Маршал Советского Союза Н.В. Огарков
В последние десятилетия наиболее развитые и мощные государства осуществляют модернизацию своих вооруженных сил, учитывающую специфику международной обстановки и развитие технологий. США, Россия, Китай и другие страны используют похожие решения и методы, создание и формирование которых нередко связывают с именем одного из советских военачальников. Схожие идеи в свое время предлагал и продвигал начальник Генштаба СССР маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков (17 [30] октября 1917, Молоково, Тверская губерния – 23 января 1994, Москва).
Герой своей эпохи
Будущий маршал и начальник Генштаба родился в 1917 г. в крестьянской семье. С 14 лет он работал в разных организациях и параллельно учился. В конце тридцатых он поступил в Московский инженерно-строительный институт, а в 1938-м пошел в армию, где его направили в Военно-инженерную академию. В 1941 г. Огарков закончил обучение в звании военинженера 3-го ранга.
Во время нападения гитлеровской Германии военинженер Огарков был занят на строительстве укрепрайонов на западном направлении. В годы войны он занимал различные должности в инженерных подразделениях и частях. Подчиненные будущего маршала занимались постройкой и ремонтом инфраструктуры, разминированием и другими задачами инженерного характера.
В послевоенный период Н.В. Огарков служил в Прикарпатском и Приморском военных округах. В конце пятидесятых, после присвоения звания генерал-майора и обучения в Военной академии Генштаба, его отправили в ГСВГ. Позже генерал сменил несколько должностей в командовании военных округов, а в 1968-м попал в Генеральный штаб.
Военачальники на учениях "Запад-81". Начальник Генштаба Огарков — крайний слева
8 января 1977 г. генерал армии Н.В. Огарков был назначен начальником Генштаба; вскоре ему присвоили звание маршала Советского Союза. Должность начальника Генштаба позволяла предлагать и внедрять самые смелые идеи, но из-за них нередко возникали споры с высшим военным и политическим руководством страны. В 1984 г. должность начальника Генштаба передали маршалу С.Ф. Ахромееву, а Огаркова назначили Главкомом Западного направления.
В дальнейшем маршал Огарков занимал различные должности в министерстве обороны, гражданских и общественных организациях. После распада СССР он занимался консультированием нового военного руководства независимой России. Маршал ушел из жизни 23 января 1994 г.
«Доктрина Огаркова»
Поднимаясь по карьерной лестнице, Н.В. Огарков тщательно изучал вверенный ему фронт работ и формировал те или иные предложения. С 1968 г. он служил в Генштабе, что позволяло предлагать, продвигать и реализовывать различные идеи, связанные с модернизацией вооруженных сил. Должности председателя Государственной технической комиссии (1974-77 гг.) и начальника Генштаба (1977-84 гг.) в известной мере упрощали это.
За годы службы в Генштабе маршал Огарков предложил и реализовал ряд достаточно смелых идей в сфере развития войск. Такие идеи затрагивали все основные вопросы, от вооружений до организации армии, что, как утверждалось, должно было повысить боеспособность в различных условиях и ситуациях.
Парад по окончании маневров "Запад-81"
Идеи советского Генштаба, реализовывавшиеся с семидесятых годов, не остались незамеченными зарубежными стратегами. В иностранных материалах все эти концепции фигурируют под общим названием «Доктрина Огаркова». В свое время данные из СССР привлекли внимание зарубежных специалистов и подверглись тщательному анализу. Согласно некоторым источникам, определенные положения доктрины дорабатывались и принимались зарубежными странами.
Главные идеи
Одной из основ «Доктрины Огаркова» являлась идея о параллельном сбалансированном развитии ядерных и обычных сил. Ракетно-ядерные арсеналы имели большое значение для обороны страны, но в ряде ситуаций требовались развитые и современные обычные средства ведения боев. Предполагалось, что современная армия сможет создать условия для прекращения конфликта до его перехода к полномасштабному применению ядерного
Одним из главных направлений совершенствования войск считалось развитие средств связи и управления. В семидесятых годов промышленностью были созданы и внедрены командная система боевого управления (КСБУ) стратегического звена и автоматизированная система управления войсками (АСУВ) с шифром «Маневр». Также создавались различные связанные средства связи и управления, позволявшие ускорить и упростить передачу данных и приказов. Не без участия Н.В. Огаркова формировалась и разрабатывалась Единая полевая автоматизированная система управления войсками (ЕПАСУВ), унифицированная для СССР и стран ОВД.
Новые АСУВ и КСБУ проходили проверку в ходе испытаний и в рамках учений, в т.ч. крупных – таких как «Запад-81». Было установлено, что эти системы действительно обеспечивают рост эффективности войск. В частности, наблюдалось кратное повышение эффективности авиационных и артиллерийских ударов.
В «Доктрине Огаркова» предусматривалось создание новых частей и подразделений. В условиях неядерного конфликта не все боевые задачи можно было решить силами имеющихся соединений. Вследствие этого требовались структуры меньших размеров, отличающиеся лучшим оснащением и высокой мобильностью. Эти идеи были реализованы путем формирования подразделений специального назначения в ряде родов войск.
Маршал Огарков с инспекцией в Сирии, начало 80-х
Не без влияния условной доктрины в семидесятых и восьмидесятых годах велась разработка новых вооружений и военной техники. Новые образцы должны были показывать более высокие характеристики и соответствовать общему курсу развития армии. Также началось освоение принципиально новых направлений, таких как высокоточное оружие. При помощи таких разработок удалось реализовать концепцию неядерного стратегического сдерживания.
Необходимо отметить, что внедрение идей Н.В. Огаркова и его коллег было достаточно сложным, длительным и дорогим. В конце семидесятых и начале восьмидесятых пришлось увеличивать оборонный бюджет, что было связано с необходимостью разработки и производства массы современных образцов, формированием новых частей и т.д.
Прошлое и настоящее
С определенного времени информация о реформировании Советской Армии и о «Доктрине Огаркова» начала попадать к зарубежным специалистам. Ее анализировали в странах НАТО и, вероятно, в КНР. Предлагавшиеся концепции в основном получали высокие оценки. Более того, регулярно появлялись публикации пугающего содержания. Их авторы утверждали, что СССР, завершив реализацию всей доктрины, без труда разделался бы с НАТО.
В семидесятых и восьмидесятых годах ведущие зарубежные страны тоже занимались совершенствованием своих армий. Существенная часть их планов походила на советскую «Доктрину Огаркова» – по всей видимости, это был результат параллельного развития концепций в схожих условиях, хотя нельзя исключать и прямое заимствование идей.
Выступление начальника ГШ по поводу инцидента с южнокорейским авиалайнером, 1983 г.
В отличие от СССР, зарубежные страны не пытались делать «перестройку» и не распадались. Как следствие, на их примере можно наблюдать, к каким результатам могло бы привести своевременное о полноценное внедрение новых идей. Так, современная армия США делает ставку на развитые информационно-управляющие системы, высокоточное оружие и другие средства, позволяющие повысить эффективность работы войск. Итоги такой модернизации видны по результатам последних локальных конфликтов с участием американской армии.
С 2015 г. свои вооруженные силы обновляет Китай. По известным данным, текущая реформа предусматривает некоторое сокращение численности войск при одновременном наращивании их эффективности. Параллельно КНР создает новые радиоэлектронные системы, средства управления и современное оружие. Все эти процессы заставляют вспомнить как советские наработки, так и американские программы.
Наконец, российская армия в последние годы получила необходимые финансовые и организационные возможности, что позволило ей приступить к реформированию и перевооружению в соответствии с актуальными угрозами и вызовами. Серьезно обновляются СЯС, а одновременно ведется модернизация неядерных сил. Модернизированные войска уже показали свои возможности в Сирийской операции.
Оценки и события
Генерал, а затем маршал Н.В. Огарков начал работы над новыми концепциями около полувека назад и продвигал их до середины восьмидесятых. Часть его предложений была успешно реализована, тогда как другие внедрить не удалось. Кроме того, схожие реформы велись и продолжают осуществляться за рубежом.
Деятельность Н.В. Огаркова на высших должностях в министерстве обороны и его идеи до сих пор вызывают споры, причем высказываются диаметрально противоположные мнения. Появления общепринятого взвешенного мнения по этой теме ждать не приходится. Тем не менее, наблюдаемые события, похоже, подводят итог, как минимум, части таких споров.
Целый ряд положений «Доктрины Огаркова» в свое время действительно смог обеспечить рост боеспособности армии. Кроме того, ряд концепций остается актуальным до сих пор, несмотря на изменение военно-политической обстановки в мире, прекращение одних «холодных» конфликтов и начало других. Идеи доктрины, реализованные в нашей стране и за рубежом, уже нашли подтверждение на практике в ходе реальных современных войн.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: