Лента новостей

22:46
Новый виток.. чего?
22:43
Украинский Мариуполь пошел в социалистическое наступление на Киев
22:41
Ростислав Ищенко: Почему сорвалась украинская провокация
22:27
Сводка, Сирия: «горячий прием» армии Асада и забытый тайник боевиков
22:26
В России опровергли слухи о бесполезности «Адмирала Кузнецова» в Сирии
22:25
Кровавый Новый год: украинская армия готовится к «мегавойне» на Донбассе
22:23
Американские полицейские вооружились пистолетами «Оса»
22:21
Истребитель пятого поколения стал испытательной лабораторией медиков
22:20
Генерал Мороз и Адмирал Кракен
22:17
По кодексу людоеда
22:10
Две украинские ракеты С-300 взорвались после старта
22:10
Что забыли «котики» в Средиземном море? Обама решил биться до последнего?
22:06
Русское оружие при штурме Мосула
21:53
Охлобыстин поблагодарил полоумных небратьев: Никто не сделал так много для консолидации русского народа как вы
21:52
Владимир Путин, вас слушал весь мир
21:51
Путин отметил противоречие в период президентства Обамы
20:07
Вооруженные силы РФ получили строгий приказ
17:14
А Путин-то наш — авторитетный лидер. За нефть он договорился
17:13
Пешка королю грозила матом: очередной провал Порошенко перед Путиным
17:12
Майданутые в ярости: ракетные стрельбы оказались показухой Порошенко
17:09
Путин на ТВ США: предупреждение или намек?
17:07
На Украине всё начнется после 15 января
17:05
Авакову напомнили, что Крым — это Россия
17:04
Послание варваров
17:01
NYT: В «момент триумфа» Путин казался удивительно сдержанным
17:00
Последняя просьба Улюкаева
16:56
Трамп опять привел всех в ужас
16:55
Bloomberg: Путин сверхъестественно спокоен
16:50
Саакашвили объявил о сборе средств на создание Украины - сверхдержавы
16:49
О роли Фурсенко и Моисея Соломоновича в трагедии РАН
16:43
Два миллиардера и «пес-убийца»: новая команда Трампа
16:42
Санкт-Петербург: ЗСД открыли, ВСД на очереди
16:40
Стали известны подробности повреждения «Адмирала Эссена»
14:38
Константин Кеворкян: Война оптом и в розницу
14:37
Деградация украинского танкостроения, или Падение в пропасть проходит нормально
14:33
Хроника Донбасса: удар по ДНР из «Града», боец ВСУ перешел на сторону ЛНР
14:32
Американские пилоты пересаживаются на авиахлам
14:30
Армия Сирии освободила город Хан аш-Ших в районе Дамаска
14:28
Сирийские демократические силы создали арабско-курдскую бригаду для борьбы с турецкой армией
14:27
Минобороны прокомментировало заявление представителя ООН о гумпомощи жителям Алеппо
14:25
Форпост боевиков все ближе: сирийцы «замыкают кольцо» в Восточной Гуте
14:24
Покинуть борт! Украинский флот идет «ко дну»
14:22
Лучше смерть, чем собачья жизнь: два офицера ВСУ покончили с собой
14:15
ФСБ узнала о готовящихся кибератаках на финансовую систему РФ
10:48
В России научились получать ядерное топливо с помощью электрического тока
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » «Раптор» и «Руслан»: назад, в будущее?

«Раптор» и «Руслан»: назад, в будущее?

Superjet во время выгрузки из транспортного самолета Ан-124. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Смогут ли США и Россия восстановить производство самолетов F-22 и Ан-124, которые разработаны в прошлом веке, но могут понадобится в будущем?

Примеров долгой жизни старых разработок, востребованных и после завершения их серийного производства, немного. Самый свежий из них — намерения США и РФ «реанимировать» производство F-22 «Раптор» (Raptor) и Ан-124 «Руслан».

Как сообщило американское издание Defense News, конгрессмены уже поручили ВВС США к январю 2017 года подготовить доклад о возможности возобновления производства F-22 «Раптор», не выпускающегося с 2011 года. Официальной причиной решения являются опасения Вашингтона утратить технологическое преимущество на фоне успехов России и Китая.

О необходимости иметь собственный сверхтяжелый транспортный самолет (СТ ТС) двойного назначения в апреле текущего года заявил замминистра обороны Юрий Борисов. По его словам, в ходе операции в Сирии «Русланы» установили рекорд, «доставив на Ближний Восток более 10 тысяч тонн грузов».

В обоих случаях ясно одно: в ближайшие 10–20 лет самолеты F-22 «Раптор» и типа Ан-124 «Руслан» будут востребованы, а принципиально новой замены им пока нет. Иначе вопрос о возобновлении производства не стал бы серьезной темой для обсуждения с высоких трибун. Наиболее очевидное решение проблемы — восстановление серийного производства.

Но здесь главным критерием будет стоимость реализации, которую уже сегодня можно прикинуть путем сравнения с известными данными о стоимости разработки и последующего производства этих машин. Из общедоступных данных о стоимости создания американского «Раптора» и советского «Руслана» в настоящее время известно следующее.

Золотой «хищник»

Многоцелевой истребитель 5-го поколения F-22 «Раптор» (ископаемый хищник, близкий к птицам) является сегодня самым дорогим истребителем в мире. Уже в ходе его разработки огромные затраты вынудили снизить требования к самолету для недопущения дальнейшего роста стоимости разработки и серийного производства.

В 2008 году себестоимость выпуска только одной машины составила 146,2 млн долларов, а с учетом ожидаемого объема производства полная цена оценивалась в 350 млн. Стоимость же всей программы разработки и серийного производства самолета составили 66,7 и 74 млрд долларов соответственно. По некоторым данным, стоимость пустого «Раптора» на момент его создания была сравнима со стоимостью аналогичной массы золота.

Дорогостоящей оказалась и последующая эксплуатация самолета. По данным ВВС США, в 2008 году полный час полета «Раптора» стоил 44 000 долларов, а на его подготовку требовалось до 13 часов межполетного обслуживания. При этом средний уровень боеготовности всего парка не превышал 64,5%.

Общая высокая стоимость самолета и его эксплуатации привели к снижению объемов закупок с 384 единиц в 2006-м до 188 единиц при уже 127 построенных через два года. В итоге экономический кризис и цена «Раптора» привели к отказу правительства США от его закупок. Из запланированных 749 боевых машин в течение 1997–2011 годов было произведено 195, в том числе 187 серийных. Последний из них стал 184-м, которые ВВС США имели на период 2012 года.
«Раптор» и «Руслан»: назад, в будущее?


Наш дорогой «Кондор»

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО Condor — «Кондор») — тяжелый дальний транспортный и самый крупный в мире серийный грузовой самолет. Эксплуатируется с января 1987 года по настоящее время. Состоит на вооружении военно-транспортной авиации ВВС РФ и используется для гражданских грузовых воздушных перевозок.

В первую очередь самолет создавался для транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, крупномасштабных перевозок личного состава и тяжелой боевой техники. В народном хозяйстве самолет используется для крупнотоннажных перевозок, в том числе нестандартных крупногабаритных грузов, в любых физико-географических и климатических условиях.

В базовой военной модификации Ан-124 может транспортировать до 440 парашютистов-десантников (880 солдат в полной экипировке) на дальность 5000 км. На эту же дальность гражданский вариант самолета может перевозить грузы массой до 120 т, а массой 80 т — на 7500 км. Первоначальный срок службы Ан-124 в 25 лет в 2007 году был увеличен до 45 (50 тысяч летных часов, 10 тысяч полетов).

Про затраты на разработку и производство «Руслана» известно немного. В период серийного производства (1984–2004) было выпущено 55 машин. По состоянию на 2008 год стоимость разработки и производства одного Ан-124 оценивалась в промежутке от 70–100 до 150–160 млн долларов.

Американские перспективы

Истинные причины вероятного возобновления производства F-22 «Раптор» кроются в сложной ситуации, которая сложилась вокруг создания и перспектив продаж на международном оружейном рынке нового истребителя F-35. Сегодня разве что ленивый не лягнул это «чудо» техники, которое США создают как единый истребитель завоевания господства в воздухе наземного и корабельного базирования. И который предлагается для оснащения ВВС американским «друзьям». Многие авиаспециалисты, в том числе и американские, резко критикуют самолет как дорогой и не соответствующий современным требованиям. В учебных боях он проигрывал как американским F-16 и «Раптору», так и российским Су-30СМ и ПАК ФА (Т-50).

Тем не менее не стоит сомневаться в том, что при положительном решении и выделении средств «Раптор» будет вновь запущен в серию. Наверняка техническая документация к нему сохранилась, а технологические мощности сборочного цеха корпорации-производителя Lockheed Martin (Мариэтта, штат Джорджия) без труда могут быть «реанимированы». В условиях нагнетания антироссийской истерии такой вариант весьма вероятен, а деньги для этого найдутся.

Наши перспективы

Значительно сложнее ситуация в плане воссоздания серийного производства в России Ан-124 «Руслан» или его аналога. По заявлениям того же Борисова и других известно, что самолет такого типа сегодня и в перспективе будет востребован в армии и народном хозяйстве. Для удовлетворения этих потребностей сегодня есть два пути — возобновить производство Ан-124 или создать более современный супертяжелый «грузовик», по своим возможностям не уступающий «Руслану».

Возобновление производства модернизированного варианта Ан-124 на мощностях ульяновского ЗАО «Авиастар-СП» возможно, но весьма проблематично. Такая попытка в 2008–2011 годах путем создания российско-украинской кооперации провалилась из-за резкого ухудшения политико-экономических отношений между двумя странами.

Немалой будет и общая стоимость реализации проекта. Так, один Ан-124 в 2002–2004 годах с комплектом двигателей оценивался в сумму от 60–70 до 120 млн долларов. В 2011-м, по мнению вице-премьера Сергея Иванова, вся программа возобновления производства «Русланов» стоила как минимум 20 млрд рублей. В этом же году Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ОАО «Мотор-Сич», заявил о переносе программы восстановления производства Ан-124 «Руслан» в Ульяновске на 2016 год.

Сообщения от 2013 года о начале работ по восстановлению производства в Ульяновске с двигателями Д-18Т реального подтверждения не нашли, а в августе 2014-го замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь заявил, что российско-украинский проект воспроизводства и модернизации тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией с повестки дня снят. Как известно, с тех пор отношения между странами, как и общая экономическая ситуация, только ухудшились.

Сегодня вопрос с «Русланом» весьма запутан и далек от своего решения. Как заявил РП известный авиаспециалист Павел Иванов, «пики внимания и заявления о скорейшем воспроизводстве сменяются спадами интереса». Главный редактор «Авиапанорамы» считает, что «политика и пиар вступают в схватку с экономической целесообразностью».

Второй путь — создание нового тяжелого транспортного самолета в интересах армии и гражданского рынка. Скорее всего, это более реалистичное решение вопроса — иметь отечественный тяжелый транспортный самолет типа Ан-124 «Руслан». По словам Павла Иванова, на фоне «кампании по импортозамещению более реальными представляются планы разработки российского дальнего тяжелого ВТС Ил-106».

По словам того же Юрия Борисова, «в ближайшее время … придется серьезно поработать над перспективным авиационным комплексом, я имею в виду сверхтяжелый транспортный самолет». Подразумевая создание такого самолета для ВКС России, он выразил уверенность в том, что авиастроители способны создать самолет, востребованный военными и гражданским рынком. Подтверждением этого Борисов считает «подъем на крыло» в 2017 году легкого военно-транспортного самолета Ил-112 и планы по заказу новых топливозаправщиков на базе Ил-76МД-90А.

Известно, что перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА, условно «Ермак») разрабатывается в ОКБ им. С.В. Ильюшина на базе проекта транспортного самолета Ил-106. В 2015 году генеральный конструктор АК им. Ильюшина Николай Таликов заявил об окончании проектирования самолета к 2022–2023 году. По другим источникам, разработку нового семейства перспективных сверхтяжелых транспортных самолетов планировалось начать в 2016 году.

Основой создания ПАК ТА, предположительно, станут наработки по проекту тяжелого самолета Ил-106. Его аванпроект победил в 1987 году на конкурсе ВВС СССР по созданию перспективного оперативно-стратегического военно-транспортного самолета.

Проект предусматривал создание самолета с четырьмя двигателями типа НК-92 (ПД-30) и максимальной взлетной массой до 300 т, который мог бы взлетать с грунтовых аэродромов при длине взлетной полосы до 1400 м. При собственной массе 135 т самолет должен был перевозить грузы весом 80–100 т на дальность 5000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч. Максимальная дальность самолета — до 10 000 км, практический потолок — 12 000 м. Первая демонстрация модели Ил-106 состоялась в 1992 году на «Мосаэрошоу-92».

В качестве итога

Пути решения проблемы собственного тяжелого транспортного самолета двойного назначения должны быть найдены в ближайшее время. Такой самолет для наших просторов в совокупности с растущими потребностями на международном рынке грузовых перевозок крайне необходим. Да, это потребует немалых средств. Но одним из выходов может быть привлечение заинтересованных в таком «грузовике» отечественных и зарубежных компаний. Рассчитывать на возобновление производства Ан-124 «Руслан» в нынешней ситуации можно, но очень осторожно, при скрупулезном анализе наших возможностей и при их соответствии нашим потребностям. 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх