Лента новостей

19:48
В Мурманске ФСБ задержала сторонника «Правого сектора», который готовил теракт
19:45
Юристы отказываются защищать Украину по керченской провокации
19:42
Небо ДНР укроют «Мантией»
19:39
Пушилин заявил, что Киев пытался сфальсифицировать коммюнике парижского саммита
19:36
Путин: повторения Сребреницы в Донбассе Россия не допустит
19:33
Офис Зеленского сфальсифицировал в переводе коммюнике по итогам встречи в Париже
19:30
«Слуги народа» продлят неконституционный законопроект об особом статусе Донбасса
19:27
В Одессе в день траура по жертвам пожара в колледже «слуга народа» открывал ресторан в Аркадии
19:24
В Раде произошла массовая драка националистов-«свободовцев» со «слугами народа»
19:21
Рассекречены причины пожара в киевском Доме профсоюза в 2014 году
19:15
Блогер Варламов назвал самые комфортные для жизни города России
19:12
Главные новости 11 декабря
19:03
Двуличные США говорят о мирном урегулировании в Сирии и поддерживают боевиков
19:00
Абсурдный проект о признании РФ «страной-террористом» связали с деградацией США
18:54
ЦБ установил официальные курсы доллара и евро на 12 декабря
18:51
Ультиматум Турции по базе Инджирлик показал истинное влияние США на Ближнем Востоке
18:48
Помощь Турции позволит Сирии включить северные регионы в экономику страны
18:42
Нацпроекты и развитие частного бизнеса помогут России решить проблему зарплат
18:27
Увидеть невидимку: как выглядит стелс-корвет на экране радара
18:24
Ракета без промаха
18:18
Т-17: Бронированный «Лилипут» Страны Советов, проигравший «англичанину»
18:06
Yeni Akit (Турция): Путин обескуражил Париж, назвав чеченского командира «бандитом»
18:03
Страна (Украина): штрафы за русский для детей и споры с Венецианской комиссией. Чем займется мовный омбудсмен Татьяна Монахова
18:00
Главред (Украина): Путин никогда не простит Зеленскому унижения в Париже
17:57
Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): провал российско-белорусского саммита
17:54
Чемпионка мира по бодибилдингу Наталья Кузнецова не обижается, что у ее мужа бицепс меньше: «главное — любовь и поддержка» (The Daily Mail, Великобритания)
17:48
»Т Плюс» за год планирует перейти на «альткотельную» еще в 13 городах
17:45
Общий долг потребителей «Т Плюс» составляет 85,7 млрд рублей
17:43
Киберофицеры, ваша сеть под прицелом
17:42
»Т Плюс» планирует обновить 1,5 ГВт мощностей за 6 лет
17:39
В Рязанской области открыли животноводческий комплекс «Шацк»
17:33
США расширили санкции в отношении Ирана
17:30
Попытки искажения истории Второй мировой продолжаются, заявил Путин
17:28
Саммит по Сирии не может пройти без России
17:27
Обвинившая лидеров в «крахе детства» Тунберг попала на обложку Time
17:24
Россотрудничество назначило своего представителя в Сирии
17:12
Как Польша забирает себе украинский газ
17:03
Зеленский больше не президент Украины
16:45
УП: Украина и ЕС обсудили санкционную политику в отношении Крыма
16:42
Вести: сериал с Зеленским в главной роли покажут по российскому телевидению
16:39
Daily Mail: «говорили о вмешательстве в выборы» — Трамп опубликовал фото с Лавровым из Овального кабинета
16:33
Украинский президент перенимает тактику своего предшественника в вопросе Донбасса
16:32
Из-за лени американских войск в Сирии погибли люди
16:27
США без базы
16:21
Новогодние вклады заменили лотереи
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Мировое обозрение » Аналитика » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!


 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина



Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. {text_stat}
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. {text_stat}
    Николай Черняк

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх