Лента новостей

22:09
Крушение самолета в Актау, режим ЧС в Черном море
21:41
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 декабря
21:40
Шольц вновь захотел поговорить с Путиным и заверил, что не отправит немецкие войска на Украину
20:53
Штурмовики отрезали Большую Новосёлку от снабжения. Под Херсоном готовится прорыв. Ликвидация чешских инструкторов — Горячая сводка 27 декабря 2024 г.
20:52
В России не разрешили учебник ОБЖ, в котором утверждается, что короткие юбки являются причиной избиения
20:51
На Украине лишили Москву и Минск званий городов-героев
20:25
«Бить противника и с земли, и с воздуха»: как в 2024 году новые технические решения изменили действия ВС РФ в зоне СВО
20:18
Как заставить тепло течь в одном направлении? Квантовые диоды с кутритами выводят термодинамику на новый уровень
20:17
7 градусов над горизонтом: готовы ли глаза астронавтов к экстремальному освещению на юге Луны?
20:01
Фон дер Ляйен обвинили в намерении воевать с Россией во вред жителям ЕС
19:57
Новейшие САУ вступают в бой, поражая врага на дистанции более 50 км! (ВИДЕО)
19:54
Россия обрушила на Украину очередной вал атак
19:44
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 27 декабря, вечер
19:43
У Литвы для спасения Украины имеется только план «А»
19:39
Новости за сегодня - СРОЧНО - Такого ВСУ не ждут от Армии России
19:33
Необычный солнцезащитный крем отразит УФ-излучение и одновременно охладит кожу
19:23
Парадокс квантовой реальности: как численное моделирование объясняет рождение нашего мира из множества вселенных
19:13
Афганистан 45 лет спустя: зачем пришли, зачем ушли?
19:09
Зонд NASA «Паркер» вышел на связь после погружения в атмосферу Солнца
19:05
Китай призвал своих граждан не посещать Украину
19:04
Украина попросила Великобританию проводить экзамены у школьников-беженцев по украинскому языку, а не русскому
19:03
Шарлот получил 5,5 лет колонии-поселения за пропаганду нацизма
19:02
Авиакомпания AZAL и власти Азербайджана заявили о внешнем воздействии на самолёт «Баку-Грозный»
19:01
На Украине заканчиваются ракеты ATACMS, предоставленные администрацией Байдена
18:14
Премьер-министр Дании запаслась продуктами на случай атак России
18:07
Глава Минтранса Азербайджана назвал причиной авиакатастрофы в Актау внешнее воздействие
17:26
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 21 по 27 декабря
17:21
За новыми санкциями ЕС скрывается глубокая разобщённость стран-членов
17:13
Одна страна, один Дональд: насколько осуществимы планы Трампа «присоединить» к США соседние страны
16:55
Кардиологи «перепрограммировали» клетки для последующей регенерации
16:51
Как чёрные дыры умирают и что происходит после?
16:29
В Azerbaijan Airlines назвали предварительную причиной крушения самолета в Актау
16:28
На Западе раскритиковали расход ATACMS Киевом
16:26
Путин: Россия стремится завершить конфликт на Украине в 2025 году
16:18
Франция отправит Украине «Миражи»
16:15
Главное в военных СМИ за неделю: итоги года для ОПК, военный маркетплейс, крушение Большой Медведицы
15:59
Глобальный рынок смартфонов: итоги 2024 года
15:45
TSMC запустила серийное производство чипов с маркировкой «Сделано в Японии»
15:41
Франк-Вальтер Штайнмайер распустил немецкий парламент и назначил новые выборы
15:40
Государственный долг Украины составил почти $160 млрд
15:39
Главком ВСУ признал неспособность подготовить к фронту отловленных на улицах мужчин
15:34
Южная Корея: новогодний импичмент под ёлочку!
15:30
Медведев: этнические анклавы могут стать рассадниками экстремизма
14:49
Экипаж норвежского корабля отказался спасать россиян с тонущего судна Ursa Major
14:48
Троллинг Зеленского? Литва подарила Киеву фортепьяно
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Пингвин на коньках. Ракетные катера типа «Sparviero»

Пингвин на коньках. Ракетные катера типа «Sparviero»



Автор всегда интересовался, так сказать, малыми формами во флоте. И пройти мимо в своё время достаточно перспективной, хоть и сырой разработки в виде итальянского ракетного катера на подводных крыльях типа «Sparviero», просто не мог. Более того, по его скромному мнению, данные катера — просто ментальное исключение в рядах итальянского флота, который практически всегда возводил на своих стапелях исключительно элегантные, даже утончённые корабли. И вдруг появляется этот «уродец», похожий на пингвина, поставленного на фигурные коньки. Но тем не менее интереса к своей персоне этот катер не потерял.

Прямым прародителем «Sparviero» был американский экспериментальный катер на подводных крыльях USS Tucumcari. Правда, USS Tucumcari не нёс на своём борту ракетного вооружения, ограничиваясь артиллерией. Данный катер разработала компания «Боинг». На его базе отрабатывались технологии судов на подводных крыльях, а также оценка эксплуатации водомётного движителя. USS Tucumcari удалось даже показать себя во Вьетнамской войне, но век его был недолог. Уже в 1972-м году, т.е. спустя всего четыре года после начала эксплуатации, экипаж во время учений в районе острова Вьекес (Пуэрто-Рико) протаранил риф на скорости свыше сорока узлов. А во время проведения спасательных работ янки так перестарались, что окончательно угробили корабль. Ремонт был признан нерентабельным.


Итальянские «роды»


Ещё в 1964-м году итальянский предприниматель испанского происхождения Карло Родригес, построивший свой бизнес на разработке судов на подводных крыльях, и корпорация «Боинг» при поддержке отдела военно-морских исследований Италии основали компанию «Alinavi». Именно на базе этой компании и были начаты первые разработки военных кораблей на подводных крыльях.


Катер «Sparviero»

Когда в 1968-м году USS Tucumcari вступил в ряды ВМФ США, им сразу заинтересовались итальянцы. Уже в 1970-м году ВМФ Италии заказал «Alinavi» разработку и постройку прототипа катера на подводных крыльях, в качестве отправной точкой для которого будет служить американский опыт. Прототип получил имя «Sparviero». А так как «в моду» входили именно ракетные катера, то в изначальный американский вариант были внесены изменения.

Тактико-технические характеристики:

— максимальная длина – 24,5 м, ширина – 7 м, осадка – от 1,45 до 1,87 м;
— водоизмещение – 60,6 тонны;
— максимальная скорость на подводных крыльях при оптимальной погоде — 50 узлов (92,6 км/ч), скорость в водоизмещающем режиме – 8 узлов (15 км/ч);
— экипаж – 10 человек, включая двух офицеров;
— автономность – 1 сутки;
— дальность плавания на скорости 45 узлов – 740 км, на скорости 8 узлов – 1940 км;
— материал корпуса и надстройки – алюминий.

В наследство от американцев итальянский катер получил систему подводных крыльев, разработанную «Боингом» и состоящую из одного крыла в носу и двух на корме. Естественно, в различных типах движения использовались два разных двигателя и два разных движителя. При водоизмещающем режиме работал обычный дизельный двигатель Isotta-Fraschini ID38N6V, а движителем был гребной винт. Когда же катер переходил на движение на подводных крыльях, то в работу вступал газотурбинный двигатель Rolls-Royce Proteus 15М560 (5000 л.с.) с водомётным движителем.

Учитывая дальность плавания и прочее, итальянские военморы планировали использовать данные корабли для коротких операций, требующих от катеров высокой скорости. Именно поэтому никаких жилых помещений и тем более камбуза на кораблях оборудовать не собирались в принципе.


Первоначальное вооружение состояло из двух противокорабельных ракет «Otomat» на корме за надстройкой и одного 76-мм орудия Oto Melara на носу.


Жизнь в море и на бумаге


Прототип «Sparviero» был заложен на верфи в Специи в апреле 1971-го года, а спущен на воду 9 мая 1973-го года. Непосредственный ввод катера в эксплуатацию состоялся в 1974-м году под бортовым номером P 420. Во время ходовых испытаний и непосредственной эксплуатации данный катер заявленные ТТХ оправдал, однако начало строительства полноценной серии постоянно откладывалось.

В 1975-м году снова был поднят вопрос не просто о заказе целой серии катеров типа «Sparviero», но и о дополнительной закупке двух более крупных кораблей на подводных крыльях типа «Пегас» американского производства. «Пегасы» в 1975-м году как раз возводились компанией «Боинг» в Рентоне, штат Вашингтон. Данные корабли должны были работать совместно в рамках стандартизации вооружений блока НАТО. Но данная группа так и не была создана.


В 1977 году командование снизошло до решения вопроса о серийном производстве «Sparviero». При этом заказ был размещён на судоверфи компании Fincantieri. «Новые» катера получили усовершенствованную ракетную установку «Otomat» с системой целеуказания Teseo. Также планировали установить на катера более мощные газотурбинные двигатели Allison, но это не было реализовано.

Всего с 1980-го по 1983-й год на воду было спущено шесть ракетных катеров на подводных крыльях типа «Sparviero»: Nibbio (бортовой номер P 421), Falcone (P 422), Astore (P 423) , Grifone (P 424), Gheppio (P 425) и Condor (P 426).

Показать себя во всей красе данным катерам не удалось. Вплоть до середины 90-х годов корабли типа «Sparviero» несли вполне себе спокойную, в основном патрульную службу. Высокоскоростной жалящий удар ракетным вооружением, на что так рассчитывало командованием, корабли наносили только в рамках учений. На данный момент все катера списаны.

Второй короткий вдох жизни


В начале 90-х, когда итальянцы потихоньку отправляли «Sparviero» на металл, катерами заинтересовались японцы. Страна восходящего солнца хотела заменить шустрыми итальянцами свои окончательно устаревшие торпедные катера серии РТ-11 – РТ-15, развивающие скорость до 40-ка узлов.


Катера типа «Sparviero» с поднятыми подводными крыльями

В 1991 году японцы заключили с Италией лицензионное соглашение на производство ракетных катеров на подводных крыльях. Естественно были внесены изменения в плане вооружения. Вместо 76-мм орудия на носу была установлена скорострельная пушка M61 Vulcan, а вместо комплекса «Otomat» поставили противокорабельные ракеты тип 90. И, конечно, новые катера снабдили более современными РЛС. Газотурбинный двигатель также заменили на двигатель General Electric LM500 в 5200 л.с.

В 1992-м году оба катера были спущены на воду. При этом собственных имён им не предоставили — только номера PG 01 и PG 02. Казалось бы, корабли, канувшие в лету, получили второй шанс. Но вдруг начались проблемы с финансированием.


Следующий катер заложили только в 1993-м году под номером PG 03. В 1994-м, когда со стапелей верфи Sumitomo сошёл третий катер серии, командование уже окончательно охладело к этим кораблям на подводных крыльях. В итоге заказывать четвёртый катер не стали, а проект был свёрнут.

Японская троица честно пересекла рубеж 2000-го года, а в 2010-м году последний птенец итало-американской компании японских верфей был благополучно списан.

Восточный ветер


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх