Лента новостей

20:49
Как Коломойский делает бизнес на власти
20:49
Новая эпоха терроризма
20:47
Найдено доказательство вины Ирана в атаке на саудовские нефтезаводы
20:46
Дело Болтона живет: Трампа готовят к войне с Ираном
20:46
Россия - "ржавая бензоколонка"? Развеиваем, как дым, миф оппозиции
19:22
Вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко под огнём критики из-за проблем в ЖКХ
18:06
Стало известно о «сумасшедших планах» НАТО в холодную войну
17:42
Навальный слит в утиль: Ходорковский двигает Дудя
16:08
Вне закона: через проект «Умное голосование» Навальный собирал персональные данные граждан
16:08
Россия разместила ЗРС-400 в Арктике
13:47
Истребитель Су-35С в Турции
13:46
Самолёт Министра промышленности Мантурова
13:43
Потоки финансирования оппозиции переключаются с проекта "Навальный" на проект "Дудь"
13:42
Чемезов опроверг существование «политбюро» ближнего круга Путина
13:42
Минфин вводит социальные сертификаты, разбираемся что это и зачем?
13:41
Пенсии 500 тысяч россиян разошлись по частным фондам. СК полагает, что это было мошенничество
13:40
Россия развернула комплексы С-400 в Арктике
13:39
Александр Роджерс: «Нефть по 25» и реальные последствия мирового кризиса
13:38
Забытая (?) правда
13:37
В России готовятся запустить разработку крупнейшего месторождения титана и отказаться от поставок с Украины
13:37
Таинственный инсайдер заранее знал об атаке на Саудовскую Аравию
13:37
Убийцы среди вас...
13:36
СМИ: Россия и Белоруссия получат единый Налоговый кодекс
13:28
Латвия глазами латышей
13:28
«Опомнитесь, ж#ды!» Зеленскому угрожают из-за продажи украинской земли
13:28
Мода как средство управления толпой
13:25
ФРГ создает проблемы французскому оружейному экспорту
13:25
Пришло ли время раздела Саудовской Аравии
13:24
Неожиданный поворот: проблемы Саудовской Аравии с нефтью принесли крупную победу России
13:24
Майк Помпео уже обвинил Иран в атаках на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии
13:23
Наш вам с кисточкой! Зачем Аваков продемонстрировал Зеленскому свой спецназ
13:22
Что я думаю про американские многоквартирные дома из ОСБ-панелей
13:21
Детали экономической интеграции России и Белоруссии
13:20
Брошенные и преданные русские на Украине опаснее бандеровцев
13:20
Пассы руками или как российский газ перестаёт быть "агрессивным"
13:19
Нефтяные резервы США готовы выйти на рынок, чтобы уронить цены
13:19
О переговорах в Анкаре
13:18
Капиталистический долг
13:11
Такого не покажут по ТВ / Вся правда о жизни в Украине
13:10
Атака дронов на мировую стабильность
13:09
Раскритикованная Путиным чиновница решила уволиться
13:09
Удар по США: зачем Франции понадобился Сноуден
13:08
Истребители Су-57 и ЗРК С-500 – фактор стресса для западных «партнеров»
13:08
В МИД России осудили США за призыв «шире смотреть на бомбардировки»
13:07
Корабль Зеленского между Сциллой и Харибдой
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


» » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!


 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина


Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. {text_stat}
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. {text_stat}
    Николай Черняк

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх