянуть на свой аэродром и оказался на линии фронта.  Немецкий  лейтенант Г. Рауб из группы I/JG54 был застрелен перестрелке с красноармейцами, а захваченный «мессер» через несколько дней стал экспонатом выставки трофеев в Ленинграде.


Федор Завадский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх