При разборе запасников музея норвежской полиции в городе Трондхейм куратор музея нашел стеклянную баночку с двумя кусочками сахара. Точнее, это был один кусочек, разломанный пополам, и из одной половинки торчала тонкая стеклянная трубочка с запаянными концами, уложенная в специально просверленный в сахаре канал. Внутри трубочки просматривалась капля коричневатой жидкости.
Кроме того, в баночке находился клочок бумаги со следующим текстом: «Кусок сахара, содержащий бациллы сибирской язвы, был найден в багаже барона Отто Карла фон Розена при аресте в Карасйоки в январе 1917 года по подозрению в шпионаже и диверсиях».
Встревоженный куратор передал баночку в Микробиологический институт министерства обороны в Осло, а оттуда опасную посылку переадресовали в Англию, в Агентство исследований по химической и биологической защите в местечке Портон-Даун.
Там стеклянный капилляр длиной 20 и диаметром 2 миллиметра со всеми предосторожностями вскрыли в герметичной камере и размазали часть содержавшейся внутри бурой жидкости по питательной среде. Чашку Петри с питательной средой продержали восемь дней в термостате при 37 градусах Цельсия, затем смывы с поверхности культуры перенесли на другую среду и держали при той же температуре еще сутки.
Ни одной колонии бактерий не появилось, казалось, за прошедшие 80 с лишним лет микробы погибли. Однако со второй попытки при более длительном выдерживании в термостате все же появились четыре колонии. Окраска специфическим реагентом, рассчитанным именно на бактерии сибирской язвы, показала, что это они. Анализ ДНК микробов также подтвердил: сибирская язва. Вообще-то споры сибирской язвы отличаются исключительной устойчивостью и в почве могут сохраняться десятки лет.
Зачем же барон фон Розен в январе 1917 года привез в Норвегию в своем багаже кусок сахара с культурой сибирской язвы? Вот что удалось узнать из газет и архивных документов того времени.
При задержании барон и его спутники утверждали, что они являются простыми туристами-лыжниками, спортсменами, и случайно заехали через границу с территории Финляндии (их арестовали в 18 километрах от границы). Однако когда снаряжение «туристов» рассмотрели подробнее, оказалось, что в двух-четырехкилограммовых жестянках с этикетками «тушенка» они везут динамит, что в багаже имеются склянки с ядом кураре и 19 кусков сахара со стеклянными трубочками внутри. Под грузом улик фон Розен перестал запираться и признал: он идейный борец за независимость Финляндии, за ее отделение от Российской империи.
Норвегия в Первой мировой войне сохраняла нейтралитет, однако с плохо скрываемыми симпатиями к державам Антанты. Через страну шел транспорт английского оружия и продовольствия в Россию. Заданием группы немецких диверсантов под руководством немецко-шведско-финского аристократа было уничтожение линий связи и транспорта на территории Норвегии, чтобы поток в Россию английской помощи сократился. Как писали тогда газеты, сахар с сибирской язвой предназначался для заражения лошадей. Однако акция была обречена на неудачу, даже если бы «туристов» не схватили.
Во-первых, грузы возили через Норвегию главным образом на северных оленях, а не на лошадях. Олени вряд ли польстились бы на такое угощение, как сахар. Во-вторых, даже вызвать эпизоотию среди лошадей тоже не удалось бы: сибирская язва не передается от лошади к лошади. То есть, при максимальном успехе акции могли пасть 19 лошадей, что не нанесло бы принципиального ущерба транспортным потокам. Правда, могли заразиться люди, если бы они стали питаться мясом павших лошадей, не проварив или не прожарив его как следует.
После суда барона и его группу доставили в Христианию (ныне Осло) и продержали три недели в заключении. Однако под дипломатическим давлением их выслали затем в Швецию. О дальнейшей судьбе неудачливого диверсанта английский научный журнал «Nature», откуда взята вся эта история, не сообщает.
Читайте нас: