Лента новостей

04:11
У вас есть право обжаловать решения: Памфилова встретилась с недокандидатами в МГД
21:10
Из-за политики США Huawei  уволит 70% американских трудяг
20:49
Союзников США ужаснул увесистый ответ РФ на провокацию в Японском море
20:30
Безработный Навальный отмыл на шоу с выборами в МГД 10 миллионов рублей
20:21
Манипуляции провалились: Памфилова поставила «навальнят» на место
20:17
Снова здорово: Штаты опять обвиняют Россию во вмешательстве
19:58
Скакуасы Ходорковского провалили майдан. Мошенник готовит новый план
19:48
Либералы предпочитают красть первыми: вся правда о Навальном и ко
19:13
Мазохисткие наклонности Польши: 80 лет с начала Второй мировой войны отмечает с Германией, без России
19:10
Как и зачем фашист Сергей Смирнов стал либерастом-демократом
16:54
Москвичи устали от «цветного» шоу зависимых от Госдепа кандидатов
16:36
Китаю необходимо укрепить свои ВВС российскими истребителями
16:25
Навык, которым должен обладать каждый чиновник
16:10
Расизм как политтехнология. Зачем Дональд Трамп сам нарвался на скандал
16:09
Стало известно, кому Россия должна заплатить по справедливости. Виктор Мараховский
16:08
Китаю никто не нужен, он нужен всем
16:08
Ну, здравствуй, однопартийная система!
16:06
Спецназ ЦВО получил новую версию «Тигров-М СпН» с 5 классом защиты
16:00
Монопенисуальный состав
16:00
Sina (Китай): США могут проиграть российским военным технологиям в космической войне
15:59
Донбасс: Виртуальная реальность войны
15:58
ЦБ случайно проговорился о скором обвале
15:57
И хочется, и колется, и мама не велит...
15:55
Ким Чен Ын и Sinpo-C
15:54
Европа наказала «Рустави – 2»
15:53
Причина трагедии на атомной подлодке ВМФ РФ АС-31 "Лошарик"- отказ от украинских аккумуляторов
15:52
Репетиция парада на День ВМФ
15:52
Для Зеленского пришло время испытания Донбассом
15:51
Сигнал к окончанию войны в Донбассе
15:51
Кризис в Персидском заливе в зарубежной карикатуре
15:32
Ельцин собирался продать Карелию финнам за $ 15 млрд
15:31
Американский космос терпит неудачи
15:31
Минобороны ответило на обвинения Сеула в нарушении воздушного пространства
15:30
СМИ: военный самолет РФ нарушил воздушное пространство Южной Кореи, корейцы произвели предупредительные выстрелы
15:30
Я мог бы выиграть эту войну за неделю...
15:29
«Зеленая» версия СССР
15:27
Дикое поле. Перезагрузка
14:43
РКН начеку: оскорбления в адрес госсимволов РФ недопустимы
14:06
Европа обмочила штанишки из-за выборов в Раду
12:59
У стран НАТО пробило дно: они гнобят Турцию, чтобы прикрыть свои провалы
12:26
К НАТО задом: Турция и Россия могут подкинуть альянсу серьезных проблем
11:34
Мнение. Попытки свергнуть режим в России дорого обойдутся революционерам
11:33
В США начало образовываться «кладбище» неиспользуемых Boeing 737 Max
11:33
ВМС Великобритании направили к берегам Ирана атомную подводную лодку
11:29
Винтовка Мосина, она же знаменитая «трёхлинейка»
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!


 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина


Опубликовано: legioner     Источник


Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. {text_stat}
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. {text_stat}
    Николай Черняк онлайн

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх