Лента новостей

00:15
Удивлённые революционеры
00:12
Бои у Купянска: как наши проламывали оборону врага перед штурмом Кисловки (ВИДЕО)
22:33
Asia Times: НАТО вместо «советников» забрасывает на Украину спецназовцев, как США делали во Вьетнаме
21:58
Бывший агент ЦРУ в ООН обвинил США в подрыве «Северных потоков»
21:57
Россия национализировала компании Ariston и Bosch
21:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 26 апреля
21:55
Зеленский доложил западным хозяевам о формировании новых бригад ВСУ из насильно отловленных на улицах мужчин
21:20
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 апреля
21:19
В ДНР будут завозить сотрудников из других регионов - оплатят переезд и обеспечат жильём. Местные жители, работающие за МРОТ, возмущены
21:18
СМИ сообщили об обысках в музее, основанном Абрамовичем и его супругой
21:12
Торговля билетами на «родину Нормандского формата»: по волнам истории
20:14
Цель расширения НАТО – золото нейтральных стран
18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
14:33
Украине осталось всего полгода
14:32
Поворотный момент: Россия готовит большое наступление, успехи в Донецкой области в преддверии действий на Харьковском направлении. Сможет ли Украина, получив дополнительно оружие, удержать фронт?
14:31
Россия и Китай отказываются от доллара: Москва анонсирует новые торговые коридоры
14:30
В осажденном украинском городе, где солдаты ждут американское оружие
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Ровно 100 лет назад на британских верфях построили ледокол "Святогор", на тот момент самый мощный в мире. Через полтора года его решили затопить. И затопили. Когда его подняли со дна, он стал "Красиным", прослужил на плаву еще более полувека, прошел вместе со страной важнейшие исторические вехи — и до сих пор находится в строю.

"Вся столетняя история нашего государства прошла через "Красин", с ледоколом связаны самые яркие и драматические события", — говорит генеральный директор Музея Мирового океана (Калининград — Санкт-Петербург) Светлана Сивкова.

"Святогор" из Ньюкасла

В 1915 году, несмотря на участие страны в Первой мировой войне, Совет министров России разработал и принял программу строительства ледокольного флота для освоения Арктики. На тот момент в составе российского флота уже действовал первый в мире ледокол арктического класса "Ермак" (спущен на воду в 1898-м). По его образцу решено было создать еще более мощный, самый передовой в мире корабль.

По заказу российского Главного управления кораблестроения в 1916 году в Англии, в Ньюкасле, началось строительство нового линейного ледокола. Он превосходил "Ермак" по скорости хода (15 узлов), мощности машин (10 тыс. л. с.) и водоизмещению (10,6 тыс. тонн), имел ледовый пояс шириной около 3 м, который должен был обеспечить прочность корпуса в районе ватерлинии.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


В марте 1917 года судно зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана под именем "Святогор" — в честь былинного русского богатыря. 31 марта на нем был поднят Андреевский флаг.

"Ледокол закладывался как самый мощный в мире, каковым и оставался до 50-х годов ХХ века. Вся его история — это сплошные уникальные моменты: "Красин" — единственный ледокол в мире, который совершил два кругосветных похода, он получил мировую известность как спасатель, а после операции по спасению экспедиции генерала Умберто Нобиле в 1928 году западные державы наконец признали молодую советскую республику", — отмечает директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин" Александр Петров.

Затоплен для защиты революции

Летом 1918 года, на заключительном этапе Первой мировой войны, "Святогор" принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, в августе было решено затопить два ледокола — "Святогор" и "Микула Селянинович". Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира "Святогора" Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Через несколько месяцев корабль, уже под британским флагом, был арендован Россией для спасения во льдах Карского моря ледокольного парохода "Соловей Будимирович" с 85 пассажирами на борту.

Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с британским Адмиралтейством — их вели тогдашний нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. Возвращение судна и подписание англо-советского договора были одними из первых событий "полосы признания СССР", а роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена в новом имени корабля.

На пути к мировой славе: спасение Нобиле

Всемирную известность "Красин" получил в 1928 году, когда спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Это была одна из самых знаменитых операций в истории судна.

Нобиле с экспедицией из 16 человек на дирижабле "Италия" 23 мая 1928 года отправился с западного побережья Шпицбергена. Через два дня путешествия "Италия" потерпела аварию, в результате которой семь членов экспедиции погибли, а девять выживших во главе с Умберто Нобиле остались дрейфовать на льдине. Итальянское правительство обратилось к советскому с просьбой спасти экспедицию, и 16 июня к месту бедствия из Ленинграда отправился "Красин". Сложнейшая спасательная операция продолжалась почти месяц, и 12 июля выжившие итальянцы и фокстерьер Титина были подняты на борт. В начале октября ледокол пришел в Ленинград, где ему устроили триумфальную встречу.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Умберто Нобиле и фокстерьер Титина, июль 1928 года
© AP Photo

"После спасения экспедиции Нобиле советское правительство поняло, что страна может работать в Арктике, это стало стартом крупномасштабной программы освоения Северного морского пути, масштабного освоения Арктики", — считает секретарь правления ассоциации "Морское наследие России" Павел Филин.

В 1934 году "Красин", входивший в пятерку самых мощных советских ледоколов, принимал участие в спасении другой полярной экспедиции — челюскинцев. Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.

"Красин" в составе конвоев

Летом 1941 года "Красин" стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации, но с началом курсирования Полярных конвоев ему пришлось стать боевым кораблем. За годы Великой Отечественной войны "Красин" совершил кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток и участвовал в морских сражениях.

"Ледокол "Красин" на сегодняшний день — единственное действующее судно, которое участвовало в Полярных конвоях. Но он не только вез орудия и снаряды для армии, на его счету два сбитых фашистских самолета, а этим может похвалиться далеко не каждый военный корабль", — подчеркивает председатель региональной общественной организации "Полярный конвой" Юрий Колесников.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Бой, в котором экипаж "Красина" сбил два немецких самолета, произошел 26 апреля 1942 года, когда конвой PQ-15, участником которого был "Красин", на пути из Рейкьявика в Мурманск был атакован у берегов Норвегии гитлеровской авиацией. "Красин" не только вступил в прямой бой с противником, но и прикрывал следовавший с ним слабо вооруженный ледокол "Монткальм" от атак немецких торпедоносцев. 6 мая 1942 года конвой, потерявший три транспорта из 23, прибыл в Мурманск.

После этого похода "Красин" перевооружили и направили на проводки караванов судов с военными грузами по Карскому и Белому морям, по трассе Севморпути — в этих рейдах ледоколу приходилось постоянно отражать бомбардировки и атаки подводных лодок.

Освоение Арктики

После войны "Красин" вернулся на Севморпуть и работал на этой трассе в составе Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. В 1956–60 годах ледокол прошел капремонт и модернизацию на верфи в городе Висмар в ГДР. Немецкие кораблестроители заменили на "Красине" энергетическую установку, оборудовали вертолетную площадку и почти до неузнаваемости изменили его внешний вид.

Свой последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, и в 1972-м ледокол, проработавший в общей сложности 54 года на Балтике, в Арктических и дальневосточных морях, переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь "Красина" завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации. Корабль-"пенсионер" оказался в очень сложном положении — были планы продать его за рубеж или распилить и утилизировать.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Для спасения исторического ледокола был организован Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992 году "Красин" стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга в статусе государственного значения памятника истории. С 1996 года "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда — центр изучения истории морских полярных исследований. На борт корабля-музея ежегодно поднимаются около 40 тыс. посетителей.

В 2002 году легендарный ледокол был принят в международную Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA), а двумя годами позже, в 2004-м, стал филиалом калининградского Музея Мирового океана. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт на Морском заводе в Кронштадте.

Юлия Андреева, Екатерина Андреева



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх