Лента новостей

23:00
Могут ли Нурсултан Назарбаев и его наследники стать следующими правителями России?
22:08
Путин выполнил просьбу Кадырова и передал Чечне нефтяную компанию
22:08
Российский флот станет еще эффективнее благодаря новой технологии пополнения боезапаса
20:25
Трагедия над Латакией: почему израильские самолеты оказались в зоне присутствия российских ВКС и как ответит Москва?
20:16
Сбитый в Сирии самолет: почему не сработала система «свой — чужой»?
19:32
Ил-20 найден, выживших нет. На ком лежит вина за эту сирийскую трагедию?
19:28
Расслабьтесь, войны с Израилем не будет!
19:28
В Пентагоне прокомментировали крушение самолёта Ил-20
19:26
Российские граждане уже гибли в войнах с Израилем
19:24
Адский конвертер: Как Андрей Костин государственные банки подставил
19:24
США выразили соболезнования в связи с крушением Ил-20 в Сирии
19:23
Sky News: Теперь Израилю будет гораздо сложнее проводить операции в Сирии
19:19
В ситуации с Ил-20 есть французский след?
19:09
Минские соглашения теперь и в Идлибе? Шойгу рассказал о деталях меморандума
19:08
Силуанов пояснил, когда РФ обжалует решение по долгу Украины
19:06
Заявление Наливайченко об использовании гадалок и астрологов в СБУ. Ответ ведомства
19:05
Из принцесс в золушки. Эрдоган без сверхдержавной риторики
19:02
Карты, деньги и гробы: в Ростове-на-Дону под видом похоронного бюро работало казино
19:01
Операция «ликвидация»: в Киеве раскрыли тактику МВФ
18:59
Трагедия Ил-20 в Сирии: Соловьёв и Багдасаров об основных версиях
18:57
Иностранная интервенция против Сирии. Михаил Ошеров
18:55
О санкциях как оружии в борьбе за контроль над миром
18:54
Кто поплатится за сбитый в Сирии российский Ил-20?
18:51
Сергей Собянин принес присягу на верность городу и москвичам
18:51
Нетаньяху выразил соболезнования Путину после крушения Ил-20
18:50
Кучма требует извинений от Трампа за Украину
18:48
Военной операции не будет: Россия и Турция договорились создать демилитаризованную зону в Идлибе
18:43
В Совфеде предложили постпреду США обратиться к психиатру
18:40
Упц вашингтонского патриархата
18:28
Разорвавший договор о дружбе с РФ Порошенко обрек Украину
18:28
Компромисс России и WADA: кто кому больше уступил в деле о допинге
18:21
Серик Малеев. Каспийская увертюра казахского МИДа. Как казахи Россию и Иран американцами припугнули.
18:17
Серик Малеев. Казахстан Крым не брал
18:16
Утечка с генеральной репетиции «Белых касок»: в Сеть попало видео подготовки провокации в Идлибе
18:05
Почему российские гиперзвуковые ракеты в лидерах американских страхов?
17:56
Минобороны схематично показало передвижение израильских F-16 и российского Ил-20
17:41
Великолепная столица: совсем скоро в Москва-реке появится бассейн
17:32
В Минфине поддержали план главы ВТБ по дедолларизации экономики
17:15
Путин призвал не сравнивать ситуацию с Ил-20 со сбитым Турцией Су-24
17:01
В Штабе Андрея Тарасенко предоставили доказательства нечестной игры кандидата-коммуниста Ищенко
13:12
Посадить придется всех...
13:11
«УПЦ Вашингтонского патриархата»
12:58
Переговоры в Пхеньяне
12:53
Европа на грани запретов мемов в интернете
12:45
«Хотеть не вредно»
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. {text_stat}
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. {text_stat}
    Николай Черняк

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх