Лента новостей

08:13
Американца потопят российские корабли в Черном море
08:12
США накажут Россию за удар по беспилотнику
08:11
Вооружен и очень комфортен: ВМФ России получил цифровой ракетоносец
08:09
Украина хочет возить в Антарктиду туристов, а обратно — полезные ископаемые
08:07
В отличие от Януковича у Порошенко нет своего Ростова — Бондаренко
08:04
Что делать? Присоединить Украину к ЛДНР
08:03
Америка будет сбивать «Авангарды» из космоса
08:02
Крепость Крым. Как и от кого будет защищаться полуостров
08:01
Посольство США в Багдаде рассылает сотни тонн неизвестного груза по всему миру
07:59
Шаргунов: Елена Бойко стала жертвой доносов украинской диаспоры
05:37
Эксперт объяснил, зачем Вашингтон раскручивает тему Курильских островов в Японии
01:45
Тупица Яшин спалился на накрутке лайков под видео
20:30
Пропагандистка из РФ готова оскорблять сограждан ради денег Лондона
20:22
США пытаются пугать Россию ядерным оружием
19:53
Истребитель F-16C 64-й эскадрильи США перекрасят под российский Су-57
19:52
Скандальная «Медуза» закроется из-за харассмента
19:51
В Минобороны ответили на заявления о "неперспективности" ГСРК "Авангард"
19:50
Томпсон: Россия должна уничтожить ракету 9М729 и пусковые установки к ней
19:49
Советник Порошенко: Хорватский сценарий на Донбассе невозможен
19:43
Путин поехал в Сербию, наверное, что-то замышляет
19:42
Страх и ненависть в США
19:41
Киев решил пустить Донбасс на дно
19:38
Почему необходим гражданский контроль за силовыми ведомствами Украины
19:33
Внезапно: Львовский суд признал незаконным запрет русского языка
19:31
За культуру в Европе отвечает украинский наркоман
19:28
Остался ли голос разума в Европе?
19:26
"Нафтогаз" заявил об аресте активов "Газпрома" более чем на $2,5 млрд
19:24
В Госдуме прокомментировали выдворение львовской журналистки Бойко
19:20
Власти хотят запретить Китаю скупать российский лес
19:12
В России создадут подлодку-ледокол
19:09
Украинское танкостроение подошло к своему концу
19:08
ЦБ проиграл на форексе еще $9,5 млрд
19:07
НАТО ждет конец: тайное оружие Кремля уже наготове
19:04
Когда надо говорить «спасибо, санкции». Россия отказалась от ПАСЕ
19:02
Чем разброд и шатания на Западе выгодны России
19:01
Россия может третий раз в истории отдать свои земли
18:56
Кому действительно под силу воссоздать советский «Руслан»
16:15
«Новая газета» взялась за русскую литературу
16:06
Награды нашли своих героев: лучшие юнармейцы получили медали
15:55
Духовный раскол. Почему Папе Римскому не нужна украинская церковь
15:34
Сергей Гаврилов выступил за предоставление убежища и гражданства РФ гонимым православным украинцам
15:19
Трамп удивлен: американские солдаты в Сирии продолжают погибать от рук исламистов ИГ*
13:47
Рада Украины приняла закон об изменении юрисдикции религиозных общин
13:31
Каддафи дал им «Великую реку», а после переворота Ливия умирает от жажды
13:29
Чем разброд и шатания на Западе выгодны России
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


» » В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!

 «Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...


Татьяна Воеводина







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "В чём секрет советской школы? Было несравненно более серьёзное отношение к делу!"


2 комментария

  1. {text_stat}
    midashko
    Когда перед обществом возникнут подлинные задачи...

    И когда это интерено они возникнут, а   может уже давно появились. Да министру образования неведомо. Почему до сих пор ЕГЭ не отменен? Почему учитель не защищен от хамства учеников и их родителей? Почему нет единых учебников?

    Очень удобно ссылаться на отсутсвие неких условий, как вот когда появятся все эти условия. Да никогда не появятся, если министры будут бездействовать. 

  2. {text_stat}
    Николай Черняк

    драть надо детей .. как сидоровых коз... и не смотреть на все это! достали эти сказки о красивом ИДИОТСКОМ ЗАПАДЕ! там до игрались в ПИДАРЫСТНИ .. и толерантность! нынче надо жесткость во всем с детьми! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх