После того, как программа «Ленд-лиз» была согласована, и бюрократия уступила место активным действиям, в Советский Союз из США хлынул поток военной техники. Самолеты, автомобили, снаряжение - все в те годы было подчинено одной единственной цели - разгрому нацистской Германии так скоро, как это было возможно.
Среди общевойскового вооружения, которое США поставляло Советскому Союзу, были как совершенно обыденные, даже незаметные образцы техники, так и воистину интересные вещи, которые в руках советских солдат, летчиков и моряков превращались в послушные орудия для добывания победы.
Мистер Виллис
Одним из представителей американского ВПК тех лет, который ассоциировался у большинства, почему-то, не с Америкой, а с Советским Союзом, был американский джип «Виллис». Уникальный, простой и фактически производящийся в полевых условиях автомобиль обладал одним, но таким нужным в военное время качеством - надежностью. Вряд ли президент США Рузвельт задумывался о том, насколько популярным будет оружие, приказ о поставках которого он подписал. Среди всей американской техники «Виллисы», пожалуй, нашли самое широкое применение. Первыми, куда «пристроили» легкие американские «джипы», стали артиллерийские полуавтоматические пушки калибра 45-мм, которые в народе назывались просто - «сорокопятки».
Именно для этих орудий, в первую очередь, были подготовлены «Виллисы», которые благодаря небольшой массе и маневренности, «тягали» «сорокопятки» и перевозили их так быстро, как не смог бы ни один грузовой автомобиль. Военный историк и сотрудник Тольяттинского краеведческого музея, эксперт в области артиллерийского вооружения Фёдор Ткачев в интервью «Звезде» рассказал об интересных фактах из «советской» жизни автомобиля «Виллис»: «Их использовали, что называется, и в хвост и в гриву. И как тягачи для артиллерии, и как штабные машины, и как машины для прокладки линий связи... даже была модификация для разминирования.
Знаете, больше похожая на современного «змея Горыныча» в Российской армии. Стояла там такая огромная катушка, которой выстреливали, а потом с помощью лебедки «расчищали» дорогу. Так же особой популярностью «Виллис» пользовался у мотострелков: на него ставили пулемет, сооружали специальные лафет, чтобы отдача была минимальна, и в качестве мобильной огневой точки использовали. Был еще вариант «противотанкового» «Виллиса». Это когда оборудовалась в небольшом кузове позиция, туда снаряжался стрелок с ПТРС или ПТРД, закидывалось все это дело ветками, маскировалось, и с удобной точки велся огонь по немецким танкам.
Однако радужно с «Виллисами» все было до тех пор, пока они не ломались. Но и тут советские солдаты исхитрились. Когда детали двигателя или подвески у «Виллиса» ломались, на помощь приходили эвакуационные группы танкистов. Снимали определенную деталь с танка, вытачивали, или, как часто бывало, вырезали сваркой... и ставили в «американца». Да - кустарно, да - примитивно, но работало. А в полевых условиях, я считаю, лучше и не нужно было», - заявил эксперт.
За всю историю ленд-лиза в Советский Союз было поставлено более 50 тысяч автомобилей «Виллис». Среди советских солдат, за необычный внешний вид и отсутствие комфорта при езде, «Виллис» прозвали «лупоглазым» или «козлом», видимо, опираясь на тот факт, что на кочках американская машина постоянно подпрыгивала. Так или иначе, «Виллис» сослужил хорошую службу Советской армии, пройдя от границ Союза до самого Берлина. Руками советских солдат и полевых инженеров, казалось бы самую обычную машину, превращали в грозное оружие, зачастую помогавшее решить исход той или иной операции.
«Аэрокобра» и летчик Покрышкин
P-39 или «Аэрокобра» - тот самый случай, когда оружие представляет собой не просто кусок железа, а является уравновешивающим фактором в глобальном противостоянии. Однако в случае с «Аэрокоброй» неочевидных и даже загадочных случаев было хоть отбавляй. Отгруженные по той же программе «Ленд-лиз» «Аэрокобры» среди самих американцев имели репутацию эдаких диких коней, мустангов, обуздать которых было под силу только очень и очень опытным летчикам.
Создавая Р-39, американские инженеры бросали вызов не кому-нибудь, а «повелителю воздуха» сороковых - самолету «Мессершмит-109», который долгое время наводил ужас на любого летчика в бою, так или иначе, поставленные в СССР «Аэрокобры» брыкались, убивали летчиков и вообще не охотно вставали на крыло. Авиационный эксперт и историк Сергей Ворошилов в интервью «Звезде» рассказал об особенностях «Аэрокобры» так : «Сложный самолет был в управлении. Очень сложный. Необходимо было длительное время переучивать личный состав советских летчиков, чтобы они не убились в первом же полете. Сами американцы, надо признать, этот самолет до конца так и не «объездили» и откровенно его побаивались. Этим, кстати, может и объясняется не самая высокая его эффективность в руках самих американских летчиков», - заявил эксперт.
Однако советский опыт показал, что даже такой сложный в пилотировании самолет, как «Аэрокобра» способен «надавать» самому хитрому и изворотливому противнику по голове. Именно «Аэрокобра» досталась легендарному советскому летчику Александру Ивановичу Покрышкину, который, помимо внушительного опыта, был еще и человеком с весьма необычным подходом к пилотированию. Видавшие виды немецкие летчики, которые сталкивались в бою с Покрышкиным, в случае, если им удалось выжить рассказывали, что самолет под управлением советского аса ведет себя ненормально - пикирует под крутыми углами, кувыркается и вообще, ведет себя для боевого самолета нетипично.
Помимо оригинальной манеры управления, Покрышкин, руководствуясь опытом полета на «Аэрокобре», написал специальную методичку по тактике и боевому применению «Аэрокобры» против немецких «Мессершмитов». Боевые победы Покрышкина верхом на дикой «Аэрокобре» были таковы: с 1943 года советский ас уничтожил 50 и вывел из строя еще около десятка вражеских самолетов. А общие боевые успехи Покрышкина, Речкалова, Сухова и Голубева, летавших на Р-39 вообще приближаются к двум, а то и трем сотням самолетов. «Аэрокобра» Речкалова, например, в конце войны вообще насчитывала 59 звездочек, обозначающих число сбитых самолетов. Именно мастерство советских пилотов и сыграло решающую роль в успехе советских американцев - самолетов Р-39. В пользу этой версии говорят и другие цифры - американцы, летающие на более современных «Мустангах» и «Спитфайерах», не могли побить советских рекордов.
Советский «Томми-Ган»
История излюбленного оружия американских гангстеров, грабителей банков и просто джентльменов, то и дело постреливающих в сторону полиции, - довольно обсуждаемая тема и по сей день. Оружейные историки и эксперты в области стрелкового вооружения до сих пор не могут прийти к единой версии того, как же оружие генерала Джона Тальаферро Томпсона стало таким популярным.
История этого пистолета-пулемета в США насквозь пропитана криминалом: «Томпсон» был любимым рабочим инструментом одного из самых известных и безжалостных американских гангстеров - Джона Диллинджера. Так или иначе, удачная конструкция «метлы для выметания окопов», как его прозвали чуть позже военные, способствовала активному применению на полях Второй Мировой войны. Однако только после того, как «чикагский» автомат попал по ленд-лизу в СССР на вооружение частей Северного флота, началась его настоящая мужская эксплуатация.
Эксперт в области стрелкового вооружения и военный историк Игорь Савелов в интервью «Звезде» рассказал малоизвестные факты из «советской» жизни «Томми-Гана»: «Томпсоны до последнего не хотели поставлять в СССР по нескольким причинам: во-первых, советское командование сомневалось, что американский ПП справится с условиями, в которых будет использоваться, во-вторых, калибр .45 ACP был довольно редким для Советской армии, несмотря на обилие боеприпасов из США, и в последствии, именно дефицит боеприпасов заставлял советских солдат и моряков откладывать в сторону «американца» и работать советским ППШ. В-третьих, американцам он был нужнее. Несмотря на то, что производство этих пистолетов-пулеметов было налажено, что называется, «на широкую ногу», американцы и британцы в Африке испытывали некоторую нехватку этих ПП, гоняясь за Роммелем», - заявил эксперт.
Пистолет-пулемет Томпсона участвовал как в серьезных боях, так и помогал пробираться пилотам сбитых самолетов сквозь тыл врага к своим. Именно эта ниша - персонального оборонительного оружия в основном и задала Томпсону «авторитет» среди советских военных. Пилоты сбитых советских истребителей, уже «в стандартной комплектации» оснащенных «Томпсонами», не раз в рапортах упоминали, что американское оружие «не раз помогало пройти через линию фронта». Однако не самый распространенный калибр - пистолетный .45 ACP, который использовался в пистолетах «Кольт» М1911, в конце концов, повлиял на массовость и частое использование - «Томпсоны» постепенно начали все чаще откладывать в ящик, меняя его на родное советское оружие.
Читайте нас: