Одним из таких людей, был Александр Осипович Шабалин (1914 – 1982) - офицер Военно-морского флота, контр-адмирал (1969) дважды Герой Советского Союза. Войну он встретил командиром торпедного катера Северного флота. Его боевые качества отличались дерзкими решениями, которые были хорошо спланированы. В послевоенное время Александр Осипович продолжил службу в составе Северного флота, командовал бригадой надводных кораблей, был заместителем начальника штаба Северного флота, а с 1969 по 1975 года был заместителем начальника Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.
Будучи потомственным северянином, он ходил в море на кораблях Мурманского тралового флота. Затем окончил курсы штурманов при Мурманском морском пароходстве и стал штурманом рыболовецкого траулера.
При достижении 18 летнего возраста в 1936 году, молодого морского штурмана призвали на службу в ВМФ. Весной 1938 года Александр Осипович становится командиром торпедного катера. Первую победу в морском бою он одержал 11 сентября 1941 года, потопив вражеский транспортный корабль. Еще через месяц Шабалин пустил на морское дно очередной транспорт, на борту которого находились 2000 фашистских горных егерей. За одержанную победу Александр Осипович был награжден орденом Ленина.
Как отмечало командование дивизии, атаковал Шабалин корабли противника дерзко и продуманно. Объясняя свои успехи в морском бою, он говорил, что никогда не пользовался стандартными приемами торпедных атак. Командир катера считал их шаблоном, на который легко можно было найти противодействие. Каждую свою атаку он старался проводить по-новому. Но для этого нужно было хорошо знать противника, его тактику и возможности.
Шабалин первым из моряков североморцев применил тактику атаки кораблей противника со стороны моря в ночных условиях. Когда противник был уничтожен, а боекомплект исчерпан, находчивый командир уходил от преследователей к скалистым берегам неприятеля. Там, слившись в ночной мгле с берегом и выключив двигатели, катерники пережидали, пока отчаявшийся их обнаружить враг уходил в другой район. После этого экипаж, запустив двигатели, на полном ходу уходил в базу без боя.
В начале 1944 года на личном счету Шабалина было 7 уничтоженных кораблей противника. За грамотные и умелые действия он был награжден боевыми орденами и медалями и Золотой Звездой Героя Советского Союза.
В том же 1944 году Шабалин принимал участие в операции по высадке десантной группы в порт Линахамари. Родина отметила грамотные действия моряка, присвоив ему повторно звание Героя.
Адмирал Головко, в то время командовавший Северным флотом, в своих мемуарах вспоминает о той операции: «Шабалин представлен к награждению второй медалью Золотая Звезда. По праву. Он не только показал пример при высадке десанта в Лиинахамари, но и оставался под обстрелом на рейде, направляя подходившие с моря катера других групп к местам высадки».
После окончания войны Александр Осипович занимал должности от командира бригады надводных кораблей до заместителя начальника штаба Северного флота.
В 1951 году он окончил Каспийское высшее военно-морское училище
В 1955 году Академические курсы офицеров ВМФ.
С 1969 по 1975 был заместителем начальника Военно-морского училища им М.В. Фрунзе.
По стопам отца пошел и сын Александра Осиповича, ставший моряком-подводником.
Современники вспоминают, как сам отважный командир, рассказывал о ходе операции по высадке десанта в Линахамари:
«Коридор смерти»
«Чтобы попасть в порт Печенгу нужно пройти длинным и нешироким заливом Линиахамари... В 1944 году в Печенге были фашисты, и город и порт назывался — Петсамо. Залив же фашисты нарекли «Коридором смерти». Это потому, что, как они думали, никто живым по заливу к порту не пройдет.
На листке бумаги он нарисовал узкий залив и в конце его кружочек — порт. Здесь — вход в залив, тут боны и сети, которые тоже нужно было преодолеть. А по берегам у фашистов — пушки и пулеметы. Лучшие инженеры трудились здесь. И когда наши решили штурмовать порт, первых десантников на головном катере приказали высадить мне. Вот так же я размышлял над картой залива в ночь перед операцией. Правый берег, отметил я про себя, — высокий, обрывистый, левый — отлогий. По разведданным на правом — у фашистов особенно тяжелые пушки и больше всего пулеметный гнезд... Посадил я на свой ТК-114 десантников и пошел. За мной — другие катера. Вот и вход в залив. Фашисты нас сразу обнаружили. Вспыхнули прожектора. С обоих берегов разом потянулись к моему катеру светящиеся трассы пуль и снарядов. Огонь все усиливался и казалось, и метра не будет воды, куда не пристрелялись бы фашисты. И вот тут что-то мне словно подсказало, переложил я штурвал вправо и — под высокий берег. Фашисты сперва, наверное решили , что подбили меня. А я понимаешь, еще когда прошлой ночью карту изучал, подумал не здесь ли под высоким берегом для нас — спасение. Так и вышло. Пушки и пулеметы фашистов простреливали весь залив и особенно — середину его - фарватер, а под крутым берегом была «мертвая зона», стволы пушек не опускались так, чтобы бить круто вниз... Этим мы и воспользовались. Катер мой просто исчез из поля зрения артиллеристов правого берега. Ход, правда, пришлось сбавить, чтобы не налететь на прибрежные камни. Так по самому краю «Коридора смерти» мы и пошли. А за мной —другие катера. С левого берега стреляли, но это был уже не тот огонь, на который рассчитывали фашистские инженеры, когда строили свои укрепления... Словом прошли мы «Коридор смерти» и тут уж на «самом полном»— к причалам. По заливу мы шли полчаса, а на бросок к причалу потратили тридцать секунд. Миг — и мои десантники попрыгали с палубы, залегли с пулеметами на берегу, окопались. Еще немного — и остальные катера подоспели. Вот и все...»
Вот, оказывается, как смекалка одного умного человека свела на нет все усилия противника и помогла одержать очередную победу над жестоким врагом.
Александр Осипович Шабалин умер 16 января 1982 года и похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Именем контр-адмирала Шабалина названы улицы в Мурманске, Архангельске и Севастополе.
Большой десантный корабль Балтийского флота гордо несет на своем борту имя прославленного адмирала.
Подпишись: