Лента новостей

16:46
Политика ЕС расколола Францию на два лагеря
16:45
Соратник Тимошенко: «Не те евреи над нами стоят»
16:45
2 года тюрьмы за кражу 20 шоколадок. Уровень бедности в Украине достиг 90%
16:44
Доктор Комаровский: Украина не состоялась как государство
16:43
«Говорящая каска» Тымчук: Агенты Путина повсюду! СБУ – спаси!
16:42
«Единая страна»: Депутаты в Закарпатье уже заседают под флагом Венгрии
16:22
Террористы Порошенко будут убивать граждан стран-членов НАТО
15:52
Учителя предлагают стандартизировать нормы русского языка
15:44
Киевская хунта готовит Запад к войне на Донбассе
15:43
Украина между маразмом и фашизмом
15:42
Субмарина «Белгород»: секретная подлодка со сверхсекретным «Статусом»
15:41
Придётся ли нам воевать с США, и если придётся, то как
12:43
Французам предстоит выбор между тихим угасанием и тяжелой борьбой
12:42
Русские якоря
12:42
Американские нефтяники «просочились» в Крым
12:33
Нет никаких братьев: есть русские и есть кастрюлеголовые
12:32
В Киеве занервничали: в ЕС началась «крымская оттепель»
12:31
Оболваненность французов достигла высочайших степеней
12:31
Новый ракетный корабль проекта Град заложен в Татарстане
12:30
The Hill: США собираются ответить на нарушение Россией Договора РСМД
12:29
Как Россия сделала то, чего от неё не ждали
12:27
Семь способов потопить авианосец США
12:27
За что не любят Хафтара: Запад встревожен перспективой в Ливии
09:42
Парад Победы: подготовка
09:39
Перекуем орала на мечи?
09:17
Долгий путь в Гаагу
09:09
Politiken: Путин действовал рационально
09:06
Киеву пора готовиться к жесткой экономии
09:03
Хорватия: Медийный С-300
09:00
Химера «Великой Албании» – провокация новой войны на Балканах
08:59
Валентин Катасонов: «Куда разворачивается российский капитал»
08:58
Украинские националисты расправляются с ветеранами
08:57
Зарубежные СМИ пишут о расколе во Франции после выборов
08:56
Отказ Первого канала от трансляции Евровидения одобряет три четверти россиян
08:56
The National Interest: «Верзила» — «бомба всех бомб» Второй мировой
08:56
Победа Макрона во втором туре не так очевидна, заявил социолог
08:51
Зачем австрийцам сайт на Урале
08:51
Пока ОН в Турции, разговора не будет
08:49
Белорус литовцу: «Тебе крышка, щегол»
08:47
Александр Роджерс: Почему мы должны оседлать глобализацию
08:45
The Hill: Как ответить русским
08:44
Как и ожидалось: Порошенко просит США начать вооруженную интервенцию в Донбасс
08:43
CNN: Россия готовит превентивный ядерный удар по Америке
08:42
Почему Кудрин не только хочет быть президентом, но и может стать им
08:41
Смерть наблюдателя предвещает ввод «полицейской миссии» в Донбасс
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
» » Прошедший сквозь «Ворота смерти» - контр-адмирал Шабалин А.О.

Прошедший сквозь «Ворота смерти» - контр-адмирал Шабалин А.О.

Прошедший сквозь «Ворота смерти» - контр-адмирал Шабалин А.О.Приближается памятная дата - 71 –я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Почитая те исторические события, нужно всегда помнить о людях, благодаря которым, страна смогла выстоять и победить в той тяжелой битве.

Одним из таких людей, был Александр Осипович Шабалин (1914 – 1982) - офицер Военно-морского флота, контр-адмирал (1969) дважды Герой Советского Союза. Войну он встретил командиром торпедного катера Северного флота. Его боевые качества отличались дерзкими решениями, которые были хорошо спланированы. В послевоенное время Александр Осипович продолжил службу в составе Северного флота, командовал бригадой надводных кораблей, был заместителем начальника штаба Северного флота, а с 1969 по 1975 года был заместителем начальника Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.

Будучи потомственным северянином, он ходил в море на кораблях Мурманского тралового флота. Затем окончил курсы штурманов при Мурманском морском пароходстве и стал штурманом рыболовецкого траулера. 

При достижении 18 летнего возраста в 1936 году, молодого морского штурмана призвали на службу в ВМФ. Весной 1938 года Александр Осипович становится командиром торпедного катера. Первую победу в морском бою он одержал 11 сентября 1941 года, потопив вражеский транспортный корабль. Еще через месяц Шабалин пустил на морское дно очередной транспорт, на борту которого находились 2000 фашистских горных егерей. За одержанную победу Александр Осипович был награжден орденом Ленина.

Как отмечало командование дивизии, атаковал Шабалин корабли противника дерзко и продуманно. Объясняя свои успехи в морском бою, он говорил, что никогда не пользовался стандартными приемами торпедных атак. Командир катера считал их шаблоном, на который легко можно было найти противодействие. Каждую свою атаку он старался проводить по-новому. Но для этого нужно было хорошо знать противника, его тактику и возможности.

Шабалин первым из моряков североморцев применил тактику атаки кораблей противника со стороны моря в ночных условиях. Когда противник был уничтожен, а боекомплект исчерпан, находчивый командир уходил от преследователей к скалистым берегам неприятеля. Там, слившись в ночной мгле с берегом и выключив двигатели, катерники пережидали, пока отчаявшийся их обнаружить враг уходил в другой район. После этого экипаж, запустив двигатели, на полном ходу уходил в базу без боя. 

В начале 1944 года на личном счету Шабалина было 7 уничтоженных кораблей противника. За грамотные и умелые действия он был награжден боевыми орденами и медалями и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

В том же 1944 году Шабалин принимал участие в операции по высадке десантной группы в порт Линахамари. Родина отметила грамотные действия моряка, присвоив ему повторно звание Героя.

Адмирал Головко, в то время командовавший Северным флотом, в своих мемуарах вспоминает о той операции: «Шабалин представлен к награждению второй медалью Золотая Звезда. По праву. Он не только показал пример при высадке десанта в Лиинахамари, но и оставался под обстрелом на рейде, направляя подходившие с моря катера других групп к местам высадки».

После окончания войны Александр Осипович занимал должности от командира бригады надводных кораблей до заместителя начальника штаба Северного флота.

В 1951 году он окончил Каспийское высшее военно-морское училище 

В 1955 году Академические курсы офицеров ВМФ.

С 1969 по 1975 был заместителем начальника Военно-морского училища им М.В. Фрунзе.

По стопам отца пошел и сын Александра Осиповича, ставший моряком-подводником. 

Современники вспоминают, как сам отважный командир, рассказывал о ходе операции по высадке десанта в Линахамари:

«Коридор смерти»

«Чтобы попасть в порт Печенгу нужно пройти длинным и нешироким заливом Линиахамари... В 1944 году в Печенге были фашисты, и город и порт назывался — Петсамо. Залив же фашисты нарекли «Коридором смерти». Это потому, что, как они думали, никто живым по заливу к порту не пройдет.

На листке бумаги он нарисовал узкий залив и в конце его кружочек — порт. Здесь — вход в залив, тут боны и сети, которые тоже нужно было преодолеть. А по берегам у фашистов — пушки и пулеметы. Лучшие инженеры трудились здесь. И когда наши решили штурмовать порт, первых десантников на головном катере приказали высадить мне. Вот так же я размышлял над картой залива в ночь перед операцией. Правый берег, отметил я про себя, — высокий, обрывистый, левый — отлогий. По разведданным на правом — у фашистов особенно тяжелые пушки и больше всего пулеметный гнезд... Посадил я на свой ТК-114 десантников и пошел. За мной — другие катера. Вот и вход в залив. Фашисты нас сразу обнаружили. Вспыхнули прожектора. С обоих берегов разом потянулись к моему катеру светящиеся трассы пуль и снарядов. Огонь все усиливался и казалось, и метра не будет воды, куда не пристрелялись бы фашисты. И вот тут что-то мне словно подсказало, переложил я штурвал вправо и — под высокий берег. Фашисты сперва, наверное решили , что подбили меня. А я понимаешь, еще когда прошлой ночью карту изучал, подумал не здесь ли под высоким берегом для нас — спасение. Так и вышло. Пушки и пулеметы фашистов простреливали весь залив и особенно — середину его - фарватер, а под крутым берегом была «мертвая зона», стволы пушек не опускались так, чтобы бить круто вниз... Этим мы и воспользовались. Катер мой просто исчез из поля зрения артиллеристов правого берега. Ход, правда, пришлось сбавить, чтобы не налететь на прибрежные камни. Так по самому краю «Коридора смерти» мы и пошли. А за мной —другие катера. С левого берега стреляли, но это был уже не тот огонь, на который рассчитывали фашистские инженеры, когда строили свои укрепления... Словом прошли мы «Коридор смерти» и тут уж на «самом полном»— к причалам. По заливу мы шли полчаса, а на бросок к причалу потратили тридцать секунд. Миг — и мои десантники попрыгали с палубы, залегли с пулеметами на берегу, окопались. Еще немного — и остальные катера подоспели. Вот и все...»

Вот, оказывается, как смекалка одного умного человека свела на нет все усилия противника и помогла одержать очередную победу над жестоким врагом.

Александр Осипович Шабалин умер 16 января 1982 года и похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. 

Именем контр-адмирала Шабалина названы улицы в Мурманске, Архангельске и Севастополе. 

Большой десантный корабль Балтийского флота гордо несет на своем борту имя прославленного адмирала.

Прошедший сквозь «Ворота смерти» - контр-адмирал Шабалин А.О.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх