Десант с экономией на парашютах

Идея многоместных планеров для десантирования воинских подразделений в нужное место возникла в СССР.

Первопроходцам помогло сразу несколько факторов. В 30-е годы в Советском Союзе планеризм переживал расцвет и бурно развивался. Молодежь повально увлекалась техническими новинками. Конструкторы, уже создавшие первые планеры, были одержимы желанием идти дальше. Существовали и весомые аргументы в пользу подобного способа десантирования. Во-первых, если самолет и мог сесть на малоприспособленную площадку, то взлететь с нее зачастую становилось неразрешимой проблемой. Во-вторых, бойцам не требовалась долгая и затратная парашютная подготовка. В-третьих, использование планера избавляло десант от необходимости искать друг друга и отдельно сброшенное снаряжение.

Одноразовость прописывалась в ТЗ на создание таких воздушных судов изначально – значит, делаться они могли из дешевых материалов, на производствах со слабым станочным парком и не особо квалифицированным персоналом. Но это же предъявляло повышенные требования к конструированию – изделие должно быть «летучим», надежным и единственный рейс выполнить штатно.

В ноябре 1942 года при помощи планеров была проведена уникальная операция – доставка антифриза в Сталинград

В начале 30-х годов появился первый в мире десантный планер Г-63, способный поднять полторы с лишним тонны груза, при этом используя в качестве «тягача» достаточно маломощный одномоторный самолет Р-5. Планер-тяжеловоз в серию не пошел, но комиссия штаба ВВС РККА дала заключение, что идея здравая и подобные конструкции вполне могут быть использованы для десантных операций.

Однако в бою первыми опробовали изобретение немцы, которые в предвоенные годы тоже были завзятыми планеристами, да и сильными конструкторами Германия славилась.

Специальное подразделение по производству десантных планеров было создано в Наркомате авиапромышленности в самом начале 1940 года, но серьезный толчок развитию направления дало совещание у Сталина. Поводом для его проведения стала блестяще проведенная немцами десантная операция по захвату в мае 1940-го бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Многие оценивали его как неприступный. Но чудо фортификации пало под натиском всего 78 солдат, доставленных прямо на обваловку укрепления несколькими планерами DFS-230. Год спустя немцы попытались применить этот опыт при захвате Крита, но там результаты оказались печальными. А чтобы закончить «немецкую тему», вспомним, что DFS-230 использовались командой Отто Скорцени в ходе операции по освобождению Бенито Муссолини («Охота на Сталина»).

Результатом сталинского совещания по созданию десантных планеров стали конкретные задания авиаконструкторам. Планировалось создание линейки судов. В частности, Олегу Антонову была вменена разработка семиместного планера А-7, Владиславу Грибовскому – 11-местного Г-11. Предусматривались конструкции еще больших габаритов, но именно А-7 и Г-11 стали основными в годы войны.

А-7 строили на планерном заводе в Тушине. К испытаниям приступили, когда уже шла война, в августе 1941-го. Недостатков выявили много, но все они были достаточно быстро устранены, и планер рекомендовали к принятию на вооружение. При этом военные потребовали увеличить вместимость до восьми человек, пилот плюс семь десантников, и заложить возможность перегруза от штатной грузоподъемности (700 кг) до тонны.

Приближение фронта к Москве заставило перенести серийное производство планера из Тушина и Быкова в Тюмень. Испытания первых серийных машин прошли гладко, была отработана методика буксировки разными типами самолетов, причем Ил-4 мог тянуть два планера, а ТБ-3 – три. Но в 1942 году серийное производство свернули – ситуация на фронте не требовала использования планеров. Та же судьба ожидала и Г-11, его строительство, испытания и запуск в серию проходили примерно по такому же графику. Заводы перепрофилировали под строительство более востребованных на тот момент легких самолетов Як-6 и У-2. Однако в ноябре 1942-го при помощи планеров была проведена уникальная операция – доставка антифриза оборонявшим Сталинград танковым соединениям, вставшим из-за замерзшей в системе охлаждения машин воды. Именно планеры А-7 и Г-11 помогли быстро доставить бочки с антифризом буквально до каждого танкового полка.

Но уже в 1943 году ситуация изменилась. Разгоралась партизанская война, и планеры оказались одним из самых эффективных средств доставки в немецкие тылы оружия и прочих необходимых вещей. Активно использовались для заброски во вражеский тыл диверсионно-разведывательных групп. Десантные планеры помогли Красной армии при форсировании Днепра.

Союзники тоже не сидели сложа руки. Англичане сделали ставку на большие планеры, способные перевезти 20–30 десантников (Airspeed AS.51 Horsa), а то и легкий танк (General Aircraft Hamilcar). Счет изготовленных в Великобритании планеров шел на сотни. А американцы умудрились выпустить самую удачную модель Waco CG-4A, способную транспортировать 15 человек либо джип, тиражом без малого 14 тысяч экземпляров.

Массово планеры были впервые применены союзниками в Сицилийской операции летом 1943 года, очень широко использовались и в ходе высадки в Нормандии в 1944-м. «Реечно-тряпочная» конструкция оказалась весьма кстати – уже вовсю задействованные немцами радары планеров не видели.

Наверное, эта деталь заслуживает внимания именно сейчас: если что, попытка закрыть небо для планеров может оказаться весьма серьезной проблемой.

Заголовок газетной версии – «Одноразовый невидимка».

Опубликовано в выпуске № 10 (823) за 17 марта 2020 года

Вернуться назад