Лента новостей

09:06
Через ЦБ РФ мы платим США дань как уже побежденные
09:03
Россия и Китай в «Европейском море»
08:55
В пятом поколении Т-50 нет равных
08:45
The Washington Post: Санкции: конгрессмены договорились
08:40
Этот день в истории - 24 Июля
02:23
ВРТ-300: прототип мощного вертолета-беспилотника от «Вертолетов России»
02:22
Роботы-дояры: в России стартует программа модернизации старых молочных ферм
02:20
Зачем Западу конфликт в Приднестровье: Додон раскрыл антироссийский план
02:19
Сотрудничество России и Никарагуа вызывает страх в США
02:16
Легендарный режиссер Эмир Кустурица признал Крым российским
02:14
Впускать или не впускать? Крым разделился по вопросу туристов из Украины
01:59
Огневая мощь САА: кадры разгрома позиций повстанцев в Айн-Тарма
01:58
Газовые козни Польши и Украины: ЕС отменил иски по Opal к Северному потоку-2
01:57
CNN предсказал неожиданный ответ России на новые санкции США
01:57
Свобода в интернете: о чем молчат либералы в России
01:56
Ополченцы рассказали о бойне под Донецком: весь «хлеб» собрали...
01:55
Планета обезьян: война, чепуха на постном масле
01:53
Браво маэстро! Николай Цискаридзе. О пятой колонне жалких иуд, и остальных продажных предателях россии !!
01:52
Подвиг командира Князя из ДНР: подорвался на гранате, лишь бы не к «укропам» в плен
01:51
Андреевскому флагу над Мировым океаном быть
01:50
Москва должна искать ответ на санкции и новые реалии мировой политики
01:49
Эдуард Лимонов: Почему Россию боятся
01:48
Модульные корветы усилили «морскими убийцами»
01:47
Сверхзащищенные Т-72Б3 поступили в легендарный 68 танковый полк
01:46
Завеса артогня остановит «джихад-мобили»
01:31
Почему до сих пор не найдены виновные в катастрофе MH-17
01:30
Трамп поддержал законопроект о новых санкциях против РФ
01:29
Курт Волкер посетил Донбасс. Что изменится после визита?
01:28
Петр Порошенко пустил Украину с молотка
01:27
С кем воевали наши предки?
01:25
Вести в 20:00. Воскресный выпуск. Итоги недели от 23.07.17
11:17
Волкер едет на Донбасс: Киев ультимативно отказывается от выполнения Минска-2
11:16
«Мова» для «быдла»
11:16
Сирийские войска вышли к южному берегу Евфрата
11:15
Бойня в Идлибе: «Аль-Каида» обретает огромное влияние, захватывая 30 городов и поселков, поглощая 15 исламистских банд
11:10
МИД ФРГ угрожает: турбины в Крым выводят немцев на чистую воду
02:16
Между США и Украиной ухудшились дипломатические отношения
02:13
«Мы их «Патриота» тоже не боимся»
02:04
Военные США бьют тревогу: Россию ждет прорыв в области искусственного интеллекта
02:02
Новости ЕС: в Германии борьба с экстремизмом, в России «подавление» свободы слова
02:01
Ан-124 «Руслан» уступит своё место «Слону»
02:00
Сара Хакаби Сандерс: «Я в настоящее время имею состояние благодати»
01:58
Документальный фильм: «Хакеры. Дымовая завеса»
00:00
Этот день в истории - 23 Июля
12:02
Битва за Дейр эз-Зор: все или ничего
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
» » 10 тезисов о Новом «Шелковом пути»

10 тезисов о Новом «Шелковом пути»

10 тезисов о Новом «Шелковом пути»Замечу, что я не просто скептически отношусь к перспективам партнерства с Китаем. Я очень скептически отношусь к Китаю вообще и исхожу из того, что интересы России и Китая близки к противоположным. Сильно не верю в какие-то концепции о том, что Китай нацеливается на противоборство с США. 

Китай (в середине 1990х годов) сделал ставку на врастание в американо-центричную систему мировой экономики. И чтобы иметь туда, «расширенный» доступ, пожертвовал многим. Например, концепцией «Китайского мира»: проектом экспансии в Азии с опорой на «хуацяо», т.е. китайские общины в других странах. О ней, концепции «Китайского мира», в начале 1990х годов не говорил только ленивый. Особенно в США, по интересам которых эта концепция била сильно и больно. Возможно, конечно, «Китайский мир» задумывался как «пужалка» и удачно был разменян на реальные экономические дивиденды. Но очевидно то, что Китай отдал много, но и получил тоже очень много. А главное, - создал вектор, по которому при всех издержках идет уже 20 лет. И никаких признаков, что Китай начал сомневаться в этом векторе,- нет. Поколение китайских политиков и технократов выросло, имея перед глазами именно этот вектор, а не какой-то другой. Другой вопрос, что через где-то 20 лет китайцы, поднакопив силенок, начали сомневаться, не продешевили ли они тогда, в середине 1990х .... В любом случае, нынешние американо-китайские «терки» - это спор о месте Китая в американоцентричной системе мировой экономики, а не о создании Китаем своей глобальной экономической системы. 

Теперь о «Шелковом пути».

1. Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы его озвучили еще в конце 1980х годов, а в середине 1990 это была суперактуальная тема. Опять скажу: мы просто забыли, ЧТО тогда говорили про ШП. А зря. Потому, что тогда в российских СМИ и аналитическом сообществе бывали случаи, когда рубили правду-матку забесплатно. ШП называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и писали: «шелковая удавка «Шелкового пути». Причем писали патриоты, которые сейчас от восторга захлебываются, говоря о партнерстве с Поднебесной. Писали, кстати, правильно, про удавку-то…. Ибо ШП (иногда добавляют «великий», но я обойдусь «без придыхания») действительно является прямой альтернативой основном транс-российским логистическим коридорам. Почему не реализовался проект в 1990е? Причин много – ресурсы были брошены на ликвидацию технологического отставания (сравните китайские «мобилки» тогдашние и нынешние – сразу станет ясно, что деньги потрачены не зря), началась долгоиграющая нестабильность в Центральной Азии, началась война в Афганистане и «великие сердары» качнулись в американскую сторону и т.д. Короче, - «не склалось».

2. Концептуально и исторически, ШП – полная противоположность Транссибу. Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть, - в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком. Не более того. Рентабельность транспортировки выявляется исключительно в конечной точке маршрута. 

Экономическое развитие стран региона китайцам, - до «лампочки». Они вообще к «туземцам», так себе, как, наверное, большинству известно. Собственно, ШП в древности (он имеет мало общего с современным, но тоже показательно….) это был всего лишь караванный путь и сопутствующая ему транспортная инфраструктура. Доходы от «пути», поступающие к узкой прослойке местной знати приводили к деградации местной экономики. Это были своего рода «нефтедоллары» того времени.

3. Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для развития промышленности региона и его социального подъема. И современный вариант «Транссиб 2.0» - коридор «Север - Юг» развивается Россией по такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного рода индустриальными проектами и объектами, которые гораздо более важные, чем собственно транспортный коридор. И это гораздо более интересно с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с «иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России – это просто пошло.

4. Вообще смысл китайской стратегии развития ШП – минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что резать расходы китайцы очень умеют. Собственно, все последние китайские терки в Центральной Азии и с Россией это терки за право собственности на инфраструктуру. Собственно, в этом и вся проблема с «Силой Сибири», реализация которого мне виделась и видится в большом тумане. По мне за время «бодания» с китайцами можно было бы солидно проинвестировать в развитие газопереработки. Но, конечно, начальству виднее. Правда, нам обычно не говорят, ЧТО начальству виднее. А жаль. Очень интересно.

5. Интересно то, что китайцы исторически не имеют опыта обслуживания такого рода коридоров. ШП в древности обслуживали не китайцы, совсем не китайцы. Их называли «рахдониты».

Посмотрите про них - узнаете много интересного, кто такие. Рекламируемый в настоящее время «южный» (морской) маршрут ШП тоже обслуживали не китайцы. Они были слишком великие, чтобы куда-то плавать – все к ним должны были приплывать. Это были арабские купцы тоже весьма смутного аравийского происхождения. Я бы их назвал «морские рахдониты», учитывая историю региона и этническую принадлежность населявших его племен. Там интересная история, которая в т.ч. объясняет и «Венецию» и «Геную», и процветание Британии в конце 18 – первой половине 19 века, как минимум (во времена, когда китайцы в основном опиум курили). Кстати, интереснейший маршрут – там надо было добиваться рентабельности на КАЖДОМ «плече». На каждом, Карл! То есть, номенклатура грузов тасовалась постоянно. Это надо уметь!!!! Это – высший логистический и торговый класс! Китайцам до него….

6. Сейчас есть 6 или 7 вариантов маршрута ШП. Через Россию почти полностью идет 2. Транссибирский и Арктический (СМП). Еще 1 проходит через Россию частично. Только первые два реально постоянно функционируют и референтны с точки зрения рентабельности перевозок и страховой стоимости грузов. Все остальное - попытки апробации и зондаж степени организационной сложности маршрута. Конечно, их можно создать и отработать, но делать их основными.... Глупо. Но они важны китайцам, как резервные коридоры и инструмент давления на нас. А в целом крупнейшим логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из «шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной, устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к себе. Но мы должны понимать, что китайцы никогда не положат все «яйца» (свои) в одну «корзинку» (нашу). НИ-КОГ-ДА. И стремиться к этому не надо. Но и на китайский блеф, которого, к слову, становится в последнее время многовато, о том, что они то тут что-то сделали, то там, реагировать не стоит. Просто надо понимать, что в нашей дружбе с Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток, дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное. А то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север-Юг» наши интересы с китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической, политической и силовой игры….

7. Китайцы удивлены (т.е. в китайской системе ценностей «сильно расстроены») что Россия не слилась за скоро 2 года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в маневрировании. Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014 были с плохо скрываемой ухмылкой. Сейчас они нервничают и почти истерят. Последний наезд по результатам визита ДАМ переводится на русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….» Не более того, но и не менее. Этот эмоциональный всплеск, в действительности, очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути. С учетом назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром «шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев» - полный, кстати, аналог советской истории со своими аналогами МБХ и т.д. с «военными») продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может месяцев 14-15. И тогда, особенно, если обозначим рост экономический хотя бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за Стены»), то разговор пойдет совсем другой. Только к нему тоже надо быть готовым. В том числе и с точки зрения созданной «впрок» инфраструктуры….

8. Проблема в том, что вся концепция ШП мне представляется уже сомнительной. Потому, как ШП ведет в Европу. И больше никуда…. А, вот, будет ли Европа через 10 лет, когда все 6 или 7 ручьев будет созданы тем «рыночным раем», коим она была, когда коридор задумывался, - сомневаюсь.

9. Еще брошу на вентилятор? В 1990е одним из вариантов прохождения ШП (и, кстати, очень интересным) была автомобильная дорога, где нет сильно удорожающий процесс перегрузки контейнеров. Так, вот, - центральным ее участком был коридор через Иран, Ирак, Сирию и Турцию с выходами на Стамбул и Самсун а оттуда паромом до логистического терминала в Варне, который был построен в советское время (в связке с Ильичевском), а также…. Правильно: до Одессы. Собственно, как вы помните, Одесса фигурирует и в других китайских проектах альтернативных коридоров ШП. А теперь погуглите про китайских инвесторов в одесском порту при Януковиче и – вот сюрприз – при Турчинове. И поймите, чем занимается там Мишико. Правильно: это наши замечательные американские партнеры руками "шибздика" (с которого "какой спрос", правда?) ставят нашим еще более замечательным китайским партнерам «пробочку». Собственно, планы на размещение хотя бы минимального военно-морского контингента в Крыму были из этой же «оперы». А они, как теперь ясно, точно были. Вообще, американцы не дремлют и они не лохи. Просто они запутались в обязательствах и спешат.

10. И последняя «зарубочка на память». Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в 1990е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере пролегать именно там, где ИГИЛ (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть. И встает вопрос – а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично себя повел, когда турки сбили самолет? И тут я напомню, что Саудовская Аравия – это не только американский союзник. Это еще и ближайший китайский партнер, которому Пекин, как минимум, дважды поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 гг.), причем в общем количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет у саудов есть) с дальностью чуть более 3000 км. "Калибр" говорите? Возьмите циркуль коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить первым. И больше ничего не писать. Я не прав?





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх