Лента новостей

12:16
SCMP: Россия послала жесткий сигнал Японии на Курилах из-за поддержки Украины
11:42
Президент Финляндии Стубб: путь к миру на Украине лежит через поле боя
11:15
БПЛА ВСУ атаковали НПЗ «Первый завод» в Калужской области
11:07
Лошадь застряла на крыше в Бразилии из-за наводнения
11:06
В Венесуэле назвали переизбрание Путина показателем доверия к президенту
10:39
Президент Финляндии считает, что единственный путь к миру на Украине — через поле боя
10:33
Как и Гитлер, японцы рассчитывали на развал коалиции «большой тройки»
10:30
Байдену пригрозили импичментом из-за ограничения поставок оружия Израилю
10:27
В Донецке состоялась традиционная акция «Cвеча памяти»
09:55
Bild: в Берлине задержали десять человек на акциях в честь Дня Победы
09:53
Путин выдвинул кандидатуру Мишустина на пост премьер-министра России
09:52
Матвиенко направила Путину кандидатуры на должность главы Счетной палаты
09:16
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 10.05.2024
08:58
Французское битье по голове: их тоже? Они тоже!
06:42
В Исландии запущено крупнейшее в мире предприятие по прямому удалению углекислого газа из атмосферы
05:54
В районе Победы уничтожен «Леопард-2»
04:25
«Все подчинено целесообразности»: куда привели Николая Бухарина его идеи о формировании «нового человека» и «новой морали»
02:39
США нацелились на международное киберпространство
01:02
Покорение Мира
00:28
Уильям Уоллес уже не тот, да и Муссолини в юбке даёт сбой…
00:26
Как помочь Киеву? НАТО собирается сосредоточить распределение помощи в Брюсселе (без отправки войск)
00:25
Визит канцлера в Прибалтику. Все в этот день заставляет воскликнуть: переломный момент!
00:24
Подписывай! — приказывает Жуков. Кейтель подписывает, чуть не плача
00:23
Украине предстоит решающая битва за Часов Яр
21:07
Чья Победа?
20:28
Южная Атлантика: Фолкленды, «большая нефть» и предчувствие деколонизации
20:21
В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади прошел Парад Победы в ознаменование 79-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне
19:54
Жители Эстонии пришли на набережную, чтобы хотя бы через реку посмотреть концерт в честь Дня Победы (ФОТО, ВИДЕО)
19:17
Bild: шпиц Лукашенко был «отвлекающим маневром» на параде Победы в Москве
19:16
Поток бегущих в Словакию украинцев увеличился в два раза
19:13
В ДНР развернули 300-метровую Георгиевскую ленту в преддверии Дня Победы
18:48
Путин и Пашинян договорились о выводе российских войск из Армении
18:47
InfoBrics: Россия вынуждена напоминать Западу о возможности ядерных ударов
18:46
Вице-премьер Италии призвал лечиться Макрона и всех тех, кто хочет отправить войска на Украину
18:41
Протестующие в Ереване потребовали срочной отставки Пашиняна
18:39
Америка за гранью бедности: высокотехнологическая отрасль рушится
18:36
Представитель Армянской церкви дал Пашиняну час на уход из власти
18:35
Премьер Польши заявил о наличии солдат НАТО на Украине
18:08
«Цель Зеленского — выпихнуть экс-главкома в Лондон до 21 мая». Залужный официально назначен послом Украины в Великобритании
18:00
Полиция Берлина не дала шествию «Бессмертного полка» пройти единым строем
17:29
«Спартанцы» сожгли вражеский танк в боях под Яснобродовкой (ВИДЕО)
17:25
Зеленский и Порошенко пропали из базы розыска МВД России
16:47
На Красной площади прошел парад, посвящённый 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне
16:24
Российские хакеры поздравили украинцев с Днём Победы
15:57
Авианосец «Фуцзянь» вернулся с ходовых испытаний
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Десант с экономией на парашютах

Десант с экономией на парашютах


Идея многоместных планеров для десантирования воинских подразделений в нужное место возникла в СССР.

Первопроходцам помогло сразу несколько факторов. В 30-е годы в Советском Союзе планеризм переживал расцвет и бурно развивался. Молодежь повально увлекалась техническими новинками. Конструкторы, уже создавшие первые планеры, были одержимы желанием идти дальше. Существовали и весомые аргументы в пользу подобного способа десантирования. Во-первых, если самолет и мог сесть на малоприспособленную площадку, то взлететь с нее зачастую становилось неразрешимой проблемой. Во-вторых, бойцам не требовалась долгая и затратная парашютная подготовка. В-третьих, использование планера избавляло десант от необходимости искать друг друга и отдельно сброшенное снаряжение.

Одноразовость прописывалась в ТЗ на создание таких воздушных судов изначально – значит, делаться они могли из дешевых материалов, на производствах со слабым станочным парком и не особо квалифицированным персоналом. Но это же предъявляло повышенные требования к конструированию – изделие должно быть «летучим», надежным и единственный рейс выполнить штатно.

В ноябре 1942 года при помощи планеров была проведена уникальная операция – доставка антифриза в Сталинград

В начале 30-х годов появился первый в мире десантный планер Г-63, способный поднять полторы с лишним тонны груза, при этом используя в качестве «тягача» достаточно маломощный одномоторный самолет Р-5. Планер-тяжеловоз в серию не пошел, но комиссия штаба ВВС РККА дала заключение, что идея здравая и подобные конструкции вполне могут быть использованы для десантных операций.

Однако в бою первыми опробовали изобретение немцы, которые в предвоенные годы тоже были завзятыми планеристами, да и сильными конструкторами Германия славилась.

Специальное подразделение по производству десантных планеров было создано в Наркомате авиапромышленности в самом начале 1940 года, но серьезный толчок развитию направления дало совещание у Сталина. Поводом для его проведения стала блестяще проведенная немцами десантная операция по захвату в мае 1940-го бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Многие оценивали его как неприступный. Но чудо фортификации пало под натиском всего 78 солдат, доставленных прямо на обваловку укрепления несколькими планерами DFS-230. Год спустя немцы попытались применить этот опыт при захвате Крита, но там результаты оказались печальными. А чтобы закончить «немецкую тему», вспомним, что DFS-230 использовались командой Отто Скорцени в ходе операции по освобождению Бенито Муссолини («Охота на Сталина»).

Результатом сталинского совещания по созданию десантных планеров стали конкретные задания авиаконструкторам. Планировалось создание линейки судов. В частности, Олегу Антонову была вменена разработка семиместного планера А-7, Владиславу Грибовскому – 11-местного Г-11. Предусматривались конструкции еще больших габаритов, но именно А-7 и Г-11 стали основными в годы войны.

А-7 строили на планерном заводе в Тушине. К испытаниям приступили, когда уже шла война, в августе 1941-го. Недостатков выявили много, но все они были достаточно быстро устранены, и планер рекомендовали к принятию на вооружение. При этом военные потребовали увеличить вместимость до восьми человек, пилот плюс семь десантников, и заложить возможность перегруза от штатной грузоподъемности (700 кг) до тонны.

Приближение фронта к Москве заставило перенести серийное производство планера из Тушина и Быкова в Тюмень. Испытания первых серийных машин прошли гладко, была отработана методика буксировки разными типами самолетов, причем Ил-4 мог тянуть два планера, а ТБ-3 – три. Но в 1942 году серийное производство свернули – ситуация на фронте не требовала использования планеров. Та же судьба ожидала и Г-11, его строительство, испытания и запуск в серию проходили примерно по такому же графику. Заводы перепрофилировали под строительство более востребованных на тот момент легких самолетов Як-6 и У-2. Однако в ноябре 1942-го при помощи планеров была проведена уникальная операция – доставка антифриза оборонявшим Сталинград танковым соединениям, вставшим из-за замерзшей в системе охлаждения машин воды. Именно планеры А-7 и Г-11 помогли быстро доставить бочки с антифризом буквально до каждого танкового полка.

Но уже в 1943 году ситуация изменилась. Разгоралась партизанская война, и планеры оказались одним из самых эффективных средств доставки в немецкие тылы оружия и прочих необходимых вещей. Активно использовались для заброски во вражеский тыл диверсионно-разведывательных групп. Десантные планеры помогли Красной армии при форсировании Днепра.

Союзники тоже не сидели сложа руки. Англичане сделали ставку на большие планеры, способные перевезти 20–30 десантников (Airspeed AS.51 Horsa), а то и легкий танк (General Aircraft Hamilcar). Счет изготовленных в Великобритании планеров шел на сотни. А американцы умудрились выпустить самую удачную модель Waco CG-4A, способную транспортировать 15 человек либо джип, тиражом без малого 14 тысяч экземпляров.

Массово планеры были впервые применены союзниками в Сицилийской операции летом 1943 года, очень широко использовались и в ходе высадки в Нормандии в 1944-м. «Реечно-тряпочная» конструкция оказалась весьма кстати – уже вовсю задействованные немцами радары планеров не видели.

Наверное, эта деталь заслуживает внимания именно сейчас: если что, попытка закрыть небо для планеров может оказаться весьма серьезной проблемой.

Заголовок газетной версии – «Одноразовый невидимка».

Опубликовано в выпуске № 10 (823) за 17 марта 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх