Пользуясь обострением отношений России с НАТО, Беларусь надеется за приемлемую цену хотя бы отчасти восстановить ударный потенциал своей авиации. Даже несмотря на возможное ухудшение отношений с соседями.
В нынешнем году первая партия многоцелевых истребителей Су-30СМ — четыре машины — будет отправлена с завода-производителя в Иркутске вооруженным силам Беларуси.
Поставки будут производиться в соответствии с контрактом, подписанным в 2017 году. Документ предусматривает, что в течение трех лет будет поставлено 12 истребителей.
Министр обороны Беларуси Андрей Равков вскоре после заключения этого соглашения заявил: исполнение контракта стартует после начала его финансирования.
Или за их счет, или за малую цену
В апреле 2017 года Александр Лукашенко заявил: «Я хочу их подвинуть к тому, чтобы они все-таки оказывали нам поддержку по перевооружению белорусской армии. Притом перевооружению или за их счет, или за малую цену. Мы не сможем за нынешнее вооружение из наших средств платить: у нас нет ни нефти, ни газа, а это в основном источники перевооружения».
Нынешнее обострение отношений России со странами НАТО и США позволяет белорусскому руководству надеяться, что условия получения оружия от своего главного союзника будут не хуже, чем для Армении, которой также обещаны Су-30СМ.
По данным СМИ, передача самолетов Еревану будет проходить по линии ОДКБ. Однако, несмотря на это, контракт на их поставку считается коммерческим и финансируется за счет кредита российской стороны. Цены на Су-30СМ для армянских ВВС будут аналогичны российским, то есть порядка 25 млн долларов.
Машина широкого профиля
Относительно самих Су-30СМ известно, что эта машина является адаптированной для условий России (в части систем радиолокации, радиосвязи, госопознавания и бортового вооружения) версией многофункционального истребителя Су-30МКИ, производившегося корпорацией «Иркут» по заказу Индии.
Практическая дальность полета самолета составляет 3 тыс. км, с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км, боевой радиус — 1500 км, практический потолок — 17 км. Максимальная скорость у земли — 1350 км/ч, на высоте — 2125 км/ч.
Использование двигателя с отклоняемым вектором тяги и переднего горизонтального оперения придает Су-30СМ феноменальную маневренность.
На Су-30СМ реализована так называемая открытая архитектура борта, позволяющая относительно просто включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) не только новую аппаратуру, но и целые приборные комплексы от разных производителей.
Можно сказать, что на Су-30СМ смонтировано БРЭО, которое во многом аналогично устанавливаемому на авиационный комплекс пятого поколения Су-57.
В состав БРЭО входит радиолокационная станция (РЛС) «Барс» с пассивной фазированной антенной решеткой, что резко повышает быстродействие РЛС. «Барс» позволяет гарантированно обнаруживать все виды целей (наземные, воздушные и морские) на расстоянии не менее 150 км. РЛС может одновременно сопровождать 15 и более воздушных целей, выбирая приоритетные, и обстреливать четыре из них.
Опционно могут применяться подвесные контейнеры с инфракрасными и лазерными приборами прицеливания.
БРЭО Су-30СМ также включает комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавлять относительно маломощные РЛС самолетов противника, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС дежурного режима и зенитных ракетных комплексов.
Расширение боевых возможностей Су-30СМ произошло и за счет увеличения экипажа до двух человек, что позволяет одновременно обнаруживать цели и вести дальний воздушный бой, применять оружие по наземному противнику.
Таким образом, в случае необходимости Су-30СМ может быть использовать в качестве тяжелого перехватчика ПВО, ударного истребителя-бомбардировщика, разведчика, воздушного командного пункта и даже самолета РЭБ.
Построение авионики Су-30СМ по принципу открытой архитектуры упрощает его оснащение разнообразными видами бортового вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».
Набор вооружения на любой вкус
Су-30СМ является носителем не только свободнопадающих и управляемых авиабомб, но большого набора аэробаллистических и крылатых ракет различной дальности для поражения наземных и надводных целей широкой номенклатуры.
При максимальной взлетной массе в 34,5 т самолет способен поднять на 12 точках подвески до 8 т боевой нагрузки.
Не исключено, что в дальнейшем в состав бортового вооружения будет включена авиационная версия крылатой ракеты (КР) российского тактического комплекса Club — 3М-14АЭ (экспортный вариант ставшей знаменитой после применения в Сирии КР «Калибр») c дальностью стрельбы до 300 км.
Высокоточная дозвуковая КР воздушного базирования 3М-14АЭ предназначена для поражения разнообразных наземных целей. Бортовой комплекс управления 3М-14АЭ построен на базе автономной инерциальной навигационной системы.
В его состав входят высотомер, обеспечивающий скрытный полет над сушей в режиме огибания рельефа местности, и система спутниковой навигации типа ГЛОНАСС или GPS, обладающая высокой точностью наведения. КР 3М-14Э также оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения.
В ближнем воздушном бою и при штурмовке экипаж может использовать пушечную установку калибром 30 мм.
Благодаря столь высоким тактико-техническим характеристикам потенциал одного Су-30СМ сравним с возможностями двух машин предыдущего поколения. Недаром ему присвоен индекс 4++.
Машина уже успела отлично зарекомендовать себя в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.
По мнению ряда экспертов, в случае поставки в Беларусь Су-30СМ вполне могут рассматриваться не только как эффективное средство ПВО, но и как боевые машины для нейтрализации объектов особой важности на территории соседних государств НАТО. Например, базы ПРО США на территории Польши.
Лучше меньше, да лучше
Однако в некоторых публикациях целесообразность приобретения этих самолетов для вооруженных сил Беларуси ставится под сомнение. Их авторы считают контракт на закупку Су-30СМ одним из самых «бессмысленных» за последние годы.
Критики подчеркивают: характеристики этого тяжелого истребителя (дорогого и чрезвычайно затратного в эксплуатации) избыточны для небольшой Беларуси. Тем более что для надежного прикрытия страны с воздуха вполне хватает возможностей наземной ПВО.
В этом контексте будет небезынтересно узнать, какими соображениями руководствовались наши военные, настаивая на приобретении именно этих боевых машин.
В феврале 2016 года заместитель министра обороны генерал-майор Игорь Лотенков заявил: многофункциональными истребителями Су-30 предполагается заменить стоящие на вооружении еще советские фронтовые истребители МиГ-29. Те в связи с исчерпанием ресурса будут списаны.
«Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования», — сказал тогда Лотенков.
Он подчеркнул, что на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение Су-30 уже освоили.
И здесь хотелось бы несколько дополнить выкладки генерала Лотенкова. Во-первых, уточнить количество МиГ-29, которые подлежат замене на Су-30СМ.
Согласно данным интернет-ресурса bsblog.info, по состоянию на конец 2001 года в составе ВВС и войск ПВО Беларуси числилось 65 МиГ-29/МиГ-29УБ. Но и это еще не все. Су-30СМ призваны заменить в ВВС и войсках ПВО еще и 25 своих предшественников Су-27П/Су-27УБ (которые уже поставлены на прикол).
А так как Су-30СМ — еще и бомбардировщик-ракетоносец (да и разведчик), то ему, вероятно, придется взять на себя задачи, которые ранее выполняли 42 Су-24М/Су-25МР, давно списанные в утиль.
Согласимся, 12 новых машин, которые способны (если действительно способны) заменить 132, — выгодное соотношение.
Александр Алесин
Читайте нас: