«Лучший в мире» истребитель способен успешно воевать только против бородатых террористов
Вокруг истребителей-бомбардировщиков F-35, которые американские рекламисты «назначили» самыми лучшими самолетами в мире, сгущаются тучи. Причем «назначили» не только в своем сегменте, но и среди всех машин фронтовой авиации. Более того, им еще прочат лавры самолетов стратегической авиации.
В ВВС, ВМС и КМП (Корпус морской пехоты) передано уже почти 220 самолетов трех модификаций — А (для наземных аэродромов), В (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для универсальных десантных кораблей КМП) и С (для авианосцев). Но лишь 2% «эксплуатирующихся» в ВМС F-35C способны выполнять все возлагающиеся на них задачи (патрулирование, бомбометание, воздушные сражения, связь с группой и т. д.). По остальным модификациям чуть получше: F-35B — 16%, F-35А — 34%. Лишь одну какую-либо задачу могут выполнять меньше половины машин. Но понятно, с таким функционалом самолеты никому не нужны.
Печальная (для Пентагона) ситуация сложилась и с возможностью самолетам всех трех модификаций не только исполнять какую-то одну задачу, и вообще оторваться от земли или от палубы. В 2018 году 7 месяцев подряд самолеты могли 30% отведенного на полеты время подняться в небо. В остальные месяцы года эта цифра была равна 20%. В этом году, несмотря на отсутствие статистики, ситуация могла не улучшиться, а только ухудшиться. Потому что в эскадрильях остро ощущается дефицит запасных частей. Дело доходит до «каннибализма», то есть с одних самолетов снимают детали и устанавливают на другие.
Существуют две причины этого позорного явления. Во-первых, компания-разработчик и производитель самолета «Локхид-Мартин» на этапе планирования производства не могла предположить, что F-35 окажется такой ненадежной машиной. Что в процессе эксплуатации (пока еще отнюдь не напряженной) надежность узлов окажется столь низкой, не соответствующей расчетным данным. Пришлось экстренно увеличивать производство запасных частей. Но даже и это форсирование не удовлетворяет все возрастающие потребности в запчастях.
Во-вторых, система логистики при таких больших на нее нагрузках стала давать сбои. В определенной степени это связано с тем, что узлы для этого самолета производятся не только в США, но и в целом ряде стран, которые скооперировались с «Локхид-Мартин». И заказы доходят до потребителей с большим запаздыванием. А то и вовсе теряются в пути. И это ведь далеко не полная нагрузка на систему поставок, потому что в американской армии планируется в будущем использовать не 220, а 2440 самолетов, что в 11 раз больше.
Однако есть вероятность того, что резко ухудшится ситуация с производством не только запчастей, но и самих самолетов. Потому что Турция, участвующая в кооперации, намерена выйти из проекта. А она производит для F-35 всех трех модификаций элементы фюзеляжа, люки отсеков, в которых располагается внутреннее вооружение, дисплеи для кабины пилота и целый ряд других элементов.
Кстати, (и некстати для Пентагона) относительно фюзеляжа, крыла и хвостового оперения существует очень серьезная проблема. Которая при определенных условиях способна лишить самолет его главного достоинства — малозаметности. Дело в том, что на F-35 с угрожающей скоростью, не предусмотренной при конструировании, деградирует и разрушается стелс-покрытие, состав которого является секретным. И «раздетый» самолет становится прекрасно видимым для авиационных радаров. (Для радаров современных комплексов ПВО он хорошо виден и с покрытием).
Выяснилось, что тому способствуют три причины. Менее всего подвержены «раздеванию» наземные самолеты F-35А. У них покрытие разрушается при полетах на сверхзвуковых скоростях. Происходит это и от аэродинамического нагрева внешней обшивки корпуса и крыла, и от высоких ветровых нагрузок.
Заметно хуже дела обстоят у самолета для авианосцев — F-35С. Уничтожению покрытия в этом случае способствует агрессивная морская среда. Воздух, насыщенный солями, является химически активным реагентом. При этом наибольшую опасность для стелс-покрытия представляют полеты на низких высотах, где концентрация химически активных веществ наиболее высока. На больших высотах эффект проявляется не так сильно. Разумеется, на этот самолет неблаготворно влияют и сверхзвуковые полеты, хоть максимальная скорость всех трех модификаций не столь и высока — 1900 км/ч.
И больше всех страдает покрытие F-35 В, который также эксплуатируется в морских условиях — на универсальных десантных кораблях КМП. Дополнительный разрушающий фактор для них — значительные вибрации, которые возникают при укороченном взлете.
Это очень серьезная проблема. Если разрушилось покрытие крыла или фюзеляжа на неразъемных элементах конструкции, то его восстановление предполагается в заводских условиях. Что еще больше снижает готовность парка самолетов. А на заводе «Локхид-Мартин» в штате Техас на один самолет покрытие наносится в течение трех дней.
В экстренных случаях, конечно, можно летать и на частично «раздетом» самолете. Строго говоря, это не полная потеря заложенной конструкторами малозаметности. Потому что радиопоглощающее покрытие работает на снижение эффективной площади рассеяния совместно с геометрией самолета. Геометрия выбрана такой, чтобы волны от РЛС противника «соскальзывали» с обшивки самолета, то есть отражались не обратно к излучающей их РЛС, а в сторону.
Однако в случае даже частичной потери малозаметности рациональнее пользоваться какими-то другими машинами, которые не претендуют на «невидимость», но при этом по летным характеристикам существенно опережают F-35, который прозвали «беременной пингвинихой» за внешнее сходство. А по этой части опережают его все ныне эксплуатирующиеся американские самолеты фронтовой авиации, начиная от «долгожителя» F-16. Пожалуй, даже штурмовик А-10 способен делать в воздухе больше полезного, чем F-35.
То есть все разговоры о многофункциональности этого самолета, который якобы в воздушном бою, уничтожит любой истребитель противника, абсолютно беспочвенны. Так что в классификационном названии «истребитель-бомбардировщик» следовало бы оставить лишь одно слово — «бомбардировщик». Вот это они могут хорошо машины. Правда, при условии слабого противодействия противника.
В конце апреля американцы впервые применили модификацию F-35А не в бою, как утверждают СМИ со ссылкой на пресс-службу Центрального командования ВВС США, а для нанесения ударов по наземным целям. Два бомбардировщика, переброшенные на авиабазу Аль-Дафра в ОАЭ, нанесли удары по складу с оружием боевиков ИГИЛ на севере Ирака. При этом не сообщается, были ли удары успешными.
В прошлом году КМП использовал палубные бомбардировщики F-35 В для нанесения ударов по базам террористов в Афганистане. В обоих случаях это были «легкие прогулки», поскольку у террористов нет средств для поражения F-35.
Куда напористее до поры до времени были израильтяне, бомбившие иранские базы на территории Сирии. Однако после поставки Россией сирийским силам ПВО трех дивизионов комплекса С-300ПМ2, которые еще, к слову, не заступили на боевое дежурство, израильские летчики стали гораздо осторожнее. Хоть некоторое время и рассказывали, как разобьют С-300 в щепки.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что самолет, собственно, получился таким же, как и был задуман. Хоть и с целым рядом ошибок, которые до сих пор не удается устранить. То есть тактико-технические требования к нему формулировались в конце прошлого века, когда холодная война была выиграна «окончательно и бесповоротно». И в военной доктрине США ни Россия, ни Китай в качестве вероятных противников не фигурировали. Казалось, что отныне американской гегемонии ничто не угрожает «ни ныне, ни присно, ни во веки веков». Главным и единственным противником считались различные террористические силы. Вот против них и заточен F-35. Но сейчас приходится надувать щеки и пытаться доказывать миру, что этот самолет — венец творения авиаконструкторов, на фоне которого все остальные самолеты абсолютно ничтожны.
Читайте нас: