Лента новостей

20:34
«Караван отчаявшихся»: причины и следствия миграционного кошмара у границ США
20:23
ЕС не может договориться об общей армии без США – все реальнее нереальный сценарий
20:10
«Государство-пират» пригрозило РФ жестким ответом за блокировку Азовского моря
20:03
Навальный назвал региональные штабы бесполезными, объявив им ультиматум
20:00
Хроники синей «Бумаги»: как уничтожают российскую молодежь
19:40
Давайте отменим санкции против России? Словакия призналась Штатам, что теряет больше РФ
18:31
Опрос ВЦИОМ показал резкое ухудшение социального самочувствия в России
18:30
Бывший глава СБУ: Украина не способна противостоять России
18:29
Нидерланды не поддержали идею создания европейской армии
18:26
СМИ: ВМФ продолжит закупку фрегатов проекта 22350
18:25
Тука: Военно-морской базы ВМС Украины на Азове не будет
18:24
На Украине в очередной раз перепишут учебники истории
18:24
В Пентагоне назвали предельную стоимость создания космических сил
18:23
Малайзия опять пожаловалась на российские Су-30МКМ
18:23
Американская база в Польше будет, но в другом виде
18:21
Переговоры ничего не поменяли, Путин смеялся над Абэ не стесняясь
18:20
Будь достоин: украинских школьников воспитывают на «подвигах» дивизии СС «Галичина»
18:19
МВФ считает Крым российским
18:18
В Кремле оценили расследование убийства Александра Захарченко
18:17
На фоне «холодомора» МВФ требует от Украины еще раз поднять тарифы
18:16
Психозы недели. День жестянщика
18:15
Томосоторможение нэньки
18:14
«Это настоящая война»: массовое задержание российских судов на Азове
18:13
Кремль принуждает Евросоюз к отказу от доллара
18:11
Гигантская советская стройка снимает угрозу войны в Средней Азии
18:10
Прибалтика ищет способы отобрать Калининград
18:09
Нужно ли России перекрывать Украине Азовское море
16:01
Как ВМС Польши, полным составом, на учения ходили под Калининград...
16:00
НАТО превращается в коммуналку: к перепалке Макрона с Трампом
15:59
Идлиб. 16.11.2018
15:59
Российский бюджет и нытьё «всепропальщиков»
15:55
Парижские впечатления Петра Порошенко
15:52
«Хорошее русское воспитание», — немку удивляют дети в России
15:49
Под ледяным щитом Гренландии обнаружен крупный кратер
15:45
Месть за мужа: Луценко опозорила Порошенко
15:44
Бесспорные острова (много фото)
15:44
Западная шестерка «Бумага» призывает молодежь пить, курить и здоровью вредить
15:42
Как создавали "Буран"
15:41
Ходейда. 16.11.2018
15:38
Жизнь россиян станет дороже
15:34
Норвежцы за корабль не боролись
15:31
Кремль принуждает Евросоюз к отказу от доллара
15:30
Объединение России и Белоруссии
15:27
Кто то жжёт элиту в Калифорнии, надо сказать, что делают это умело и масштабно
14:02
СУ-34 Flanker - США в страхе перед «русским" истребителем
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


» » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. {text_stat}
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. {text_stat}
    Николай Черняк

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх