Лента новостей

03:57
Глава ЛНА Хафтар напомнил об ужасных преступлениях ПНС и наемников в Ливии
03:33
Западные санкции закалили российскую экономику
02:54
Мощнейшая гроза обрушилась Москву
02:51
Малькевич: Наличие внешнего врага в лице Турции объединило ливийский народ
02:45
Кравец удивилась "странностям" на похоронах Норкиной
02:39
Экс-глава МИД Турции рассказал о "тонком послании" Эрдогана по собору Святой Софии
02:18
Танк победы: Т-90С Алжира против «Абрамса» США, советских Т-72Б и VT-1 КНР
02:03
В Грузии горит пятизвездочная гостиница Radisson
02:00
Россия предлагает оставить один КПП для доставки гумпомощи в Сирию
01:57
Зенитные ракетные войска ВВС России
01:54
Швейцария присоединилась к санкциям ЕС против должностных лиц Венесуэлы
01:15
Израиль и Иран столкнулись с общей проблемой
01:09
Алексей Венедиктов оценил вероятность полномасштабной войны России и Украины
00:57
Раскрыта суть «коррупционного преступления» Владимира Зеленского: накупил облигаций
00:54
Адвокат Ивана Сафронова раскрыл тайну его дела: завербовали спецслужбы Чехии
00:30
Фармаколог призвал жителей Петербурга соблюдать меры безопасности из-за пандемии
00:27
Политолог Бредихин: боевики ПНС стали инструментом Европы для регулирования миграции
00:24
Турция шантажирует восточную Сирию отключением подачи водоснабжения
23:57
У президента Бразилии обнаружили коронавирус
23:36
Ученые выявили еще один фактор, усугубляющий течение заболевания коронавирусом
23:21
Венгрия, тонущая в карпатском мусоре, предъявила претензии Зеленскому
23:18
Судья КСУ Слиденко заявил: термин «русскоязычные граждане» – это «часть военной доктрины Путина»
23:15
Представитель Зеленского в КСУ: «языковой закон» конституционный, для русскоязычных граждан нужен отдельный закон
23:12
2400 пистолетов Макарова для укрепления обороны подарила Эстония Украине
23:09
«Слуги» увеличивают налог на землю для уничтожения мелкого фермерства
23:06
Замглавы «Слуги Народа»: через 10 лет на Украине забудут о русском языке
23:03
Украинские министры выбирают подчинённых с помощью гороскопов
23:00
Депутаты Киевсовета вступились за Порошенко и потребовали от Зеленского остановить репрессии
22:54
Журналиста и советника главы Роскосмоса Ивана Сафронова арестовали на два месяца.
22:51
Сирия новости 7 июля 22.30: предотвращен теракт в Африне, Джулани озвучил свои условия для освобождения Абу Салаха Аль-Узбеки
22:45
Кравец удивилась "странностям" на похоронах Норкиной
22:39
Вассерман объяснил, зачем Китаю вступать в МДТО
22:36
Бойко оценил вероятность военного столкновения с Россией после слов главкома ВМС Украины
22:30
Выход из Договора по открытому небу ослабит влияние США в НАТО
22:24
Концепция Севера как геополитическая альтернатива
22:00
ЕС – Киеву: никакой возрожденной промышленности, не за то стоял майдан
21:54
Цепкало обратился в прокуратуру Белоруссии из-за «лжесвидетельств»
21:51
Теперь официально. Трамп уведомил ВОЗ о выходе США из организации
21:48
Россияне не пострадали при столкновении поездов в Чехии
21:45
Лукашенко раскритиковал «разбалованных» белорусских бизнесменов
21:24
Куда поперек батьки?
21:06
Кто вошел в новый кабинет министров страны
21:05
Фильм, который ждут даже депутаты – «Шугалей-2»
21:00
Михаил Делягин высказал свое мнение о возможном присоединении Донбасса к России
20:54
Дырки в сырном рынке
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » Аналитика » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!


 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина



Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. Старшина
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. Лейтенант
    Николай Черняк

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх