Лента новостей

03:27
Der Tagesspiegel (Германия): США перехватили 200 тысяч защитных масок
03:24
«Смертный приговор»: самые уязвимые слои населения России готовятся к наступлению эпидемии коронавируса (The Independent, Великобритания)
03:21
Гордон (Украина): после рекордного падения цены на российскую нефть Путин заявил о готовности сократить добычу
03:18
Коронавирус: Путин продлил оплачиваемый отпуск для всей России до конца апреля (News.bg, Болгария)
03:15
E15 (Чехия): «Экспорт чешского продовольствия в Россию растет, несмотря на эмбарго», — утверждает чешский аграрный дипломат Никола Грушкова
03:09
Центробанк разъяснил условия кредитных каникул
03:06
В Минэкономразвития дали совет российскому бизнесу
03:03
Трамп заявил о готовности Эр-Рияда обсуждать снижение нефтедобычи
03:00
Назван тропический фрукт, который избежал «удара коронавируса»
02:54
В Бразилии число заразившихся коронавирусом превысило 10 тысяч человек
02:51
Власти Британии в ближайшие дни вернут своих граждан из ряда стран
02:48
Дипломаты поблагодарили соотечественников из США за помощь россиянам
02:45
В Эквадоре опровергли сообщения о братских могилах для жертв COVID-19
02:12
Американский военный: Вашингтону пора урезать бюджеты Пентагона — иначе коронавирус покажется детской игрой
02:06
Как Кен Маккаллам шел к посту главы британской контрразведки
01:51
Победа над "корбиновирусом": британские лейбористы выбрали нового лидера
01:27
Баранец: турки могут устроить переворот, если Эрдоган не объяснит потери солдат в Сирии
01:24
Путин и Беглов обсудили меры по борьбе с коронавирусом в Петербурге
01:21
Посольство РФ ответило на обвинения Австрии о "российских фейках" о коронавирусе
01:13
Опаленные войной
01:11
Новости на 16:00 3 апреля 2020 года
00:21
Газзаев оценил действия регионов по борьбе с коронавирусом
00:18
Сирия новости 4 апреля 22.30: боевик СНА застрелил гражданского в Алеппо, международная коалиция покинула свою базу в Ираке
00:09
Врач диетолог-эндокринолог напомнила любителям гречки о пользе других круп
00:00
Штрафные батальоны пятой колонны жгут напалмом
23:57
Когда Мавзолей задрапирован, не стоит удивляться сносу памятника Коневу
23:48
Что и почему сейчас происходит с нефтью
23:36
Накануне 22 июня: Погранзаставе разрядить пулеметные ленты
23:27
В Москве определили штрафы для юрлиц за нарушения ограничений
23:24
В США и Канаде допустили введение пошлин на российскую нефть
23:21
ЦБ рассказал о льготной процентной ставке на время кредитных каникул
23:18
Глава Росатома рассказал о строительстве АЭС за рубежом
23:12
Посольство ответило на заявление Вены о «российской дезинформации»
23:09
Число зараженных коронавирусом в мире за сутки возросло на 80 тысяч
23:06
Число жертв коронавируса в США превысило восемь тысяч человек
23:03
Футболист ЦСКА помог купить маски для системы здравоохранения Словении
22:30
SRF: европейские учёные создали приложение для отслеживания контактов с заражёнными
22:27
ORF: российские компании опасаются «долгих выходных» Путина
22:24
Times: японскому премьеру пророчат отставку из-за коррупционного скандала
22:18
Любопытные сообщения и исследования 30 марта—3 апреля
22:03
Саудовская Аравия опровергла слова Путина о причинах развала сделки ОПЕК+
22:00
Новый закон о самозанятых вызвал вопросы
21:57
Победа над "корбиновирусом": британские лейбористы выбрали нового лидера
21:33
Погребинский прокомментировал введение Украиной санкций против Белоруссии
21:30
Минобороны РФ обозначило участки для работы российских специалистов в Сербии
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


Мировое обозрение » Вооружение » Десант с экономией на парашютах

Десант с экономией на парашютах


Идея многоместных планеров для десантирования воинских подразделений в нужное место возникла в СССР.

Первопроходцам помогло сразу несколько факторов. В 30-е годы в Советском Союзе планеризм переживал расцвет и бурно развивался. Молодежь повально увлекалась техническими новинками. Конструкторы, уже создавшие первые планеры, были одержимы желанием идти дальше. Существовали и весомые аргументы в пользу подобного способа десантирования. Во-первых, если самолет и мог сесть на малоприспособленную площадку, то взлететь с нее зачастую становилось неразрешимой проблемой. Во-вторых, бойцам не требовалась долгая и затратная парашютная подготовка. В-третьих, использование планера избавляло десант от необходимости искать друг друга и отдельно сброшенное снаряжение.

Одноразовость прописывалась в ТЗ на создание таких воздушных судов изначально – значит, делаться они могли из дешевых материалов, на производствах со слабым станочным парком и не особо квалифицированным персоналом. Но это же предъявляло повышенные требования к конструированию – изделие должно быть «летучим», надежным и единственный рейс выполнить штатно.

В ноябре 1942 года при помощи планеров была проведена уникальная операция – доставка антифриза в Сталинград

В начале 30-х годов появился первый в мире десантный планер Г-63, способный поднять полторы с лишним тонны груза, при этом используя в качестве «тягача» достаточно маломощный одномоторный самолет Р-5. Планер-тяжеловоз в серию не пошел, но комиссия штаба ВВС РККА дала заключение, что идея здравая и подобные конструкции вполне могут быть использованы для десантных операций.

Однако в бою первыми опробовали изобретение немцы, которые в предвоенные годы тоже были завзятыми планеристами, да и сильными конструкторами Германия славилась.

Специальное подразделение по производству десантных планеров было создано в Наркомате авиапромышленности в самом начале 1940 года, но серьезный толчок развитию направления дало совещание у Сталина. Поводом для его проведения стала блестяще проведенная немцами десантная операция по захвату в мае 1940-го бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Многие оценивали его как неприступный. Но чудо фортификации пало под натиском всего 78 солдат, доставленных прямо на обваловку укрепления несколькими планерами DFS-230. Год спустя немцы попытались применить этот опыт при захвате Крита, но там результаты оказались печальными. А чтобы закончить «немецкую тему», вспомним, что DFS-230 использовались командой Отто Скорцени в ходе операции по освобождению Бенито Муссолини («Охота на Сталина»).

Результатом сталинского совещания по созданию десантных планеров стали конкретные задания авиаконструкторам. Планировалось создание линейки судов. В частности, Олегу Антонову была вменена разработка семиместного планера А-7, Владиславу Грибовскому – 11-местного Г-11. Предусматривались конструкции еще больших габаритов, но именно А-7 и Г-11 стали основными в годы войны.

А-7 строили на планерном заводе в Тушине. К испытаниям приступили, когда уже шла война, в августе 1941-го. Недостатков выявили много, но все они были достаточно быстро устранены, и планер рекомендовали к принятию на вооружение. При этом военные потребовали увеличить вместимость до восьми человек, пилот плюс семь десантников, и заложить возможность перегруза от штатной грузоподъемности (700 кг) до тонны.

Приближение фронта к Москве заставило перенести серийное производство планера из Тушина и Быкова в Тюмень. Испытания первых серийных машин прошли гладко, была отработана методика буксировки разными типами самолетов, причем Ил-4 мог тянуть два планера, а ТБ-3 – три. Но в 1942 году серийное производство свернули – ситуация на фронте не требовала использования планеров. Та же судьба ожидала и Г-11, его строительство, испытания и запуск в серию проходили примерно по такому же графику. Заводы перепрофилировали под строительство более востребованных на тот момент легких самолетов Як-6 и У-2. Однако в ноябре 1942-го при помощи планеров была проведена уникальная операция – доставка антифриза оборонявшим Сталинград танковым соединениям, вставшим из-за замерзшей в системе охлаждения машин воды. Именно планеры А-7 и Г-11 помогли быстро доставить бочки с антифризом буквально до каждого танкового полка.

Но уже в 1943 году ситуация изменилась. Разгоралась партизанская война, и планеры оказались одним из самых эффективных средств доставки в немецкие тылы оружия и прочих необходимых вещей. Активно использовались для заброски во вражеский тыл диверсионно-разведывательных групп. Десантные планеры помогли Красной армии при форсировании Днепра.

Союзники тоже не сидели сложа руки. Англичане сделали ставку на большие планеры, способные перевезти 20–30 десантников (Airspeed AS.51 Horsa), а то и легкий танк (General Aircraft Hamilcar). Счет изготовленных в Великобритании планеров шел на сотни. А американцы умудрились выпустить самую удачную модель Waco CG-4A, способную транспортировать 15 человек либо джип, тиражом без малого 14 тысяч экземпляров.

Массово планеры были впервые применены союзниками в Сицилийской операции летом 1943 года, очень широко использовались и в ходе высадки в Нормандии в 1944-м. «Реечно-тряпочная» конструкция оказалась весьма кстати – уже вовсю задействованные немцами радары планеров не видели.

Наверное, эта деталь заслуживает внимания именно сейчас: если что, попытка закрыть небо для планеров может оказаться весьма серьезной проблемой.

Заголовок газетной версии – «Одноразовый невидимка».

Опубликовано в выпуске № 10 (823) за 17 марта 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Десант с экономией на парашютах"


Напишите ваш комментарий к статье "Десант с экономией на парашютах"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх