В 1794 году русские войска под командованием Александра Суворова взяли штурмом Варшаву, закончив операцию по подавлению восстания поляков под руководством Тадеуша Костюшко. Волнения в Польше вспыхнули в марте как реакция на второй раздел Речи Посполитой, проведенный летом предыдущего, 1793 год. От Польши после этой акции осталось одно название - Пруссии отошли Познань, Торунь и Гданьск, России - центральная Беларусь и Правобережная Украина. Костюшко, прославившийся в войне за независимость США, попытался спасти родину. Но его первоначальные успехи лишь раззадорили русско-прусскую коалицию, которая в июне 1794 года перешла в наступление. Когда же на польском театре военных действий появился Суворов, дела повстанцев стали совсем плохи.
Победители довольно либерально обошлись с повстанцами. Смертных приговоров вынесено не было, вождей восстания заключили в Петропавловскую крепость, а для Костюшко выделили пустующий дворец в Петербурге. По смерти Екатерины II он был отпущен Павлом I и щедро одарен. Через год после суворовского триумфа Речь Посполитая исчезла с карты Европы - 25 ноября 1795 года ее последний король, Станислав Август Понятовский, вынужден был отречься от престола.
Болдинская осень. 6 ноября 1830 года Пушкин закончил "Пир во время чумы" – последнюю из "маленьких трагедий":
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Чуть раньше поэт писал своему товарищу Дельвигу: "...Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна, и что коли твой смиренный вассал не околеет от сарацинского падежа, холерой именуемого и занесенного нам крестовыми воинами, т. е. бурлаками, то в замке твоем, Литературной Газете, песни трубадуров не умолкнут круглый год".
В 1941 году на станции московского метро "Маяковская", вблизи тогдашнего убежища Сталина (он проживал в это время в подземке), состоялось торжественное заседание Московского совета депутатов трудящихся в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Советский лидер подвел печальные итоги четырех месяцев войны. Среди причин создавшейся угрожающей ситуации на первое место он поставил "отсутствие второго фронта в Европе". Как на важнейшее обстоятельство, обусловившее отступление Красной Армии, Сталин указал на нехватку танков и боевых самолетов.
В 1968 году в Москве на Кутузовском проспекте у Поклонной горы была открыта Триумфальная арка, напоминающая о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года и об особой роли Москвы в этой победе. Это было второе рождение монумента. Первоначально Триумфальная арка была сооружена в 1834 году по проекту Осипа Бове на Тверской у нынешнего Белорусского вокзала и являлась одновременно въездными воротами в Москву по Петербургской дороге. В 1936 году её разобрали, так как она преграждала путь многочисленным футбольным болельщикам к стадиону "Динамо", и отправили на хранение в Донской монастырь. И вот новая жизнь на новом месте…
Сегодня отмечает день рождения российский актер Александр Носик.
Зрители хорошо знают его по сериалам «Спецназ», «Ко мне, Мухтар» и другим фильмам. Но наверно не все знают, что дед Александра - чистокровный поляк Бенедикт Носэк. В начале прошлого века он перебрался на Украину, упростил свою фамилию на Носик и женился на каширской мещанке Александре Субботиной. Их сын, отец Александра, – популярный комедийный актер Валерий Носик. Мать Александра – тоже актриса, Мария Стерникова. Когда мальчику было девять лет, родители развелись, и мама вышла замуж за своего коллегу Алексея Кудиновича. После окончания Щукинского училища Носик стал работать в Малом театре, вместе с матерью и отчимом, с которым у него сложились очень теплые отношения. Отец, Валерий Бенедиктович, так мечтавший об актерской карьере сына, порадоваться за него не успел – он умер в 1995 году.
Кино для Александра Носика началось с небольших, но запоминающихся ролей в так называемых «милицейских» сериалах - «Маросейка, 12», «Каменская», «Марш Турецкого». А попал он в этот «сериальный поток» абсолютно случайно. В известном актерском агентстве искали актера - «молодого и скуластого». После нескольких альбомов с фотографиями ассистент режиссера выдохнула: «О, вот этот!» Прочла подпись: «Александр Носик». Сотрудница агентства указала на сидящего в комнате молодого человека: «Так вот же он!» Ассистент недоверчиво оглядела парня с запущенной щетиной и сказала: «По-моему, вам нужно поменять фотографию». «Пока мне проще побриться!» - ответил тот.
Так это всё и началось…
В этот день 1971 года состоялся дебют 17-летней Ирины Понаровской в качестве солистки вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары». В это время она училась в консерватории по классу фортепиано, играла Моцарта, Рахманинова, Шопена, но Ирине хотелось петь – и она попробовала. Получилось. Уже через три года Понаровская была утверждена на заглавную партию в первой советской рок-опере Александра Журбина «Орфей и Эвридика», а вслед за этим стала победительницей на двух международных конкурсах: в 1975 году удостоилась первой премии в Дрездене, а 1976-ом – Гран-при в Сопоте.
В 1794 году родился Константин Андреевич Тон, один из крупнейших архитекторов XIX века.
Он вошел в историю мировой культуры как создатель Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты, здания Малого театра и первых столичных железнодорожных вокзалов…
Созданное Тоном архитектурное направление вошло в историю под названием «русско-византийского». Этот стиль сумел наиболее полно выразить в области зодчества идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада: «православие, самодержавие, народность». Резолюция Николай I гласила: «...При составлении проектов православных церквей преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего византийского зодчества, для чего могут быть принимаемы в соображение чертежи Тона».
В 1814 году в небольшом бельгийском городке Динан родился Адольф Сакс — изобретатель саксофона. Его отец, Шарль Жозеф, был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей — Адольфу Саксу.
Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты и даже создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров - «саксгорны».
Мировую известность ему принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу. Он также снабдил новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон был получен им 17 мая 1846 года.
Ведущие композиторы Франции, куда вскоре переехал мастер, восторженно отозвались о новом инструменте. Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя в плагиате (они старались доказать, что Сакс якобы украл у них свои изобретения). В итоге судебные расходы разорили Сакса, а его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась.
Он умер в бедности на 80-ом году жизни и был похоронен на кладбище Монмарта. А через 15 лет в Новом Орлеане родится джаз, который уже невозможно представить без изобретения Адольфа Сакса.
В 1861 году родился Джеймс Нейсмит, скромный преподаватель физкультуры Спрингфилдского колледжа США, который в 1891 году придумал игру баскетбол.
Тридцатилетнему педагогу наскучили традиционные занятия гимнастикой, и он решил придумать для своих подопечных что-нибудь повеселее. Раздобыв две корзины из-под персиков, Нейсмит удалил у них дно и прикрепил с двух сторон площадки спортивного зала. Так появилась игра в баскетбол, покорившая все континенты, включая даже Антарктиду, где было сыграно несколько международных матчей между учеными, изучающими белый материк.
Первые правила игры, написанные Нейсмитом, состояли из 13 пунктов; большинство из них действуют и поныне.
Олимпийский дебют баскетбола состоялся на ХI Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. В турнире приняли участие мужские команды из 21 страны. Победили американцы. Сорок лет спустя, в 1976-ом, на Олимпиаде в Монреале дебютировал и женский баскетбол. Первыми олимпийскими чемпионами стали баскетболистки сборной СССР.
Читайте нас: