Гиперборея – далёкая северная страна из греческой мифологии, вкупе с Атлантидой, давно не даёт покоя туземным фальсификаторам истории, строчащим книжку за книжкой в цветастых обложках в жанре "псевдоисторическая фигня". Из Гипербореи сделали не мало ни много аж целую прародину индоевропейцев, которая почему-то располагалась за полярным кругом. Видать морозы, по мнению гиперборейских фриков, стимулируют умственную и физическую деятельность человека. Тогда эскимосы и якуты должны были стать самыми великими народами на Земле, но видать арийских генов не хватило для расцвета эскимоской цивилизации. Понять гиперборейских фриков можно: деятелям волшебных наук кушать хочется, а работать нет. Вот и играют на чувстве превосходства у недалёкой публики, которой малоинтересна своя настоящая история, а хочется истории в жанре фэнтези с арийскими конанами-варварами в летающих тарелках и татуировками свастик на задницах и с русо-арийскими гендальфами со сверхспособностями и планетарными батарейками в нижних чакрах. Ещё бы, древняя прародина всего человечества и самая первая працивилизация (произносить следует с восторженным придыханием, выпучив глаза и с большой буквы) на Земле! Основатели всего этого волшебного богатства – ну разумеется, русы (а кто еще мог обитать на Русской равнине, как не русы? Названия они врать не будут). А мы таким образом оказываемся потомками безумно древних и славных предков, перед которыми всякие там древние греки с египтянами в долгах, как в шелках.
В фантазиях гиперборейских фриков смешались в бестолковый винегрет сведения греческих писателей, индуистские мифы, санскрит, гаплогруппа R1a (которую фрики считают арийской), измышления философов и мистиков XIX в. и научная фантастика 20-30 гг. ХХ в. Как только и с чем только Гиперборею не перемешали: с островом Туле, Атлантидой, Сваргой, Джамбудвипой, Шамбалой, Арктидой и т. д. И ладно бы гиперборейскому безумию поддались только полоумные туземные фрики и проходимцы, вроде С. Жарниковой, Н. Дёмина, А. Смирнова, В. Шемшука и т. д. (имя им - легион), но и серьезные ученые поддались гиперборейской шизофрении. Например, открыв книгу видного кельтолога Н. Широковой "Культура кельтов и нордическая традиция античности" (М.,2002 г.) мы с удивлением читаем развернутый анализ бредней французского фрика и мистика Р. Генона про остров Туле, Грааль и Шамбалу, причем Широкова вполне серьёзно разделяет мистические фантазии спекулянта от мистической философии!
Если без пристрастия присмотреться к "теориям" гиперборейских фриков, то увидишь в гиперборейских теориях всего лишь плагиат у теоретиков Третьего рейха о нордической расе, которая якобы сформировалась где-то на севере и принесла свет цивилизации остальному миру. Только вместо немцев в роли чистокровных арийцев поставили русских. Самое печальное, что некоторым туземцам эти теории нравятся.
Так что же могла представлять собой Гиперборея? О Гиперборее сообщают только греческие авторы (римские лишь повторяли сведения греков). Гиперборейские фрики очень любят с апломбом утверждать, что, мол, древние авторы писали про Гиперборею, но "слепые догматичные" историки умудрились не заметить античных свидетельств. Степень достоверности источников при этом определяют сами лженаучные фрики, где главный критерий достоверности – вера фрика: научным трудам они не верят, а древним фантазиям и заблуждениям верят. Претензия в данном случае к историкам откровенно странная, потому что на счёт гипербореев нужно обращаться к трудам не историков, а к трудам специалистов по античной культуре. Так, в фундаментальном великого русского антиковеда А. Ф. Лосева "Античная мифология в её историческом развитии" мифологии гипербореев посвящен весьма солидный раздел почти в 20 страниц. Но этот замечательный труд прошёл мимо туземных гиперборейских фриков. Так вот, в поисках Гипербореи и стоит обратиться к античным писателям.
Слово Геродота. Сперва следует дать слово Геродоту, северной локализации которого следуют гиперборейские фрики. Так вот, Геродот несколько раз подчеркнул, что никакой достоверной информации о Гипербореи нет:
"Об областях севернее страны (т. е. Скифии), о которой я начал свой рассказ, никто ничего определенного не знает. И я не видел ни одного человека, который сказал бы, что земли эти он знает как очевидец", IV, 16;
"Итак, области до этих лысых людей нам еще знакомы, о том же, что выше их, никто с точностью сказать не может. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил", IV, 25;
"О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях", IV, 32.
Итак, Геродот и народы, которые по логике соседствовали с гиперборейцами, ничего о не знают о них. Мало того, Геродот прямо заявил, что не верит в существование гиперборейцах: "Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще не верю)". Но кто же тогда рассказал Геродоту о гиперборейцах? Жители острова Делоса, где находился почитаемый греками храм бога Аполлона со знаменитым оракулом:
"Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе… [Далее описывается цепочка народов, через которые гипербореи передают священные дары] …Так то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос...
И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.
По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев", IV, 33-35.
Вот и все сведения Геродота о гиперборейцах. Делосцы сами в Гиперборею не путешествовали, а только рассказывали, почему и как возникли обычаи при жертвоприношениях богиням Артемиде и Илифии в местных храмах, а также поясняющие происхождение и смысл поклонения могилам древних героинь. Это типичные храмовые этиологические мифы, объясняющие происхождение обрядов. Геродот называет источник этих мифов – делосскую жреческую коллегию под названием перфереи, которые якобы вели свое происхождение от гиперборейцев. Насколько эти легенды имеют отношение к северной стране Гипербореи? Связь только одна – боги Аполлон и Артемида, почитаемые на Делосе, и мифы, связанные с этими божествами. По сути, о Гиперборее эти мифы ничего не рассказывают, только упоминается некий город гиперборейцев. Своего рода придание благородной древности культу местных божеств, которым поклонялись даже некие далёкие гиперборейцы, которые находились под особым покровительством Аполлона. Подобные мифы, где жители далёкой страны приходят поклониться местному божеству, были распространены довольно широко. Например, жрецы дельфийского храма Аполлона любили рассказывать о поклонении своего богу лидийских царей. Жрецы фиванского храма бога Хонсу рассказывали легенду о том, как к их богу пришли послы князя страны Бахтан с просьбой излечить дочь князя. Из этого же ряда евангелическая легенда о поклонении трех волхвов из далёких восточных стран новорожденному Иисусу.
Что же мы видим в легендах делосцев о гиперборейцах? Делосцы рассказывали, что когда-то в легендарные времена в их храмы пришли посланцы от неведомого далёкого народа и поклонились их божествам, после чего учредили некоторые обряды. Можно ли в храмовых легендах видеть реальное событие? Нет. Как показали археологические раскопки, могилы, почитаемые древними греками, как могилы героев (некоторые мифические герои имели даже несколько могил в разных местностях, что греков не смущало), оказались могилами простых смертных, иногда даже живших на сотни, а то и тысячи лет раньше или позже, чем приписываемый им герой.
Помимо храмовых легенд Геродот приводит ещё один источник о гиперборейцах – эпическую поэму Аристея из Проконесса "Поэму об аримаспах". Аристей жил, скорее всего, в VIII в. до н. э. (Геродот упоминает, что спустя 240 лет после своей смерти, Аристей якобы снова появился в греческой колонии Метапонтии в Италии и сочинил новую поэму, то есть примерно 700 г. до н., считая от жизни Геродота), так как в поэме упоминалось вытеснение киммерийцев скифами.
"Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах", IV, 13.
Несмотря на фантастичность приводимых сведений, которым Геродот не верит, тем не менее, Аристей (не смотря на легендарность личности, поэма существовала), как житель острова Проконесс (остров Мармара в Мраморном море), мог иметь современную информацию об окружающих народах. Это раннее свидетельство говорит, что гипербореи вообще с реальными народами не соседствовали – они жили за какими-то грифонами, стерегущими золото. Интересно, что Аристей был "одержим Фебом", т. е. Аполлоном, иными словами страдал от психической болезни. Древние греки, как другие древние народы, считали, что психические болезни являются результатом вселения в человека злых духов (если человек вёл себя буйно или неадекватно) или богов (если человек начинал разговаривать с божеством и пророчествовать). Аристей, как можем судить, в бреду душевнобольного совершал путешествия в далёкие страны, где наблюдал одноглазых людей, грифонов и гипербореев. Итак, свидетельство Аристея – это поэма душевнобольного человека, который путешествовал в своих фантазиях.
"Отец истории" гипербореев не нашёл, в их существование не верил, никаких сведений от скифов о гипербореях не получил. Если амазонок Геродот ещё сумел привязать к сарматам, то гипербореев связать с реально существующими народами у него не получилось. Пришлось Геродоту заявить: "В существование гипербореев я вообще не верю", потому что единственными источниками информациями о гипербореях, найденных Геродотом, были храмовые легенды с острова Делос и поэма душевнобольного поэта.
Насколько можно судить по элементам преданий о гипербореях, то восходят они ещё к минойским временам (XXVIII – XIV вв. до н. э.). Это и девушки, приносящие жертвы и поклоняющиеся деревьям, известные по минойским изображениям, и образ грифона, часто встречающиеся в минойском искусстве, и сам бог Аполлон, встречающийся в текстах на табличках с линейным письмом Б (XV – XII вв. до н. э.). Так что и гипербореи, как далёкий народ, находящийся под покровительством Аполлона, могут относиться к минойской эпохе и минойским мифам (нам почти неясная и непонятная уже грекам архаической и классической эпохи).
продолжение будет
Читайте нас: