22 января В 1905 году (9 января по старому стилю) власти устроили так называемое «кровавое воскресенье» - расстрел мирной демонстрации петербургских рабочих. Этот день стал переломным в истории России: была утрачена вера в доброго, справедливого царя, что открыло дорогу революции. Предупреждение Льва Толстого, что теперь за Николая II никто не заступится, сбылось в 1918 году. А ведь никаким бунтом в «кровавое воскресенье» и не пахло, рабочие шли к Зимнему дворцу с царскими портретами и хоругвями. Они намеревались вручить петицию своему государю. Войска не пропустили их и открыли огонь. По официальным данным было убито 130 человек, по данным революционных авторов – около тысячи.
Историки считают «Кровавое воскресенье» до сих пор не разгаданной тайной. Данные о погибших сильно расходятся - чуть ли не в десятки раз. И до сих пор не установлено, кто же персонально отдал приказ стрелять на поражение. Николай II в этот момент находился в Царском Селе; документы свидетельствуют, что никто из правящей верхушки не пытался прогнозировать события и просчитывать возможные варианты. Войскам был дан приказ не пропускать колонны демонстрантов к центру города. Но не было указаний, как поступать, если рабочие не подчинятся приказу повернуть обратно. Вопрос о применении оружия заранее не рассматривался. Многие специалисты считают, что стрельба была начата по команде офицеров невысокого ранга, то есть решение было чисто военным, а не политическим. Сохранились свидетельства одного офицера, который наивно сказал: ну как же было не стрелять, когда нас вывели с оружием! Доказательства того, что священник Григорий Гапон, руководитель шествия, был уже тогда полицейским провокатором, выглядят не очень убедительно.
В 1919 году президент США Вильсон от имени Антанты предложил всем правительствам, существовавшим тогда в охваченной гражданской войной России, собраться за столом переговоров на Принцевых островах (в Мраморном море близ Стамбула). Целью ставилось «достижение какого-либо соглашения или примирения», предварительным условием – прекращение военных действий. Представителям враждующих сторон предлагалось собраться 15 февраля. Ленин объяснил инициативу президента США попыткой «закрепить за собой Сибирь и часть Юга, не надеясь иначе удержать почти ничего», однако на переговоры согласился. К его решению присоединилось рабоче-крестьянское правительство Украины и правительство только что сформированной большевиками Литовско-Белорусской республики (она просуществовала лишь до августа того же года). Однако «белые» правительства Колчака, Деникина и других через парижское «Русское политическое совещание» объявили об отклонении ими предложения Вильсона. «Белые» опасались, что на переговорах они будут поставлены на одну доску с «красными» и что большевистский режим начнет восприниматься как легитимная власть.
В 1967 году исполком Моссовета утвердил проект памятника на Могиле Неизвестного солдата. Был дан зеленый свет возведению одного из главных культурных комплексов Москвы. На торжественном открытии памятника выступили маршал Рокоссовский и мать Зои Космодемьянской. Факел, зажженный на питерском Марсовом поле, поднес к горелке сам Леонид Ильич Брежнев.
Надпись на памятнике сочинили четверо писателей, среди которых Константин Симонов и Сергей Михалков. Получилось следующее: «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен». По указанию сверху ее немного подправили: «Имя твое неизвестно, подвиг его бессмертен».
«Такой памятник должен быть обязательно в парке, - утверждал один из авторов мемориала, скульптор Климов. - У такого монумента надо посидеть, подумать...» Однако у Могилы Неизвестного Солдата нет ни одной скамейки. И это наверное правильно...
В 1991 году по постановлению премьер-министра СССР Валентина Павлова начался обмен 50– и 100-рублевых купюр образца 1961 года.
Сообщение о грядущей реформе появилось в печати лишь накануне, 21 января. Обмен продлился всего три дня (сталинская денежная реформа 1947 года отводила на эту процедуру неделю) и носил откровенно конфискационный характер. Сумма обмена не должна была превышать месячного заработка, в противном случае надо было писать объяснительную в специальную комиссию, созданную на каждом предприятии. Пенсионеры и неработающие меняли деньги в сберкассах. В многочасовых очередях люди теряли сознание, были даже случаи летального исхода.
Процедура обмена состояла в следующем: деньги централизованно изымали и через неделю выдавали изъятую сумму 25-рублевыми купюрами. Новые, "павловские" 50– и 100-рублевки образца 1991 года появились в обращении лишь в начале февраля.
Павлов хотел нанести удар по теневому капиталу. Но подпольные миллионеры хранили сбережения в твердой валюте, и обмен коснулся в первую очередь стариков, а также тех, кто годами копил деньги на "черный день".
24 января на Черемушкинском рынке в Москве 100-рублевую бумажку отдавали за всего 3 рубля (в 1947 году старые деньги в течение всего периода обмена принимались в магазинах за одну десятую номинала).
Оздоровления финансов не произошло, а Валентин Павлов мгновенно сделался самым непопулярным политиком в СССР. Его присутствие в списке ГКЧП отчасти предрешило провал августовского путча 1991 года.
В 1775 году родился испанский музыкант Мануэль Гарсия – певец-тенор, гитарист, композитор и прекрасный вокальный педагог, основатель школы пения в Париже. Свой педагогический талант, волю, сильный характер и музыкальный дар он вплотную приложил к своим детям. Его дочери Мария и Полина прославились как выдающиеся певицы (меццо-сопрано) Малибран и Виардо (последняя, кстати, была близким другом Ивана Тургенева). Папа был так строг, что поклонники потом удивлялись искусству Малибран петь и плакать одновременно. Сын мэтра – Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа-младший – также стал прекрасным певцом и вокальным педагогом, профессором Парижской консерватории и… доктором медицины. Именно Гарсиа-младший изобрел в 1855 году ларингоскоп (зеркальце с ручкой) - прибор для исследования гортани.
Сегодня день рождения Льва Давидовича Ландау - великого ученого, которого называют последним физиком-универсалом.
Ландау, называвший своим единственным учителем Нильса Бора, сам воспитал целую плеяду физиков-теоретиков, которых до него в России фактически не было. В соавторстве с Лифшицем им был создан ставший классическим фундаментальный курс теоретической физики. В 1962 году Ландау за «основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия» был удостоен Нобелевской премии. Остроумный и живой человек, он был создателем и героем многих смешных историй, которые его студенты вспоминают до сих пор. Например, рассказывают как Ландау принимал зачеты: «Как-то группа собралась в аудитории для сдачи зачета. Если сказать, что «поджилки тряслись», то, значит, не сказать ничего. Входит Лев Давидович, и все замирают. Он садится за стол, обводит взглядом аудиторию, кое-кто, особенно девушки, уже близки к обмороку. После театральной паузы в звонкой тишине раздается: «Не ставить студенту зачет равносильно тому, что плевать вертикально вверх. Подходите с зачетками, только не очень давите».
В 1921 году в Ереване родился Арно Арутюнович Бабаджанян. В семье будущего композитора не было профессиональных музыкантов, правда, отец - преподаватель математики - отлично играл на флейте.
Уже в 3-4 года Арно пытался сам играть на старой гармонике и годы спустя, любил рассказывать о своей первой встрече с настоящим композитором в детском саду: "Однажды к нам пришел посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять - у кого есть слух. Я тоже спел, при этом - хлопал под ритм. Этот человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что этого человека звали Арам Ильич Хачатурян".
Первое своё сочинение "Пионерский марш" будущий композитора написал в 9 лет. В 1928 году Бабаджанян оказался в группе одарённых детей при Ереванской консерватории, а через пять лет на республиканском конкурсе молодых музыкантов получил первый приз, великолепно исполнив "Четвертый сонет" Бетховена и "Рондо капричиоззо" Мендельсона. Еще через пять лет, в 1938-ом, 17-летний Арно переехал в Москву и поступил сразу на последний курс музыкального училища имени Гнесиных, который окончил по классу фортепиано у Елены Гнесиной и по классу композиции у Виссариона Шебалина. Свое образование в искусстве композиции и фортепианной игры молодой музыкант продолжил в Московской и Ереванской консерваториях, оставшись в последней преподавателем. В 1956 году Бабаджанян переехал в Москву, где и работал до конца жизни.
Читайте нас: