Трофеи в бою. Как люфтваффе и авиация РККА применяли захваченные боевые самолеты противника?

Немецкий самолет сбит
Немецкий самолет сбит

В первые месяцы войны гитлеровские пилоты уничтожили только на аэродромах свыше 1200 самолетов РККА. Много самолетов разных типов было захвачено на местах дислокации. Их не успели вывезти из-за недостатка горючего или запасных частей. Часть исправных машин из состава летных частей РККА была направлена в испытательный центр люфтваффе в Рехлине и в различные учебные подразделения.

 

Немецкий пилот Ханс Лерхе, работавший с советским истребителем в центре Рехлина, отмечал некоторые удачные технические решения советского самолета. Он отмечал, что на него произвела хорошее впечатление поверхность фанерного крыла. Советский Як-3 в снаряженном состоянии весил  две с половиной тонны, следовательно его силовая нагрузка была всего лишь около 2 кг/л.с. Машина могла, как вспоминал немецкий пилот, быстро набирать скорость. Несмотря на меньшую площадь крыла, которая составляла 15 кв метров, нагрузка на крыло из-за небольшого веса была относительно низкой.

 


Летом 1941 года Красная армия лишилась сотен самолетов прямо на аэродромах

 

Советские самолеты с красными звездами на крыльях немцы применяли для разведки и для специальных операций. Они наносили внезапные удары по советским аэродромам. Такая практика продолжалась и в 1944 году. Сведения об этом имеются в советских документах. Дело доходило до того, что ПВЩ РККА приказывалось уничтожать все появлявшиеся в воздухе машины И-153 и И-15 БИС, поскольку в середине войны такие истребители больше не применялись советскими пилотами. Эти самолеты немцы захватили в приграничных районах в июне 1941 года.

 

Есть сведения, что немцы использовали зимой 1944 года трофейные самолеты Су-2 и УТ-2 для нанесения бомбовых ударов по переднему краю советской обороны, причем под опознавательными знаками советских ВВС. Эти же машины использовались и со знаками гитлеровской авиации, поскольку немцы полагали, что смогут ввести в заблуждение ПВО противника силуэтами известных в СССР самолетов.

 

Часть трофейных советских самолетов немцы отправляли своим союзникам. В частности, на советско-финский фронт попали захваченные двухмоторные бомбардировщики дальнего действия ИЛ-4, которые стали трофеями немцев в 1942 году. В начале войны именно такие бомбардировщики РККА сбрасывали бомбы на Берлин.

 

Особенно много немецкой авиатехники стало попадать в части РККА с началом крупных наступательных операций. Под Сталинградом немцы не успели эвакуировать ряд аэродромов, на которых советские танкисты захватили десятки транспортных "юнкерсов", бомбардировщиков, истребителей и разведывательных самолетов. Бывали случаи, когда немецкие самолеты оказывались на советских аэродромах из-за действий их экипажей. В самом начале войны на аэродром под Киевом приземлился бомбардировщик Ju 88  из авиагруппы II/KG54. Экипаж, состоявший из унтер-офицеров Г. Германа, Г. Кратца, В. Шмидта и обер-ефрейтора АЛппеля решил сбросить имевшиеся на борту бомбы в Днепр, а потом перейти на сторону Советов. Немцы выпустили обращение „К немецким летчикам и солдатам“, призвали своих бывших соратников последовать их примеру, повернуть оружие против гитлеровской клики.  

 

Немецкие самолеты с передовой направлялись в центр испытаний НИИ ВВС. Причем еще до войны советские инженеры изучали здесь переданные немцами отдельные экземпляры своих новых самолетов. Например, исследовались  истребители Не 100, Bf 109E, Bf 110C, бомбардировщики Do 215B и Ju 88A-1, учебно-тренировочные самолеты «Бюккер 131D», «Бюккер 133», FW 58В и FW 58C.

 

Немецкие самолеты в Красной армии

 

В 1942 году проводились сравнительные учебные бои на базе НИИ между советскими самолетами и трофейными. Например, изучались особенности учебного воздушного боя Bf 109F с советским Як-1 (№ 0511). Были  выработаны рекомендации для летного состава боевых частей ВВС РККА. Отмечалось, что вероятность победы советского истребителя тем возрастает с набором высот.  На низких высотах полным превосходством располагал «мессер». Советским пилотам рекомендовались лобовые атаки. при наборе высоты в  3000 метров  шансы на победу уравнивались, а на высоте 5000 м «Як» приобретал явное преимущество в скорости и маневренности. Иными Специалисты, учитывая технические особенности самолетов СССР и Германии,  советовали завлекать немецкие истребители как можно выше.

 

Ряд конструктивных решений немецкой авиатехники советские инженеры учли при разработке новых боевых самолетов РККА, которые были запущены в массовое производство. Трофейная техника показала, что у самолетов люфтваффе имеется значительный ресурс устойчивости, безопасности полетов. В самолетах Германии широко применялись литые элементы из магниевых сплавов. Более  точная дозировка подачи горючей смеси в каждый цилиндр практически исключала  опасность  возникновения пожара при обратном выхлопе. Обращалось  внимание на  устройства механизации крыла и схему  расположения вооружения, на навигационное  оборудование.

 

Советский истребитель на аэродроме  люфтваффе

 

Немецкие самолеты оснащались  фибровыми протектированными бензобаками. Такие бензобаки еще до начала войны советская авиапромышленность стала создавать для самолетов  СБ, Су- 2, Як-1. С началом войны подобные баки стали выпускать в СССР массовыми партиями вместо прежних, изготовленных из металла. Немецкий  прицел «Лотфс-7В» для бомбометания с горизонтального полета стал основой для выпуска заводом  № 217 советских авиационных  прицелов СП-1.

 

Пристальное внимание советские инженеры и военные обращали на трофейные истребители, поскольку эти самолеты наносили наибольший вред войскам на переднем крае. Самый первый Bf 109F-2 № 12766 был захвачен около Тосно в относительной исправности 20 июля 1941 г. гитлеровский пилот на подбитом самолете не смог дотянуть на свой аэродром и оказался на линии фронта.  Немецкий  лейтенант Г. Рауб из группы I/JG54 был застрелен перестрелке с красноармейцами, а захваченный «мессер» через несколько дней стал экспонатом выставки трофеев в Ленинграде.

Вернуться назад