«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»
Появление в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Полларис» на борту выявило необходимость пополнения нашего флота противолодочными кораблями новых типов. Для борьбы сподводными лодками противника было решено использовать вертолёты. С 1962 года флот начал получать сторожевые корабли типа «Комсомолец Украины» с одним вертолётом Ка-25 на борту. Но одиночное базирование вертолета не обеспечивало боевой эффективности, достаточной для решения задачи. Необходимо было групповое базирование, при котором можно было организовать посменную работу вертолётов, обеспечивающих поиск подводных лодок в пределах полосы значительной ширины.
Проект 1123 — противолодочные крейсера-вертолетоносцы
Первые исследования по проекту такого корабля в ЦКБ-17, институтах Госкомитета по судостроению, ВМФ и ВВС начались в 1958 году. Непосредственным проектированием корабля руководил главный конструктор ЦКБ-17 А.С.Савичев (в марте 1967 года его сменил А.В.Маринич).
Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г.Чиликин. Проектирование осуществлялось в тесном сотрудничестве с ОКБ Н.И.Камова, ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-53. Первоначально предполагалось переоборудовать в вертолётоносцы 7 недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ, но позже было принято решение разрабатывать проект с «нуля». 3 декабря 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного судостроения. Вскоре Главком ВМФ С.Г. Горшков утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123.
Первый вариант проекта имел водоизмещение 4500-5000 т, ангар в центральной части корабля на 8 вертолётов, взлётно-посадочную площадку в кормовой части с тремя стартовыми позициями. Проведя исследования по тактике применения поисково-ударной группы, конструкторы ЦКБ-17 пришли к выводу, что 8 вертолётов для круглосуточного поиска недостаточно и увеличили их количество до 14. Это повлекло за собой увеличение размерности корабля. При этом стандартное водоизмещение выросло до 8000 т. Полётная палуба находилась на удлинённом полуюте, а ангар – под ней. Концепция ЦКБ-17 была одобрена, и новое тактико-техническое задание было утверждено 25 января 1960 года.
Разработку эскизного проекта поручили на конкурсной основе ЦКБ-17 иЦКБ-53 (главный конструктор А.Л.Фишер). ЦКБ-17 представило 8 вариантов компоновки корабля. Победителем конкурса стал четвёртый вариант проекта, дальнейшую разработку которого и поручили ЦКБ-17. В процессе работы заказчик выдвигал новые требования, и конструкторам пришлось разработать ещё 16 вариантов, обсуждение которых вылилось в серию жарких дискуссий. В результате для рабочего проектирования был выбран 23 вариант. Основная часть работы была выполнена к маю 1962 года и в июне началась передача документации заводу-изготовителю.
Строительство головного противолодочного крейсера проекта 1123 «Москва» (заводской№701) началось 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444 им. И.И. Носенко (бывший №198 им. А.Марти).
Главным строителем был назначен Торично Михаил Васильевич. Старшим строителем был сначала Корчагин Владимир Николаевич, чуть позже – Прудников Николай Алексеевич. Ответственным сдатчиком в процессе приемо-сдаточных испытаний был заместитель директора завода Ганкевич А.Б., затем – Коноваленко Виктор Константинович. Начальником монтажного цеха – Шавокшин Эдуард Иванович. Начальником достроечного цеха – Винник Иван Иосифович. Военную приемку возглавлял капитан 1 ранга Ващиленко В.В., ведущий военпред капитан 1 ранга Новиков Д.Г., главный наблюдатель от ВМФ – капитан 1 ранга Хохлов А.М.
14 января 1965 года корабль был спущен на воду, а 27 января зачислен в списки кораблей ВМФ.
В конце 1966 года начались швартовые испытания. 3 марта 1965 года началось формирование экипажа.
Командиром корабля назначен – капитан 2 ранга Копылов Геннадий Павлович. Заместителем командира по политической части — капитан 3 ранга Поляков Николай Николаевич, командиром вертолетной эскадрильи – капитан Богданов Владимир Иванович, старшим помощником командира корабля – капитан 2 ранга Романов Борис Сергеевич, командиром боевой авиационной части 6 (БЧ-6) — майор Тулий Павел Михайлович.
16 апреля 1967 года на корабле торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР. Ходовые и государственные испытания прошли с 21 апреля по 3 ноября. 10 января 1968 года корабль был включён в состав 21 бригады противолодочных кораблей Краснознаменного Черноморского флота (первоначально предполагалось включить его в состав Краснознаменного Северного флота).
Мореходные испытания ПКР «Москва» завершены.Экипаж корабля и члены правительственной комиссии во главе с контр-адмиралом Б. Н. Ламмом.
Надпись «Москва» на борту крейсера появилась только в 1968 году, а до этого из-за соображения секретности корабль ходил под различными бортовыми номерами, которые часто менялись, а перед выходом на боевую службу — обязательно.
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт.
Энергетическая установка состояла из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котлов КВН-95/64 с наружными экономайзерами.Двухвальная котлотурбинная энергетическая установка мощностью90000л.с. обеспечивает скорость полного хода28узлов и дальность плавания экономической скоростью 6000 миль. Водоизмещение корабля составляло 13000т.
В целях снижения гидроаккустического поля в фундаментах главных и вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на крупном корабле). Для уменьшения теплового поля выхлопные газы охлаждались расположенными внутри трубы электорами. Для защиты от неконтактных магнитных мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток.
Авиационное вооружение
Основным оружием противолодочного крейсера проекта 1123 считались вертолеты Ка-25ПЛ. По замыслу, сначала в районе предполагаемого нахождения вражеской подводной лодки вертолеты сбрасывают радиогидроакустические буи (РГАБ), а затем, после первоначального обнаружения цели, уточняют ее координаты с помощью опускаемых гидроакустических станций (ОГАС). Уничтожение субмарины также возлагается на вертолеты, а в случае близкого нахождения крейсера — на ПЛРК «Вихрь». По сценарию, при круглосуточном поиске в воздухе постоянно должны были находиться два-три вертолета. Во время проектирования «Кондора» наиболее опасным районом, в котором могли быть развернуты американские ракетные подводные лодки, считалась акватория Северного Ледовитого океана. Поэтому «Москва» (в дальнейшем и «Ленинград») предназначался для Северного флота, причем планировалось его взаимодействие с расположенными по кромке льда гидроакустическими станциями, замаскированными под посты научных и метеорологических экспедиций. Однако пока корабли дальней зоны ПЛО проектировались и строились, ситуация изменилась. На вооружение американских подлодок поступили баллистические ракеты «Поларис» А-3 и «Посейдон» с гораздо большей дальностью полета, из-за чего позиции патрулирования переместились в более отдаленные районы Мирового океана. Актуальность охоты за подводными ракетоносцами в Баренцевом море отпала, и оба противолодочных крейсера остались на Черном море с задачей поиска атомных субмарин в Средиземном море и Атлантике.
Противолодочный вертолет Ка-25ПЛ разрабатывался в ОКБ Н.И.Камова и был принят на вооружение в 1962 году. Он имел двухвинтовую соосную схему, взлетную массу 7,2 т, максимальную скорость 205 км/ч и максимальную дальность полета 650 км. Поначалу шасси вертолета оснащалось надувными баллонетами, позволявшими в случае необходимости совершать посадку на воду. Но надувными баллонеты показали себя неэффективными, и в 1973 году их сняли. Тогда же Ка-25 оснастили агрегатами чрезвычайного режима АЧР, в случае отказа одного двигателя автоматически переводившими работу второго в форсированный режим.
Для обеспечения поиска подводных лодок на вертолете устанавливалась ОГАС «Ока», РЛС «Инициатива-2» со счетно-решающим устройством «Жасмин» и устройство СПАРРУ-55 для приема сигналов от РГАБ. В нормальных условиях вертолет мог взять одну 450-мм противолодочную торпеду АТ-1, или четыре глубинные бомбы ПЛАБ-250-120, или 36 малых гидроакустических буев «Чинара», позже замененных новыми типа «Жетон».
Самонаводящаяся акустическая торпеда АТ-1 могла поражать подводные лодки, идущие со скоростью до 25 узлов на глубине до 200 м.
На борту корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25Ц и 1 Ка-25ПС; из них 12 в большом нижнем ангаре под полётной палубой и 2 в малом на верхней палубе).Для подъема вертолетов из нижнего ангара на полетную палубу площадью 2400 м2 применяются два лифта – вертолето-подъемника с цепным приводом.
Для транспортировки летательных аппаратов внутри ангара имелась специально спроектированная полуавтоматизированная система продольно-поперечной буксировки с помощью цепных транспортеров. По верхней палубе вертолеты перемещались тягачами. Оба ангара были оборудованы системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров керосина, водораспыления с автоматическим включением и воздушно-пенного тушения, температурно-тревожной сигнализации. В нижнем ангаре имелись три специальные противопожарные асбестовые шторы, которыми можно было отделить очаг возгорания от остального объема (по воспоминаниям моряков, эти шторы хорошо подходили для экрана при демонстрации фильмов). В верхнем ангаре размещалась ремонтная мастерская, осуществлявшая мелкий ремонт и регламентные работы после каждых ста часов налета.
На полетной палубе находились три взлетно-посадочные площадки и одна резервная, использовавшаяся только для взлета. По наружному контуру палуба оборудовалась специальным сетчатым ограждением и системой светосигнальных огней. Каждая ВПП оснащалась системой заправки вертолета топливом и маслом (аналогичная система в нижнем ангаре считалась резервной и практически не использовалась), а также всеми необходимыми противопожарными средствами и устройством подачи теплого воздуха для обогрева двигателей вертолетов. Запас авиационного керосина составлял 280 т.
Под нижним ангаром на нижней палубе, 1-й и 2-й платформах размещались погреба авиационного боезапаса, вмещавшие по штату 30 торпед АТ-1, 40 250-кг противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 150 ориентирных авиационных бомб, 504 РГАБ «Чинара» и 300 буев «Поплавок». Весь боезапас хранился в стеллажах; с помощью тельферов и специальных тележек он подавался к винтовому лифту грузоподъемностью 1500 кг, доставлявшему его в нижний ангар. Подвеска оружия и кассет с буями на вертолет предусматривалась как в ангаре, так и на верхней палубе. Имелся и особый, хорошо защищенный погреб для хранения 8 ядерных глубинных бомб мощностью по 80 кг.
Управление полетами осуществлялось из нависавшего над палубой стартово-командного поста (СКП), в котором находился командир БЧ-6. Никаких специальных устройств (типа распространенного на Западе «Медвежьего капкана»), улавливавших вертолет при посадке, не было: внушительные размеры полетной палубы позволяли сажать винтокрылые машины так же, как и на суше. Следует отметить, что во время пребывания противолодочных крейсеров в базе, вертолетов на них, как правило, не было: они располагались на берегу в поселке Мирный (Донузлав) в составе 78-го Отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка (ОКПЛВП). А перед уходом в дальнее плавание одна из четырех эскадрилий полка перебазировалась на корабль.
Противолодочное вооружение
Крейсер «Москва» стал первым кораблем советского ВМФ, получившим на вооружение противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК). Этот комплекс –РПК-1 «Вихрь» – разрабатывался с 1960 года коллективом конструкторов под руководством Н.П.Мазурова и был принят на вооружение после испытаний на «Москве» одновременно с крейсером. ПЛРК включал в себя двухбалочную пусковую установку МС-18 с автоматом заряжания барабанного типа, систему управления стрельбой и устройство для загрузки ракет в погреб.
Противолодочная ракета 82Р (калибр 540 мм, длина 6 м, масса 1800 кг) оснащалась твердотопливным двигателем и «специальной» (то есть ядерной) боевой частью; она могла поражать подводные цели на любой глубине и дальности от 10 до 25 км от стрелявшего корабля.
Целеуказание осуществлялось по данным ГАС «Орион», «Вега» или от внешних источников. При необходимости комплекс мог применяться для уничтожения надводных кораблей противника (при установке взрывателя на глубину 0 м). Боезапас «Вихря» по штату составлял 8 ракето-торпед 82Р.
Для атаки подводных лодок в непосредственной близости от корабля, а также уничтожения выпущенных торпед предусматривались две пусковые установки РБУ-6000, стрелявшие 119,5-кг реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 5,8 км. Специально для проекта 1123 ЦКБ-17 разработало систему КУ-37, представлявшую собой комплекс автоматических устройств подачи, загрузки и разгрузки бомб РГБ-60. Ее внедрение позволило существенно сократить (до 15 секунд) цикл подачи и заряжания каждой бомбы, уменьшить численность обслуживающего персонала на 8 человек и объем помещений – на 100 м3. Боезапас рассчитывался на осуществление десяти полных залпов и составлял 120 бомб РГБ-60 на каждую пусковую установку.
Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1123, размещенные в амбразурах по бортам на уровне ангарнойпалубыи предназначавшиеся для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-53 и СЭТ-65. Последние хранились непосредственно в аппаратах – система перезаряжания не предусматривалась. Возвышение оси торпедных труб над ватерлинией при нормальном водоизмещении составляло около 5 м, углы обстрела – по 55° в нос и корму от траверза.Выше размещать торпедные аппараты было нельзя из-за максимально допустимой высоты падения торпед, равной 7,5 м.Следует заметить, что включение в состав вооружения «Кондора» торпедных аппаратов при наличии ПЛРК «Вихрь» и вертолетов с авиационными торпедами было совершенно излишним. Опыт эксплуатации корабля показал малую эффективность торпедных аппаратов, поскольку они во время волнения на море заливались морской водой. При последующих модернизациях крейсера торпедные аппараты были сняты с вооружения корабля идемонтированы в 1976 году, а освободившееся место использовали под обустройство дополнительных кают.Позже аппараты ПТА-53-1123 установили на проходившие модернизацию БПК проекта 61.
Зенитное вооружение
Универсальный зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм», как и РЛРК «Вихрь», тоже разрабатывался специально для кораблей проекта 1123. Он состоял из двух спаренных пусковых установок Б-189, двух погребов с постами контроля и подготовки ракет и двух станций системы управления «Гром». Опытный образец комплекса М-11 проходил испытания на опытном судне ОС-24 (переделанном из крейсера «Ворошилов»), а первые серийные были приняты госкомиссией в 1969 году уже на ПКР «Москва».
Входившая в состав комплекса одноступенчатая твердотопливная ракетаВ-611 имела стартовую массу 1800 кг, размеры 0,6×6,1 м, скорость ЗМ и максимальную дальность стрельбы 35 км. Она оснащалась мощной боевой частью массой около 120 кг. Это позволяло использовать ее против надводных кораблей и катеров (отсюда и обозначение комплекса «универсальный»), а также гарантировало уничтожение любой воздушной цели при срабатывании неконтактного взрывателя на расстоянии до 40 м. Зенитные ракеты хранились в погребах вертикально в двухъярусных вращающихся барабанах; общий запас ЗУР – 48 единиц на каждую пусковую установку. В целом ЗРК «Шторм» показал неплохую эффективность, однако оказался слишком громоздким и потому мог устанавливаться лишь на кораблях водоизмещением не менее 5500 т.
В проекте крейсера «Москва» было зарезервировано место под установку двух ЗРК ближнего действия «Оса-М». Однако испытания последнего затянулись, и оба «кондора» вступили в строй без этих ракет. Позже от монтажа «Осы» отказались из-за острейшей нехватки места для жилых помещений. Вместо ЗРК оборудовали две дополнительные каюты для замполита и командира БЧ-5.
Артиллерия
Артиллерийское вооружение ПКР «Москва» включало две спаренные автоматические 57-мм артустановки ЗИФ-72 (АК-725) и две радиолокационные системы управления огнем «Барс-72». Особенностью системы ЗИФ-72 стало введение ленточного питания (550 патронов на ствол) и непрерывного охлаждения стволов забортной водой. В то же время из-за малого веса снаряда (2,8 кг, из них всего 153 г. взрывчатого вещества) эффективность стрельбы по скоростным воздушным целям оказалась невысокой, а по надводным или береговым — вообще бессмысленной.
Радиоэлектронное оборудование
Для обнаружения подводных целей на крейсерах установлены гидроакустическая станция дальнего обнаружения,опускаемая ГАС «Орион»и гидролокационная станция с буксируемой антенной гидроакустической станцииГАС «Вега».В состав радиотехнического оборудования, также входили:ГАС «Хоста» для связи со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия «Восход», резервная РЛС «Ангара-А», телевизионная система «Кузнечик», визир ночного видения «Агат». Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств поступала в боевую информационно-управляющую систему «Корень-1123» (впервые в отечественном флоте). Также впервые установлен полный комплект средств РЭБ. Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.Корабельное вооружение могло применяться при волнении моря до5баллов (при включении успокоителей качки).
Крейсера проекта 1123можно отнести к подклассу крейсеров-вертолетоносцев. Ониявились принципиально новыми кораблями отечественного флота во всех отношениях – по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения быстроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 ОПЛВП). Корабли обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения, современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61. К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений, пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых сплавов и ненадёжной системы пожаротушения «Карат-М», слабое зенитное вооружение.
Крейсер одинадцать раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды выходил в Атлантический океан. Он участвовал в крупных учениях «Весна» (1969г.), «Броня» (1969г.), «Океан» (1970г.).
Вертолетоносец «Москва». Черное море, июль 1969г. Морская практика курсантов ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.Слева автор сайта А. Климович и Г. Починков.
8 – 13 апреля 1970 года и 26 – 29 апреля 1973 года крейсер нанёс визиты в Александрию (Египет), 5 – 10 июня 1974 года и 12 – 19 апреля 1982 года – в Риеку (Югославия), 8 – 13 апреля 1978 года – в Алжир, 27 сентября – 5 октября 1979 года – в Дубровник (Югославия), 12 – 18 июня 1982 года – в Луанду (Ангола), 25 июня – 2 июля 1982 года – в Лагос (Нигерия), 10 – 11 августа 1991 года – в Варну (Болгария), 20 – 25 ноября 1991 года – в Тартус (Сирия).
Михаил Сергеевич Дексбах, лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева после тренировочной посадки на «Москву» на вертолёте Ка-25. Чёрное море, Севастополь, ноябрь 1972 года.
18 ноября 1972 года, после нескольких тренировочных полетов на вертолете Ка-25, лётчик-испытатель М.А. Дексбах впервые безупречно посадил на палубу ПКР «Москва» самолёт вертикальноговзлёта Як-36М.
Первая посадка самолета Як-36М на палубу вертолетоносца «Москва». Слева направо: главный конструктор самолета С.Г. Мордовин, летчик-испытатель М.С. Дексбах, командир бригады противолодочных кораблей, командующий авиацией ВМФ И.И. Борзов, командир вертолетоносца «Москва» А.В. Довбня, руководитель работ от феодосийского ЛИЦ – первый заместитель начальника центра Вороненко О.А., начальник феодосийского ЛИЦ А.В. Пресняков.
Испытания на ПКР «Москва», проводившиеся при разных скоростях хода корабля и в различных метеорологических условиях, при искусственной качке, показали, что самолет Як-36М вполне пригоден к эксплуатации в морских условиях.
М.С.Дексбах — летчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева и Г.А.Матвеев — ведущий инженер ОКБ А.С.Яковлева по самолету Як-36М № 02, на котором Дексбах совершил первую посадку на ПКР «Москва». Рейд Феодосии. 18 ноября 1972 года
Решение о развертывании серийного производства Як-36М на Саратовском авиазаводе было принято в 1973 году.
Валерий Васильевич Бабич, инженер-судостроитель, работавший начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям на Черноморском судостроительном заводе
Валерий Бабич, автор книги «Наши авианосцы», участвовавший в создании всех наших авианосцев, инженер-судостроитель, работавший начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям на Черноморском судостроительном заводе вспоминает:«…В сентябре 1972 года, когда Черноморский завод заканчивал сборку на стапеле корпуса головного тяжелого авианесущего крейсера «Киев». Предназначенного для базирования самолетов Як-36М, и до ввода в строй этого корабля оставалось еще 3 года, в Севастополе полным ходом шла подготовка к проведению первой посадки самолета на один из уже действующих вертолетоносцев. Выбор пал на противолодочный крейсер «Москва».
С начала 1960-х годов и у нас, и в Англии велись интенсивные работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки. Наш самолет, палубный штурмовик — Як-36 M проектировался в ОКБ А.С.Яковлева, опытные экземпляры были изготовлены на московском машиностроительном заводе этого ОКБ — ММЗ «Скорость». В 1971 году наземные испытания опытных экземпляров самолета были завершены,и предстояло выполнить экспериментальную посадку на корабль. На «Москве» Черноморский завод оборудовал временную взлетно-посадочную площадку, возвышавшуюся на 300 мм над полетной палубой — боялись сжечь при посадке подпалубное оборудование и изоляцию. Як-36 М был доставлен из подмосковного города Жуковский на аэродром в Кировское под Феодосией на тяжелом военно-транспортном самолете.
18 ноября 1972 года в ясную солнечную погоду М.С. Дексбах взлетел с аэродрома в Кировском на самолете Як-36М и, совершив пролет на малой высоте над крейсером «Москва», зашел на него на посадку. Самолет шел на околозвуковой скорости. Все происходило настолько скоротечно, что глиссаду снижения Дексбах выполнил самостоятельно по ориентирам-судам, поставленным в 7-ми и в 3,5 км от неподвижно стоящего на траверсе мыса Чауда крейсера «Москва».
В первой точке он запустил подъемные двигатели, а во второй начал перевод сопел подъемно-маршевого двигателя в вертикальное положение.
Посадка прошла успешно. При подходе, возле самой кормы «Москвы» мощные вертикальные струи двигателей Як-36М подняли из воды мириады частиц водяной пыли, и она в лучах невысокого осеннегосолнца создала радугу, в которой самолет медленно, осторожно продвигался к кораблю и, наконец, опустился в центре посадочной площадки. Это было фантастическое зрелище! Отклонение от размеченных точек посадки для колес не превышало 10-15 см! Все выбежали на полетную палубу и качали Дексбаха. Когда попробовали рукой площадку в месте посадки — она была чуть теплой.
Вечером все участвовавшие в испытаниях Як-36Мпошли в ресторан «Моряк» в Феодосии. Нас было около 20 человек от разных организаций. От Черноморского завода в этой встрече участвовали строители «Киева» по авиационному комплексу А.И.Середин, М.С.Фещенко и я — конструктор по авиационно-техническим средствам и вооружению этого корабля. Время было позднее, в ресторане почти не было посетителей, да и они вскоре ушли, мы остались одни и закрыли ресторан на ключ.
Экстравагантный и темпераментный Керим Бекирович Бекирбаев — заместитель генерального конструктора А.С.Яковлева, произнес речь в честь «именинника» Миши Дексбаха и успешно прошедшей посадки. Конечно, все говорилось многозначительно и в завуалированной форме типа «сегодня на свет родился младенец…» и т.д., как было принято в те времена, но все понимали, о чем идет речь. Здравицы звучали далеко за полночь. Когда ушел оркестр, я сел за фортепиано, и мы пели песни — о летчиках, моряках и о Николаеве — родине наших авианесущих кораблей. Это были незабываемые минуты…
«За мужество и героизм, проявленные при освоении новой техники» заслуженному летчику-испытателю СССР М.С. Дексбаху 23.06.1981 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Первый полет опытного экземпляра английского самолета вертикального взлета корабельного базирования «Sea Harrier» состоялся почти через 7 лет — 18 июня 1979 года».
Герой Советского Союза летчик-испытатель М.С. Дексбах
В 1973 году крейсер «Москва» принимал участие в съёмках художественного фильма «Океан».В марте 1974 года ПКР «Москва», находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта.
2 февраля 1975 года в 12.15 часов во время обеда в истории крейсера «Москва» произошла очень серьезная авария. В результате короткого замыкания на распределительном щите дизель-генератора возник пожар.
Пожар на вертолетоносце «Москва»
Из-за особенностей конструкции (переборки из сплава АМГ) пожар начал быстро распространяться по трюму. В связи с обесточиванием корабля (кормовой дизель-генератор не запустился) не сработала система пожаротушения и экипаж прибегнул к помощи подошедших спасательных судов «Бештау», «Казбек» и ПС-21. На корабле работало 16 пожарных команд. Во избежание взрыва боезапаса были затоплены погреба с 57-мм снарядами и ракетами для ЗРК «Шторм». Тушение пожара велось заливанием водой очагов возгорания с палубы, что привело к скоплению масс воды в верхних отсеках трюма. По приказу руководившего спасением корабля вице-адмирала В.А.Самойлова пожарные команды начали спускаться в трюм и с целью предупреждения корабля от опрокидывания стали тушить пожар только пеной, а воду начали отводить в нижние отсеки. Пожар локализовали в 17.10 часов, а полностью он был потушен в 19.15 часов. От угарного газа погибли мичман Ткач и матросы Лукашев и Титов. Всего пострадали 26 чел (в т.ч. 11 тяжело).
С 1976 года крейсер входил в состав 11 бригады 30 дивизии Краснознаменного Черноморского флота. В 1982-1989 годах корабль проходил ремонт на «Севморзаводе». Последний выход крейсера «Москва» в море состоялся 26 мая 1993 года.
27 апреля 1994 года крейсер выведен в резерв ВМФ 2 категории. А 22 июня 1995 года переклассифицирован и переименован в плавказарму ПКЗ-108 — так проще можно будет в дальнейшем продать первый в истории страны знаменитый вертолетоносец по расценкам металлолома, надеясь на то, что возможно этой сделки с обычной плавказармой никто и не заметит! Свое прежнее имяпротиволодочный крейсер-вертолетоносецпроекта 1123 «Москва» передал ракетному крейсеру проекта 1164 «Слава».
7 ноября 1996 годана корабле (ПКЗ-108)был спущен Военно-морской флаг и затем он был продан на лом в Индию. А27 мая 1997 годакорабль на буксире вышел из Севастополя в Индию для разделки на металл.
Противолодочные крейсера пр. 1123 «Ленинград» на «корабельном кладбище» в г. Аланг, Индия
Самолеты вертикального взлета и посадки первоначально предполагалось использовать с противолодочных крейсеров типа «Москва», предназначенных для базирования четырнадцати вертолетов Ка-25, но исследования показали, что размерений и водоизмещения такого крейсера не хватает для размещения требуемого из условий эффективности применения числа самолетов. В результате вместо предполагавшейся закладки на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода в Николаеве третьего корпуса модернизированного проекта 1123 было принято решение создать новый тип корабля с авиационным вооружением. Новый проект получил обозначение 1143, и после его утверждения в Николаеве началось строительство головного корабля.
Читайте нас: